Презентация к семинару для педагогов на тему Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения в условиях дополнительного образования детей


Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения в условиях дополнительного образования детей и подростковСоставил педагог-психологЖ.В.Сайфулина Смоленск 2012 Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и даёт прогноз на будущее. Но , в настоящее время, проблемы здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества, самих граждан.Такая озабоченность вызвана статистикой заболеваний. За последние десять лет в несколько раз возросла заболеваемость по многим формам инфекционной и хронической патологии. Снижение уровня и качества жизни в совокупности с дальнейшим распространением курения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ/спид, ростом дорожно - транспортных происшествий способствовали подъему смертности не только от хронических, но и социально обусловленных заболеваний. Люди стали умирать все более молодыми, и у молодых же отмечается наибольший прирост смертности: за 2000 – 2010 гг. ее показатель у 20-29 летних возрос почти на 80%. При сохранении современного повозрастного уровня смертности, из числа подростков, достигших сейчас 16 лет, до 60 лет доживут немногим более половины. По словам бывшего министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, общая заболеваемость детей до 14 лет в период с 2000 по 2011 год выросла на 9,3%, а более 20% школьников имеют хронические заболевания. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в образовательных учреждениях. Актуальность проблемы Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в образовательном процессе, можно разделить на три основные группы:                                                                1)  технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;2)  технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности детей и подростков;3) разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на занятиях и в вне занятий педагогами. Понятие «здоровьесберегающие психолого-педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. В образовательных учреждениях чаще всего используются здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям:Технологии сохранения и стимулирования здоровья. Технологии обучения здоровому образу жизни. Коррекционные технологии. Технологии сохранения и стимулирования здоровьяисключение угроз личной безопасности детей, подростков и педагогов. психологический климат в клубе, на занятии, наличие эмоциональных разрядок демократичный стиль общения педагога с воспитанниками клубареализация педагогом индивидуального подхода к детям и подросткам(особенно, группы риска)личные, психологические особенности педагога его характера, эмоциональных проявленийсостояние здоровья педагога, его образ жизни и отношение к своему здоровьюобременение учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологийРациональная организация занятия Основные критерии оптимальной организации занятия.ЗанятиеПсихологический климатТворческий характер образователь ного процессаОбеспечение адекватноговосстановлениясилЧисло видов обучения( не менее 3)Индивидуаль-ный подход квоспитанникам Эмоциональная разрядкаФизминутки Технологии обучения здоровому образу жизнивключение соответствующих тем в план мероприятий педагога проведение занятий по развитию личности учащихсянепосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни .участие в конкурсах, викторинах, фестивалях и т.д.эффективное использование педагогических средств здоровьесберегаюших образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр, соревнований, турниров).конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала. Коррекционные технологииОказание психологической помощи педагогам и родителям в вопросах обучения, воспитания и развития детей.ПсиходиагностикаТренингиИндивидуальные и групповые консультации для детей, подростков родителей и педагоговПсихогимнастикаИгровые технологииСказкотерапияТехнологии музыкального воздействияАрт-терапия Секреты психолого-педагогических технологийСекреты психолого-педагогических технологийРассмотрим каждый из них.1.    Секрет доброты — необходимо дарить доброту детям, чтобы и они сами стали дарить добро окружающим.2.    Секрет успешности (в делах и в жизни вообще) — стремление и готовность дарить радость себе и другим, чтобы уметь находить поводы для радости всегда, как бы ни трудна была жизнь.3.    Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства — профессионализм всех работающих в образовательном учреждении педагогов.4.    Секрет результативности — целенаправленное воспитание культуры здоровья детей, способности и умения заботиться о собственном здоровье.5.    Секрет соответствия создаваемого задуманному — объективное отслеживание получаемых результатов6.    Секрет технологичности — создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методов возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологий.7.     Секрет истинности — интуитивное ощущение непротиворечивости того, что делается   Используемая литератураНаучная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskaya-tekhnologiya-formirovaniya-zdorovesberegayushchikh-kompetentsii-budushchego#ixzz29gOXhlpJВолчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей дошкольного и младшего кольного возраста. Практическое пособие. – Воронеж, 2001Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у подрастающего поколения. – М., 2007Иванищева О.Н. Методическое пособие по валеологии для детей старшего школьного возрастаКарепова Т.Г., Жуковин И.Ю. Программа формирования культуры ЗОЖ у школьников «Наша традиция – быть здоровыми» // Психолог в школе. – 2009, № 3Оскирко Е. Пути-дороги в мир здоровья. Родительское собрание. // За здаровы лад жыцця. – 2009, № 8Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. Методическое пособие. – М., 2004