Тема педагогического совета :Проектная деятельность как фактор успешности обучения и воспитания


Проектная деятельность как форма успешности обучения и воспитанияЛавринова Карина Владимировна XXI век - век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях. Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть, чтобы подготовить человека к полноценной жизни?Сегодняшний выпускник школы заинтересован в получении практико-ориентированных знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в ней. Поэтому важнейшими задачами общего образования на современном этапе можно отнести следующие: научить организовывать свою деятельность;научить объяснять явления действительности;научить ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей;научить решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли;сформировать ключевые навыки (ключевые компетентности), имеющие универсальное значение для различных видов деятельности;подготовиться к профессиональному выбору; Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора и анализа необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.Одним из таких приёмов является проектная деятельность. Метод проектов декларируется сейчас как одна из наиболее эффективных инновационных технологий, позволяющих развивать широкий спектр компетенций одновременно, а также прививать вкус к творчеству и исследованиям. Слово «проект» в переводе с латинского – «брошенный вперёд».Толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертёж чего – либо, предваряющий его создание». Метод проектов впервые возник в 20-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем. Метод проектов основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи. Его ученик и последователь В. Килпатрик называл его «от души выполняемый замысел».Джон Дьюи (1859 – 1952) В России метод проектов был известен ещё в 1905 г.После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. С 1919 г. под руководством выдающегося русского педагога С. Г. Шацкого в Москве работала Первая опытная станция по народному образованию.В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) этот метод был осуждён как чуждый советской школе и не использовался до конца 80-х годов ХХ века.Родившись из идеи свободного воспитания, сегодня метод проектов становится интегрированным компонентом современной системы образования. Образовательные ценности сегодня, это:- способность к саморазвитию;- его уникальные качества личности;- высокие культурные и нравственные характеристики выпускника; Использование проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь: - обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; - создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; - обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. Проектная деятельность обеспечивает формированиеличностных УУД:формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения; воспитание целеустремлённости и настойчивости;коммуникативных УУД:умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром, способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения регулятивных УУД:• умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;• формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования временипознавательных УУД: сбор, систематизация, хранение, использование информации. В проектной деятельности учащихся развитие их значимых компетенций происходит на каждом этапе работы над проектом. Анализируя процесс работы над проектом и её результат, можно утверждать, что в результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и являться предметной инновацией. Дети сами открывают новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их в готовом виде. Участие учащихся в конкурсе проектных работ однозначно стимулирует мотивацию к повышению уровня учебных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. ВыводИсходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в условиях правильного выбора и адекватной организации проектной деятельности учащихся, целенаправленном и систематическом её применении в учебном процессе можно ожидать повышения качества обученности школьников, их личностных, предметных и метапредметных резельтатов обучения, что соответствует целям и задачам реализации ФГОС. Проект «Дизайн пришкольных клумб»Цель: разработать ландшафтный дизайн пришкольного участкаЗадачи: -составить список растений, которые будут осуществлять цветение весь летний период и начало осени;-описать данные растение, классифицировать их;-приложить методику ухода за растительными объектами;


Помимо процесса обучения, проектную деятельность можно включать и в воспитание, что существенно повысит инициативу и активность учащихся в жизни классного коллектива, творческие способности, уровень коммуникативных и организаторских способностей, активную гражданскую позицию.Если использовать проектный метод в воспитательной деятельности, то результатом деятельности  будут социальные проекты направленные на совместную деятельность учащихся, родителей и общественности, т.е. социально значимые проекты.    Примеры проектов, которые классный руководитель может реализовать совместно с классом:«Сделай свой класс лучше!» «Книга памяти нашей семьи»«Твори добро»«Россия – наш общий дом»«Новое поколение выбирает..»«Сохраним планету»