Презентация на тему Профессиональный стандарт учителя


Профессиональный стандарт педагога Утвержден и начнет работать с 1 января 2015 года Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" датирован 18 октября 2013 года. Приказ утверждает что профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.Приказ зарегистрирован Минюстом России 6 декабря 2013 года. Педагог – ключевая фигура реформирования образования.  В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.  Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля. Профессиональный стандарт педагога должен раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию. Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки. Стандарт инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире; инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень; объективный измеритель квалификации педагога; средство отбора педагогических кадров в учреждения образования; основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. Стандарт должен ·  соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога;· не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога;· избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей;· побуждать педагога к поиску нестандартных решений;· соответствовать международным нормам и регламентам;· соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п. Зачем нужен профессиональный стандарт педагога Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями работа с одаренными учащимися;работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии;работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении. Стандарт должен ·  соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога;· не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога;· избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей;· побуждать педагога к поиску нестандартных решений;· соответствовать международным нормам и регламентам;· соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п. Характеристика стандарта Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, внутренним стандартом образовательного учреждения, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ. Функции стандарта преодолеть технократический подход в оценке труда педагога;обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда;мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации. Область применения при приеме на работу в образовательное учреждение;при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий. Термины и определения Квалификация педагога Профессиональная компетенция Профессиональный стандарт педагогаРегиональное дополнение к профессиональному стандартуВнутренний стандарт образовательной организацииКлючевые области стандарта педагогаПрофессиональная ИКТ-компетентностьАудитВнутренний аудитВнешний аудит Цель применения Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования. Содержание профессионального стандарта педагога Часть первая: обучениеПедагог должен 1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока). .. 4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.7. Владеть ИКТ-компетенциями. Часть вторая: воспитательная работаПедагог должен: 1. Владеть формами и методами воспитательной работы.2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.3. Владеть методами музейной педагогики. 4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.5. Эффективно управлять классами с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. 6. Устанавливать четкие правила поведения в классе.7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления. . 8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.9. Уметь находить ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка.11. Уметь обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка.12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.13. Уметь создавать в учебных группах детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов. 14. Уметь поддерживать конструктивные усилия родителей учащихся. 15. Уметь сотрудничать с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач. 16.  Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу. 17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях. 18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад. Часть третья: развитие 1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами. 4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.8. Умение отслеживать динамику развития ребенка. 9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают. 10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в ОУ. 13. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.14. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.15. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся. 16. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.17. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. 18. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.19. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью Психолого-педагогические требования к квалификации учителя необходимо усвоить ряд фундаментальных понятий из психологии личности, возрастной и педагогической психологии, определяющих результаты образовательного процесса, степень развития метапредметных компетенций, уровень и показатели социализации личности, ее развития, в том числе следующие: Гражданская и социальная идентичность. Уважение прав и свобод личности. Система ценностей личности. Образцы и нормы просоциального поведения, в том числе в виртуальной и поликультурной среде. Показатели стадий и параметры кризисов возрастного и личностного развития. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся. Формирование и становление учебной мотивации и системы универсальных учебных действий. Особенности освоения и смены видов ведущей деятельности. Формирование детско-взрослых сообществ. Становление картины мира. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня.По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о сохранении его психоэмоционального статуса. Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности педагога выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре. Профессиональный стандарт учителя математики и информатики УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ ДОЛЖЕН: · Уметь решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, задачи олимпиад.· Устойчиво выполнять задания открытых банков на уровне, который может устанавливаться в зависимости от аттестационной категории учителя. Основная задача учителя математики – сформировать у учащегося модель математической деятельности (включая приложение математики) в соответствии со ступенью (общего) образования, включая дошкольную. . · Владеть основными математическими компьютерными инструментами:- визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов,- вычислений – численных и символьных,- обработки данных (статистики),экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика).Квалифицированно набирать математический текст.· Иметь представление о широком спектре приложений математики и знать доступные учащимся математические элементы этих приложений.· Использовать информационные источники, периодику, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними учащихся.· Иметь канал консультирования по сложным математическим вопросам. Профессиональный стандарт учителя русского языка О, сколько нам мгновений чудных Учитель русского языка должен: Соблюдать контекстную языковую норму. Не допускать в устной и письменной речи массовых ошибок.Осуществлять автокоррекцию. При сомнении, чьем-то замечании обращаться к источникам Интернета.Знать и использовать стандартное общерусское произношение и лексику.Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона.Проявлять позитивное отношение к родным языкам учащихся, представленных в классе. Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Вести постоянную работу с семьями учащихся и местным сообществом по формированию речевой культуры.Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики.Учителю рекомендуется осуществлять квалифицированный текстовый ввод, в частности транскрибирование (расшифровку аудиозаписи).Учителю рекомендуется использовать информационные источники, в том числе иноязычные, пользуясь средствами автоматизированного перевода и звукового воспроизведения.Являться активным квалифицированным постоянным читателем и зрителем (литературной периодики, новинок литературы, кино и театра). Профессиональные компетенции учителя русского языкаУчитель должен: Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности учащихся в коммуникации.Реализовывать установку учащихся на коммуникацию в максимально широком контексте.Стимулировать сообщения учащихся о событии или объекте , анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства.Обучать учащихся методам понимания сообщения.Формировать культуру.Обсуждать с учащимися образцы лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики и т.д. Поощрять участие учащихся в театральных постановках, стимулировать создание ими анимационных и других видеопродуктов. Совместно с учащимися находить и обсуждать изменения в языковой реальности и реакции на них социума. Формировать у учащихся «чувство меняющегося языка». Совместно с учащимися использовать источники языковой информации для решения практических или познавательных задач. Моделировать те виды профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных учащихся. Формировать у учащихся культуру ссылок, цитирования, нетерпимое отношение к нарушению авторских прав, недобросовестным заимствованиям и плагиату. Общепедагогическая компетентность учителя русского языкарекомендуется реализовывать процессы: Определение совместно с учащимся достигнутых результатов и их динамики, проведение анализа и сообщение ученику результатов анализа.Определение совместно с учащимся, его родителями, другими участниками образовательного процесса зоны его ближайшего развития; предсказание и планирование его «коридора ближайшего развития». Определение на основе анализа собственной деятельности, с помощью методической службы, оптимальных моделей педагогической деятельности, подверженных постоянному развитию и изменению. Планирование образовательного процесса для группы, класса детей на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава учащихся, уточнение и модификация планирования. Организация деятельности учителя, ребенка и группы (класса) детей, в том числе индивидуальная и коллективная смена форм деятельности, индивидуализация заданий, получение, анализ домашних работ до начала следующего занятия. Организация применения ИКТ учителем и учащимися в образовательном процессе. Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения. Организация олимпиад, конференций, турниров, лингвистических игр в школе. Профессиональная ИКТ-компетентность Квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо. Квалификация педагога Отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя складывается из его профессиональных компетенций. Профессиональная компетенция   Способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Профессиональный стандарт педагога Документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации. Региональное дополнение к профессиональному стандарту Документ, включающий дополнительные требования к квалификации педагога, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте. Ключевые области стандарта педагога Разделы стандарта, соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребенка. Аудит Систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания в целях установления степени выполнения требований. Внутренний аудит Аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от ее имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведен для подтверждения результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям. Внешний аудит Аудит, проводимый независимой от образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлен надзорными органами или организациями, представляющими интересы потребителей. Внутренний стандарт образовательной организации Документ, определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации образовательным программам. Заключительные положения Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.