Презентация на тему Развитие фонематического слуха у детей с ОВЗ
«Использование игровых приемов, как метод активизации учебной деятельности, в развитии фонематического слуха у обучающихся с ОВЗ с нарушением речи»Подготовила:Михайлина Т.Ф.учитель- логопед
«Учу, играю, фонематический слух у детей развиваю»
Фонематический слух -тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.Другими словами, фонематический слух – это способность различать звуки родного языка, отличать мягкие от твердых, глухие от звонких, свистящие от шипящих.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного безошибочного письма.
Предлагаю вашему вниманию игры и игровые упражнения, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.
Первый уровень – узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Игра « Угадай,что звучит»
- Игра «Шумящие мешочки». Вместе с ребенком насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, камушки. Он должен угадать по звуку, что в нутрии.- Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по столу, вазе, чашке. Палочка может оживить любой предмет. Ребенок. закрыв глаза. отгадывает какой предмет звучал.- Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.- Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков.
Второй уровень – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра «Три медведя»
Игра «Узнай чей голос». Один ребенок закрывает глаза, дети называют его имя. Ребенок должен отгадать кто его назвал- Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что дети будут выполнять определенные действия – когда вы будете говорить громко и тихо.- Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает за кого из героев вы произносите определенные слова.
Третий уровень – различение сходных между собой по звучанию слов.
Игра «Слушай и выбирай»
КИТДЫМКОСАКРЫШАУДОЧКАМАККРЫСАКОТУТОЧКАДОМРАККОЗА
Четвертый уровень – различение звуков
1.Выделение звука на фоне слова. 2. Вычленение из слова первого и последнего звука. 3.Определение места звука в слове. 4. Определение последовательности, количества звука в слове5. Дифференциация звуков
Ж-ж-жУгадай, кто пришёл к доктору на приём?
З-з-зУгадай, кто пришёл к доктору на приём?
Игра «Подскажи Петрушке звук» КО… РА… СТАКА… ДЯТЕ… АНАНА…
Помоги Тане добраться до дома.
Помоги Роме увезти овощи (наличие звука [Р]) rrr
рл
Помогите построить мост. Берите дощечки, на которых предметы начинаются с гласного звука.
Пятый уровень- освоение ребенком навыка анализа и синтеза.
Внимательные покупатели ИОАУ
Помогите Даше подобрать к картинке букву, соответствующую первому звуку слова. ЛАВС
НРАПомогите Даше подобрать к картинке букву, соответствующую последнему звуку слова. К
Игра "Как называется цветок"Выдели первые звуки, назови цветок
В каком домике живет звук [ К ]ККК
аплуистл
лисапсу
ЛАЛУЛИ
ГАТАКА
style.opacity
ЮАЛПодул ветер и слово рассыпалось. Помогите Незнайке его собрать
П, Х, Е, У, ТПЕТУХ
1234муха
Игра «Кружки»
345
роткротКот-шутникусыбусы
паркпарсомкомдом
. ОМРДКrr
ПАУКБЛИН
Развивая фонематический слух, вы облегчите ребенку процесс освоения чтения и письма.
Спасибо за внимание