Презентация по русскому языку на тему Лингвистические особенности диалога
Лингвистические особенности диалогаАвтор работы:г. о. Тольятти, школа № 798 классБуланова АлисаСоавтор работы :г. о. Тольятти, школа № 798 классГлушкова Полина. Научный руководитель:Байщерякова Ольга Николаевна
Исследование диалогической речи учащихся нашей школыЦель
Изучить историю диалога.Изучить лингвистические особенности диалога.Изучить диалогическую речь учащихся нашей школы.Разработать правила эффективного взаимодействияЗадачи
Учащиеся нашей школы владеют правилами использования диалога в устной речиГипотеза исследования
Особенности устной диалогической речиПредмет исследования
Устная диалогическая речь учащихся нашей школыОбъект исследования
Изучение литературы по теме. Наблюдение за речью учащихся.Запись диалогов учащихся нашей школы.Анализ собранного материала. Обобщение.Методы исследования
style.rotation
Диспуты шумеров (начало II-го тысячелетия до н. э.)ПлатонЛахетИз истории диалога
Диалог - форма речи, состоящая из регулярного обмена репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих. Что такое диалог?
ppt_yppt_yppt_y
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами. Основной единицей диалога является диалогическое единство.Что такое диалог?
style.rotation
Диалог – форма разговорной речи, но присутствует также в публицистической, научной и официально-деловой, художественной речи.Что такое диалог?
style.rotation
Деловая беседа Бытовой диалогИнтервьюТипы диалогов
style.rotation
зачин основная частьконцовкаиспользуются неполные предложенияСтруктура диалога
Диалоги без слов автора Диалог со словами автора после реплики Диалог со словами автора перед репликой. Слова автора внутри реплики Слова автора внутри одного предложения реплики Слова автора между предложениямиДиалоги письменные
Умение виртуозно владеть навыками диалога – неотъемлемая часть уверенного и успешного человека.Диалоги устные
Всего участвовало в исследовании - 21 диалог.Участники диалогов - учащиеся нашей школы (9- 15 лет).Проводим исследование
в школе- 11 диалогов,на улице -5 диалогов,ТРЦ «Капитал»- 2 диалога,в квартире – 1 диалог,в детском саду- 1 диалог,по телефону- 1 диалог.Место проведения диалогов:
уроки (какой следующий?)игрыпланы на деньинтересные выходныеподаркикнигиродственникидомашние любимцышкольная дискотекадень рождения и др.Основные темы наших разговоров
Структура выдержана полностью - 4 диалога. Структура выдержана частично -17 диалогов.Во всех диалогах используются неполные предложения.Структура диалога
ppt_yppt_yppt_y
школьные жаргоны и слова, относящиеся к сниженной лексике: дискач, литра, не парься, лага, супер, переться, днюха, киношка, тухнуть, художка, родоки, круто, музыкалка и др.бранные, нецензурные слова -2 диалогаДругие особенности диалога
использование жестов, мимики – во всех диалогах, обоснованно (на наш взгляд)-в 10 диалогах,проявление такта -5 диалогов.Другие особенности диалога
Учащиеся нашей школы знакомы с понятием диалог, постоянно используют его при общении, но далеко не всегда соблюдают правила успешной коммуникации.Вывод
style.rotation
Делайте паузы. Ошибка – выдать всю информацию «на одном дыхании». Поставьте себя на место собеседника. Установите контакт. Излучайте уверенность Следите за громкостью голоса.Советы эффективной коммуникации
Доброжелательность, уважение к собеседнику. Вежливость, избежание категоричности. Скромность в самооценке, ненавязчивость. Ориентация на партнера. Стимулирование интереса партнера к проблемам общения.Логичность изложения своих взглядов и предложений.Соблюдение дистанции в общении, использование жестикуляции и мимики. Правила для того, кто говорит
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Не жалейте времени для того, чтобы выслушать собеседника.Терпеливо и уважительно относитесь к тому, кто говорит.Не перебивайте партнера, выслушайте его до конца. Дайте собеседнику проявить себя в общении, стимулируйте его активность. Используйте языковые, жестовые, мимические средства эмоционально-психологической поддержки говорящего. Правила для того, кто слушает
Первым шагом необходимо записать свою речь на диктофон и внимательно ее прослушать. Таким образом вы сможете узнать все свои плюсы и минусы и поймете, над чем предстоит работать. Такие диктофонные записи должны стать для вас регулярными.Возьмите также за правило каждый день тренироваться в спокойной обстановке перед зеркалом. Вы можете читать какой-то текст, рассказывать стихотворение или же просто разговаривать с собой.Обратите внимание на слова-паразиты, которые встречаются в речи любого человека. Если вам тяжело избавиться от них, попробуйте заменять их синонимами. Также искореняйте из своей речи жаргонные и сленговые выражения. Ну а мата, естественно, в речи любого человека просто не должно быть.Хочешь стать успешным- стань им!
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Обратите внимание на то, как вы выражаетесь. Иногда бывает очень трудно понять человека, который говорит слишком заумно. Поэтому старайтесь выражаться как можно проще.Иногда вам не хватает слов, чтобы объяснить что-то. Это указывает на то, что ваш словарный запас очень мал. Для этого читайте больше книг, особенно классическую литературу. Когда вы смотрите передачи по ТВ, слушаете радио, читаете статьи, обращайте внимание на незнакомые вам слова. Записывайте их и выясняйте значения.Очень важно правильно расставлять ударения в словах. Чтобы быть уверенным в том, что вы правильно говорите, пользуйтесь словарем. Пусть он станет вашим неразлучным другом.Хочешь стать успешным- стань им!
Спасибо за внимание!