Презентация по литературе на тему Судьба и стихи Марины Цветаевой ( 11 класс)


Оформление урока: портрет Марины Цветаевой, рядом цветы или гроздья рябины, выставка книг о Цветаевой и её сборники стихотворений.Цели урока: заинтересовать учащихся личностью Цветаевой, увлечьпоэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и страстная любовь; отметить особенностипоэтической манеры Цветаевой. ХОД УРОКА: Эпиграф: Стихи – есть бытие. М.Цветаева 1. Вступительное слово учителя:МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА… С этим именем вы, ребята, встречаетесь впервые на уроках литературы. Это имя хранит в себе много интересной информации. Я хотела бы попросить вас сейчас, когда я ещё раз произнесу её инициалы, отобрать звуковую ассоциацию. Итак, Марина Ивановна Цветаева… (дети самостоятельно выполняют это задание и обмениваются мнениями; это могут быть слова: цветы, морская волна, море, легко скользяща по волнам, блики солнца на море). А теперь напишите смысловые ассоциации при произношении этого имени.(Дети вновь записывают слова и обмениваются мнениями; это могут быть слова: женщина, поэтесса, стихия, тайна). Ребята, вы сейчас услышали много слов о Цветаевой. Напишите, пожалуйста, мини – сочинение о Цветаевой, опираясь на услышанный материал. (Дети читают свои сочинения). Среди блистательных имён поэтов Серебряного века яркой звездой горит имя Марины Цветаевой. С самого начала творческого пути Цветаева не признавала слова «поэтесса» по отношению к себе, она называла себя «Поэт Марина Цветаева».Цветаева – поэт огромного таланта. Она писала о том, что видела, о тех, кого любила и уважала; но всё, о чём бы она не писала, она «пропускала» через своё сердце, через свою душу. Не случайно поэзию Цветаевой называют «поэзией её души!» Живя в грозное время, невзирая на бытовые неурядицы и трагические события личной жизни поэтесса видела смысл своего существования в служении поэзии. «Стихи – есть бытие» - так утверждала Цветаева. И можно добавить: « Её бытие – в стихах». Сегодня мы вместе перелистаем страницы творчества поэта и проследим, как в стихах отразилась её судьба. Цветаева: Моим стихам, написанным так рано,Что и не знала я, что я – поэт,Сорвавшимся, как брызги из фонтана,Как искры из ракет,Ворвавшимся, как маленькие черти,В святилище, где сон и фимиам,Моим стихам о юности и смерти-Нечитанным стихам!-Разбросанным в пыли по магазинам(Где их никто не брал и не берёт),Моим стихам, как драгоценным винам,Настанет свой черёд. «Моим стихам, написанным так рано…» Ученик: Автору стихов Марине Цветаевой – двадцать лет, но она уже поэт, поэт яркий и самобытный, уверенный в своём дальнейшем поэтическом успехе. Марина Ивановна родилась 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном особняке одного из старинных московских переулков. Цветаева: Красною кистьюРябина зажглась.Падали листья, Я родилась.Спорили сотниКолоколов,День был субботний:Иоанн Богослов.Мне и донынеХочется грызтьЖаркой рябиныГорькую кисть. Учитель: Ребята, вы сейчас услышали стихотворение Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась…».Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас при прочтении этого стихотворения? (образ женщины, образ подрубленного дерева, образ Родины)Что отражает данное стихотворение? (судьбу поэта)Вы уже знаете много лирических произведений и 19 века, и 20 века. Скажите, прочитанные строки из стихотворения Цветаевой навевают какие – то чувства?Какие? Вспомните, какие стихотворения навевают аналогичные чувства и также раскрывют судьбу автора? Учитель: Имя МАРИНА от латинского – «морская». Есть в имени что – то притягательное, по своей энергетике напоминающее то ли набегающую волну прибоя, то ли пружину, готовую вот – вот разжаться. Вот что пишет Марина Цветаев о своём имени, о себе в стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины»… Цветаева: Кто создан из камня, кто создан из глины,-А я серебрюсь и сверкаю!Мне дело – измена, мне имя – Марина, Я – бренная пена морская.Кто создан из глины, кто создан из плоти-Тем гроб и надгробные плиты…-В купели морской крещена – и в полётеСвоём – непрестанно разбита!Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сетиПробьётся моё своеволье.Меня – видишь кудри беспутные эти?-Земною не сделаешь солью.Дробясь о гранитные ваши колена,Я с каждой волной – воскресаю!Да здравствует пена – весёлая пена-Высокая пена морская! Учитель: Марина Цветаева была небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто – каштановые волосы, бледное лицо, глаза… зелёные, цвета винограда. ГЛАЗА (отрывок) Привычные к степям – глаза, Привычные к слезам – глаза, Зелёные – солёные – Крестьянские глаза! Была бы бабою простой- Всегда б платили за постой- Всё эти же – весёлые – Зелёные глаза… 9 сентября 1918 Учитель: 1. Скажите, пожалуйста, что значат глаза в понимании поэтессы? (это душа человека) 2. Какая показана душа лирического героя через глаза? Ученик: Интересны воспоминания о Цветаевой её одноклассницы.«Это была ученица совсем особого склада. Не шла к ней ни гимнастическая форма, ни тесная школьная парта. Из её внешнего облика мне особенно запечатлелся нежный, жемчужный цвет её лица, взгляд близоруких глаз с золотистым отблеском сквозь прищуренные ресницы. Короткие русые волосы мягко ложатся вокруг головы и округлых щёк. Но, пожалуй, самым характерным для неё были движения, походка – лёгкая, неслышная. Она как- то внезапно, вдруг, появится перед вами, скажет несколько слов и снова исчезнет, а потом смотришь, вот она снова сидит на последней парте и, склонив голову, читает книгу. Она неизменно что-то читала или писала на уроках, явно безразличная к тому, что происходит в классе». Учитель: Вот такую, ребята, одноклассники помнили свою Цветаеву, Цветаеву – ученицу.Но нельзя говорить о Марине Ивановне, не вспоминая о её главной страсти – любви к книгам. Когда Цветаева отдавала в печать свою первую книгу «Вечерний альбом», ей только исполнилось 18 лет. Любовь заполняет эту книгу: любовь к маме, любимой сестре, к жизни, такой прекрасной и пока безоблачной. Сама Марина Ивановна говорила: «Любить – знать, любить – мочь, любить – платить по счёту». Ученица: В старом вальсе штраусовском впервые Мы услышали твой тихий зов. С той поры нам чужды все живые И отраден беглый бой часов. Мы, как ты, приветствуем закаты, Упиваясь близостью конца. Всё, чем в лучший вечер мы богаты, Нам с тобою вложено в сердца. Всё бледней лазурный остров – детство, Мы одни на палубе стоим. Видно, грусть оставила в наследство Ты, о, мама, девочкам своим! Ученица: Я вас люблю всю жизнь и каждый день. Вы надо мною как большая тень, Как древний дым полярных деревень. Я вас люблю всю жизнь и каждый час. Но мне не надо Ваших губ и глаз. Всё началось и кончилось – без вас. Я что –то помню: звонкая дуга, Огромный ворот, чистые снега, Унизанные звёздами рога… И от рогов – в полнебосвода – тень… И древний дым полярных деревень… -Я поняла: Вы северный олень. 7 декабря 1918 Учитель:1. Давайте подумаем, кому может быть адресовано такое стихотворение? (бывшему возлюбленному, который осмелился отвергнуть) 2. Чем насыщено данное стихотворение? (риторическими вопросами) 3.Зачем их столько нужно в тексте? 4.В каком стихотворении и у кого также показана тема разлуки, только отношение лирического героя к своей возлюбленной другое? 5.Что различает данные стихотворения? (у Пушкина это любовь – нежность, а у Цветаевой – любовь – разлука). Ученик: Как поэт и как личность Цветаева развивалась стремительно. За вечерним альбомом последовали ещё два сборника стихов: «Волшебный фонарь»(1912), и «Из двух книг» ( 1913), изданные при содействии Сергея Эфрона. Учитель: Марина Цветаева и Сергей Эфрон… Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу. «Заглянув в его глаза, и всё, прочтя наперёд, Марина загадала: если он найдёт и подарит ей сердолик, то выйдет за него замуж». Ученица: Сергей – имя тонкое, но несколько хрупкое, без стержня, и Сергею требуется какая – то парность…Учитель: Ему было – 17, ей – 18. Письма, которые они писали друг другу всю жизнь, невозможно читать бесстрастно; это потрясение, это накал страстей. Ученик в роли Сергея: «Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать – мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы. Берегите себя, заклинаю Вас…Храни Вас Бог»Ученица в роли Марины: «Мой Серёженька!.. Не знаю, с чего начинать: то, чем и кончу: моя любовь к Вам…»Учитель: Вот так, на «ВЫ», они были всю жизнь. Сквозь войны, чужие кухни, нищий быт – но на ВЫ! В этом ВЫ была не отчуждённость, а гордость, уважение.Ученик: Обвенчались Марина и Сергей 27 января 1912 года. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого было выгравирована дата их свадьбы и имя МАРИНА. Учитель: Вот так, на «ВЫ», они были всю жизнь. Сквозь войны, чужие кухни, нищий быт – но на ВЫ! В этом ВЫ была не отчуждённость, а гордость, уважение.Ученик: Обвенчались Марина и Сергей 27 января 1912 года. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого было выгравирована дата их свадьбы и имя МАРИНА.. Цветаева: Я с вызовом ношу его кольцо-Да, в вечности – жена, не на бумаге!-Чрезмерно узкое его лицоПодобно шпаге.Безмолвен рот его, углами вниз.Мучительно – великолепны брови.В его лице трагически слилисьДве древних крови.Он тонок первой тонкостью ветвей.Его глаза – прекрасно – бесполезны!-Под крыльями раскинутых бровей-Две бездны.В его лице я рыцарству верна,-всем вам, кто жил и умирал без страху!-Такие – в роковые имена –Слагают гимны – и идут на плаху. Учитель: Гражданская война разрушила семейное счастье Цветаевой. Её муж вместе с Белой армией эмигрировал, она осталась одна с двумя дочерьми. Вспоминала, как добывала мороженую картошку. «Картошка на полу: заняла три коридора… Брать нужно руками… Не оттаявшая слиплась в чудовищные гроздья. Я без ножа. И вот, отчаявшись(рук не чувствую) – какую попало: раздавленную, мороженую, оттаявшую… Мешок уже не вмещает. Руки, окончательно окоченев, не завязывают. Пользуясь темнотой, начинаю плакать, причём тут же и прекращаю. Взваливаю, тащу».В феврале 20 го года умерла от голода младшая дочь Цветаевой – Ирина.Как писала сама поэтесса: «Старшую у тьмы выхватывая, младшей не уберегла».. В страшное время Цветаева находила силы помогать другим. Поэт Константин Бальмонт вспоминал: «В голодные дни Марина, если у неё было шесть картофелин, приносила мне три. Когда я тяжко захворал из – за невозможности достать крепкую обувь, она откуда – то раздобыла несколько щепоток настоящего чаю…»В 1922 году Марина Цветаева с дочерью Ариадна уехали в Берлин, где после долгой разлуки встретила мужа. Позже семья переехала в Чехию, где родился сын Георгий. Потом были долгие метания по Франции. Об этом времени так вспоминала её дочь Ариадна Эфрон. Ученик: По всем своим городам и пригородам Марина прошла инкогнито, твеновским нищим принцем, не узнанная и не признанная ни Берлином, ни Прагой, ни Парижем. Если бы она была эмигранткой, то как – нибудь, авось да, небось, притулилась бы на чужбине среди своих. Если бы она была просто женой своего мужа и матерью своих детей, то не всё ли равно, в конце концов, - где, лишь бы вместе? Цветаева: « Я никому не нужна. Есть – знакомые. Какой это холод, какая условность, какое висение на ниточке и цепляние за соломинку. Какая нечеловечность. Всё меня выталкивает в Россию, в которую я не могу ехать. Здесь я не нужна. Там я невозможна».Эфрон: « Я подал прошение о советском гражданстве. Мне необходима поддержка моего Ходатайства в ЦИКе…Я в течение пяти лет открыто и печатно высказывал свои взгляды, и это даёт мне право так же открыто просить и гражданство…»Цветаева: «…Там я невозможна…»Эфрон: «…Подал прошение о советском гражданстве…»Цветаева: «…Всё выталкивает в Россию»…Эфрон: «…Необходима поддержка моего ходатайства…» Учитель: Испытавшая страдания, отторгнутая от родины Цветаева всегда оставалась русским поэтом. Поэтому тема Родины – центральная тема её творчества. Эту тему мы раскроем на примере стихотворения «Тоска по родине». Цветаева: Тоска по родине! Давно Разоблачённая морока! Мне совершенно всё равно- Где – совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошёлкою базарной В дом, и не знающий, что – мой Как госпиталь или казарма… Мне всё равно, каких среди Лиц ощетиниваться пленным Львом, из какой людской среды Быть вытесненной – непременно В себя, в единоличье чувств. Камчатским медведём без льдины Где не ужиться (и не тщусь), Где унижаться – мне едино. Не обольщусь и языком Родным, его призывом млечным. Мне безразлично, на каком Не понимаемой быть встречным! 1934 Учитель: 1. Какова тема данного стихотворения? 2.Ккаким показан лирический герой? (смирившимся героем) 3.Какова идея данного стихотворения?Учитель: 1939 год. Марина вернулась на родную землю. Дни были тревожные. Последние месяцы жизни Цветаева провела в Елабуге. Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. В одиночестве, в состоянии депрессии она покончила собой 31 августа 1941 года. Дочь Ариадна была арестована и 16 лет провела в лагерях. Она была талантливой переводчицей. После ссылки посвятила оставшиеся годы жизни собиранию архивов матери, писала воспоминания, но не успела закончить книгу воспоминаний. Умерла в 1975 году. Муж Сергей Эфрон расстрелян в 1941 году. Сын Георгий погиб в Белоруссии в первом бою 7 июля 1944 года. Юлия Друнина посвятила Марине Цветаевой стихотворение: В Москве, в переулке старинном Росла я, не зная тогда, Что здесь восходила Марина- Российского неба звезда. А после, в гремящей траншее, Когда полыхала земля, Не знала, что смуглую шею Тугая стянула петля. Не знала, что вновь из тумана Взойдёт – и уже навсегда- Сгоревшая жутко и странно Российского неба звезда. Огромно наследие Цветаевой. Она создала стихи, 17 поэм, размышления, воспоминания, лирические эссе, философские этюды, стихотворные драмы. Марина Цветаева – поэт «предельной правды чувств». Она со всей своей «не просто сложившейся судьбой, со всей яркостью чувств и неповторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию»,- скажет впоследствии Всеволод Рождественский. Цветаева – удивительно современна, потому что проповедовала вечные ценности. «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд», - стихи, написанные в 1913 году можно принимать как пророчество. Современные музыканты часто обращаются к произведениям Цветаевой. Мы послушаем песню на слова Цветаевой. (Звучит песня « Мне нравится, что Вы больны не мной»)Сегодня вы, ребята, услышали много новой информации о жизни и творчестве Цветаевой. Давайте назовём основные темы её поэтического наследия.