Презентация Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования


Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее — системой оценки), выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки — с другой.В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения. Фактически личностные, метапредметные и предметные планируемыерезультаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классыучебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемыхучащимся: 1) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний2) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний 3) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем проблемных ситуаций4) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества5) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации6) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции7) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии8) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок9) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития ребёнка. В структуре планируемых результатов выделяются:1) Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования, описывающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей. Этот блок результатов отражает такие общие цели образования, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса, целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами различных предметов. 2) Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. Структура ПР Цели-ориентиры «Выпускник научится» «Выпускник получит возможность научиться» Основа итоговой оценки Цели-ориентиры, определяющие ведущие цели и основные ожидаемые результаты изучения данного учебного предмета, дают ответ на вопрос: «Ради чего необходимо изучать данный предмет в школе?» Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу примерной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Достижение планируемых результатов, отнесённых к этому блоку, выносится на итоговую оценку. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения. «Выпускник научится» «Выпускник получит возможность научиться»Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы и выделяются курсивом.При этом невыполнение учащимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. Оба блока описывают примерный кругучебно-познавательных и учебно-практических задач, который предъявляется обучающимся в ходе изучения каждого раздела программы.Планируемые результаты освоения учебных программ по всем учебным предметам сопровождаются примерами заданий базового и повышенного уровня, используемых при итоговой оценке достижения планируемых результатов Задания базового уровня сложности проверяют сформированность знаний, умений и способов учебных действий по данному предмету, которые необходимы для успешного продолжения обучения на следующей ступени. Это стандартные учебно-познавательные или учебно-практические задания, в которых очевиден способ учебных действий. Способность успешно справляться с такого рода заданиями целенаправленно формировалась и отрабатывалась в ходе учебного процесса со всеми учащимися Задания повышенного уровня сложности проверяют способность выпускника выполнять такие учебные или учебно-практические задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения. Учащийся сам должен выбрать этот способ из набора известных, освоенных в процессе изучения данного предмета. В некоторых случаях учащийся сам должен сконструировать способ решения, комбинируя известные ему способы, привлекая знания из других предметов или опираясь на имеющийся жизненный опыт. На ступени основного общего образования устанавливаютсяпланируемые результаты освоения:• четырёх междисциплинарных учебных программ — «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа текстом»;• учебных программ по всем предметам — «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География», « Математика», «Алгебра», « Геометрия»,«Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности». К компетенции образовательного учреждения относится проектирование и реализация системы достижения планируемых результатов. На основе итоговых планируемых результатов, разработанных на федеральном уровне, образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает: 1) систему тематических планируемых результатов освоения учебных программ 2) программу формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ. Оба эти документа включаются в образовательную программу образовательного учреждения в виде приложений. Программа формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ может также являться составной частью разработанных образовательным учреждением общей программы воспитания и развития школьников или отдельных программ формирования универсальных учебных действий, ИКТ-компетентности школьников, основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, стратегий смыслового чтения и работы с текстом/работы с информацией.Процедуры разработки, согласования и утверждения названных документов регламентируются локальными нормативными актами, разработанными и утверждёнными на уровне региона. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результатыВ результате изучения всех без исключения предметов основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа потребного будущего. В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);• готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования. В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере развития коммуникативных универсальных учебныхдействий приоритетное внимание уделяется: формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности. В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:• практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;• практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций. При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их, усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин.Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска, получат возможность освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом. Планируемые результаты освоения учебныхи междисциплинарных программ Формирование личностных универсальных учебных действий В рамках ценностного и эмоционального компонентов будутсформированы: В рамках когнитивного компонента будут сформированы: • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность;• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; • историко-географический образ, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знаниеистории и географии края, его достижений и культурных традиций;• образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики(герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина; знание своей этнической принадлежности, национальных ценностей, традиций, культуры, ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация,понимание конвенционального характера морали;• экологическое сознание. В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: Выпускник получит возможность для формирования: готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций;• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально- исторических, политических и экономических условий;• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;• готовность к выбору профильного образования. выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интересак учению;• готовности к самообразованию и самовоспитанию;• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Формирование регулятивных универсальных учебных действий Выпускник научится: Выпускник получит возможность научиться: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;• планировать пути достижения целей;• устанавливать целевые приоритеты;• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; построению жизненных планов во временной перспективе;• самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства достижения целей;• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;• основам саморегуляции в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью;• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;• адекватно оценивать свои возможности основам саморегуляции эмоциональных состояний;• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия напути достижения целей. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий Выпускник научится: Выпускник получит возможность научиться: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать;• устанавливать и сравнивать разные точки зрения;• задавать вопросы;• осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь; адекватно использовать речь; • работать в группе; • основам коммуникативной рефлексии;• отображать в речи содержание совершаемых действий. • учитывать разные мнения и интересы;• продуктивно разрешать конфликты;• брать на себя инициативу;• оказывать поддержку и содействие;• осуществлять коммуникативную рефлексию;• точно, последовательно и полнопередавать партнёру необходимую информацию;• вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи;• чётко формулировать цели группы ипозволять её участникам проявлять собственную энергию для достиженияэтих целей. Формирование познавательных универсальных учебных действий Выпускник научится: Выпускник получит возможность научиться: • проводить наблюдение и эксперимент; осуществлять расширенный поиск;• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;• осуществлять выбор эффективных способов решения задач;• давать определение понятиям;• устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять логическую операцию; обобщать понятия; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию; строить классификацию; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;• объяснять явления, процессы, связи;• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;• структурировать тексты;• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений,понимать и употреблять обороты речи основам рефлексивного чтения;• ставить проблему, аргументировать её актуальность;• самостоятельно проводить исследование на основе примененияметодов наблюдения и эксперимента;• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;• организовывать исследование с целью проверки гипотез;• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся Выпускник научится: Выпускник получит возможность научиться: подключать устройства ИКТ, использовать аккумуляторы;• соединять устройства ИКТ с использованием проводных и беспроводных технологий;• выполнять базовые действия с экранными объектами;• осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;• входить в информационную среду образовательного учреждения, в томчисле через Интернет, размещать в информационной среде различныеинформационные объекты;• выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;• соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ. • осознавать и использовать в практической деятельности основныепсихологические особенности восприятия информации человеком.Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамкахпредметов «Технология», «Информатика», а также во внеурочной ивнешкольной деятельности. Формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности Выпускник научится: Выпускник получит возможность научиться: планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект,• отбирать адекватные методы исследования, формулировать выводы;• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение и др.;• использовать различные методы получения знаний: постановку проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;• логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства;• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении иприменении научного знания. самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;• использовать догадку, озарение, интуицию;• использовать такие математические методы и приёмы, как переборлогических возможностей, математическое моделирование;• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поискисторических образцов;• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: образность, художественный вымысел, оригинальность;• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;• осознавать свою ответственность за достоверность полученныхзнаний, за качество выполненного проекта. Формирование умений работы с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: Выпускник получит возможность научиться: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:• находить в тексте требуемую информацию ;• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи,требующие полного и критического понимания текста • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессечтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. Формирование умений работы с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: Выпускник получит возможность научиться: • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в текстетаблицы, изображения;• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;• интерпретировать текст:— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию;— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;— делать выводы из сформулированных посылок;— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставленияиллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста(использованных языковых средств и структуры текста). Формирование умений работы с текстом: оценка информации Выпускник научится: Выпускник получит возможность научиться: • откликаться на содержание текста;• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлятьсодержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;• использовать полученный опыт восприятия информационных объектовдля обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения исвою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). • критически относиться к рекламной информации;• находить способы проверки противоречивой информации;• определять достоверную информацию в случае наличияпротиворечивой или конфликтной ситуации.  Спасибо за внимание!