Лего конструирование на уроке и внеурочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС 2-го поколения
Лего конструирование на уроке и внеурочной деятельности младших школьниковв условиях ФГОС 2-го поколения Презентация подготовлена учителем начальных классов МБОУ СОШ п. Нивенское Сасиновской И. В.30 августа 2013 год Введение государственных стандартов общего образования предполагает разработку новых педагогических технологий. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно - деятельностного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО. ЛЕГО – одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Перспективность применения ЛЕГО - технологии обусловливается её высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах. С помощью ЛЕГО-технологий формируются учебные задания разного уровня – своеобразный принцип обучения «шаг за шагом», ключевой для ЛЕГО-педагогики. Каждый ученик может и должен работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным. Для решения одной из очень важных задач начальной школы - развития речи – ЛЕГО даёт возможность создать естественную для ребенка ситуацию, в которой у него есть возможность говорить не о чём-то абстрактном - это ребенку трудно - а о том, в чем он участвует, о том, что создает своими руками. И материал, из которого ребёнок может своими руками вместе с друзьями строить модель мира, является очень важной частью образовательной среды. ЛЕГО – именно такой материал. Он действительно универсален: из ЛЕГО можно и строить города, и создать театральную сцену - и на сцене каждому можно играть свою роль. При этом всё, что ребёнок строит, создает, конструирует, может быть им же и описано - как в виде текста, который он потом напишет в тетради или на компьютере, так и в виде его собственной звучащей речи. Применение ЛЕГО - технологий на любых уроках (технология, информатика, чтение, математика и др.) и во внеурочной деятельности способствует развитию у учащихся изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. В 2012 году наша школа получила комплект наборов ЛЕГО. Все комплекты полностью соответствуют индивидуальным возможностям каждого учащегося и способствуют успешному обучению. Кроме того, наборы позволяют постигать взаимосвязь между различными областями знаний. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны и оригинальны. ЛЕГО позволяет детям играя учиться и обучаться в игре. Учитывая это, мной для учащихся первого класса был разработан курс «Лего-конструирования». Основой курса является теоретическая база, которая знакомит школьников с техническими понятиями и терминами, основами алгоритмики, а практические работы включают конструирование простых моделей из наборов ЛЕГО. Цели курса: формирование у учащихся целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем нас мире; развитие творческих способностей, логического мышления. Основные задачи:обеспечивать комфортное самочувствие ребенка; развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука»;развивать творческие способности и логическое мышление детей;развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел; развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей; развивать умения творчески подходить к решению задачи; развивать навыки взаимодействия в группе; развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. Lego (от датских слов «лег» и «годт» — «увлекательная игра», лат. «Я собираю») — это серия развивающих игрушек, представляющих собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов (конструкторы). История ЛЕГО ведёт своё начало с 1932 года.В 1980 году в фирме LEGO был открыт образовательный отдел, который начал разработку новой педагогики и обучающих игрушек по математике, языкам, конструированию. Оле Кирк Кристиансен основатель компании «Учиться – играя» - вот девиз компании LEGO. Основные области применения ЛЕГО на уроках в начальной школе: Математика Развитие речи Окружающий мир Технология Информатика Проектная деятельность Лего – новая образовательная технология ЛЕГО – это совершенно новые технологии в образовании.Основная ориентация при работе с Лего – ориентация на результаты образования на основе системно-деятельностного подхода.На основе системно-деятельностного подхода разработана концепция развития универсальных учебных действий, которые являются основным понятием «Стандартов второго поколения». Предмет «Математика» направлен прежде всего на развитие познавательных универсальных учебных действий.умение решать математические и логические задачи, связанные с объёмом и площадью; умения проводить простейшие расчеты;умения понимать, читать и выполнять простейшие чертежи; умение пользоваться измерительными инструментами и выполнять измерения; умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы; умение видеть в окружающей обстановке различные геометрические формы. Для успешного овладения Лего-конструированием и создания проектов необходимы следующие учебные умения, которые формируются на уроках математики: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий. - умение выдвигать гипотезы и их обосновывать . Для успешного овладения Лего-конструированием и создания проектов необходимы следующие учебные умения, которые формируются на уроках математики: Возрастные психологические особенности младших школьников делают необходимым формирование моделирования как универсального учебного действия. умение самостоятельное создавать и применять модели при решении задач;умение моделировать фигуры и их комбинации;умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями для решения задач. Для успешного овладения Лего-конструированием и создания проектов необходимы следующие учебные умения, которые формируются на уроках математики: ЛЕГО – ПЕДАГОГИКА. ЛЕГО – это совершенно новые технологии в образовании. Работа с конструктором погружает детей в творческую среду. Ребёнок чувствует себя и изобретателем и экспериментатором. Работа с ЛЕГО позволяет всем детям комфортно чувствовать себя в окружающей среде. Конструктор «ЛЕГО» помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат. При изучении любого предмета, учащийся не только воспринимает и запоминает содержание, но и сам активно конструирует многочисленные познавательные модели Использование конструктора ЛЕГО на уроках математики 1. Решение задач с помощью ЛЕГО Задача.В саду было 3 скворечника. Прилетели птички и заселились по одной в скворечники. Двум птичкам не хватило домиков. Сколько было птичек? Чего больше скворечников или птичек? На сколько? -О чем речь в задаче? (о скворечниках и птичках) -Сколько скворечников? 3. – выкладываем эти домики, используя ЛЕГО (используем ЛЕГО одного цвета). -Что известно про птичек? Заселились по 1 в каждый домик.-Сажаем на каждый выложенный домик птичку(ЛЕГО другого цвета). -Что еще сказано про птичек? Двум не хватило цветов. -Выкладываем еще двух птичек, но уже без домиков. -Какое требование в задаче? При такой краткой записи, сразу видно, сколько домиков, птичек и чего больше. -Аналогично можно решать другие задачи. 2. Использование ЛЕГО при изучении состава числа У детей кирпичики 2 на 2 разного цвета. Получите число «5» разными способами. ( Выстраиваются 2 столбика, затем перекладываются кирпичики) 3. Математический диктант с ЛЕГО 4. Использование ЛЕГО при изучении таблицы умножения Так как таблица умножения объемная, то целесообразнее всего использовать мелкое ЛЕГО.В качестве примера изучение табличного умножения числа 4. Нам понадобятся кирпичики ЛЕГО с 4-мя пуговками. 5. При помощи ЛЕГО и плат можно проводить графические диктанты. При проведении графических диктантов можно использовать кирпичики как одного цвета, так и разных.В левом нижнем углу положить один зелёный кирпичик. Вверх от первого положить четыре таких же. Вправо от последнего 2 красных. От последнего вниз уложить 1 такой же.Что у вас получилось? (буква Г) Дети демонстрируют работы. Анализ фигуры:Сколько всего кирпичиков?Сколько зелёных? Красных?У ребят, занимающихся ЛЕГО, улучшается память, почерк, развивается речь, логическое мышление. «Изучение геометрического материала в начальной школе» - Луч - Отрезок- Прямая Прямая и точки Незамкнутая и замкнутая ломаные линии Сколько квадратов на платах? Чем отличается периметр от площади? Формулы, для нахождения периметра прямоугольника а в а в а в а в а + в 2раза Использование конструктора ЛЕГО на уроках обучения грамоте Использование конструктора ЛЕГО во внеурочной деятельности Модели Знакомство с ЛЕГО. Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра. Построение конструкций при помощи инструкций (схем) Распределение моделей между учащимися Работа Строительством заняты и девочки Индивидуальная работа Сотрудничество Школа, школьный двор. Трудимся. Работа в технологической мастерской ЛЕГО закладывает основы проектной деятельности учащихся, учит планировать и самостоятельно выполнять творческие задания.В ходе занятий ЛЕГО конструированием повышается коммуникативная активность каждого ребёнка; формируется умение работать в паре, в группе; происходит развитие творческих способностей; развивается память, внимание, воображение, гибкость мышления, мелкая моторика рук учащихся; повышается мотивация к учению Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат, что вызывает у них желание двигаться по пути открытий и исследо-ваний, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе Благодарю за внимание!