Презентация по ИЗО Основные стилевые направления в живописи и музыке
Основные стилевые направления в живописи и музыке Подготовила: преподаватель класса ИЗОМБУ ДО «СРДШИ»Старовойтенко Ю. Н. ЦЕЛЬ: проследить за влиянием основных художественных направлений (на примере классицизма, романтизма, импрессионизма) на музыку и живопись, провести параллели между двумя видами искусства. Взаимосвязь живописи и музыкиКлассицизм Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». И действительно, эти два вида искусства развивались параллельно и тесно соприкасались.. Музыканты и музицирование, музыкальные инструменты служили излюбленной моделью для изобразительного искусства разных эпох. Античные барельефы и вазы с изображением музыкантов, играющих на авлосах, сменяются средневековыми фресками и иконами с изображением музицирующих ангелов. Живопись постоянно вдохновляла музыкантов. Музыка так же сыграла благотворную роль на работах художников. «Без музыки я не мыслю жизни», - говорил Репин, когда живописец создавал свою первую большую картину «Воскрешение дочери Иаира». Внутренний мир композиторов, многогранность их личности раскрывает портрет Ф. Шопена работы художника Э. Делакруа, М.П. Мусорского и А.П. Бородина, созданные И.Е. Репиным и др. Художники нередко пытались изображать и сами музыкальные формы. Это оказывалось возможным потому, что в музыкальной и живописной композиции часто действуют сходные закономерности: для живописи, например, так же важно значение ритма, движения, как для музыки – колорита, симметрии. Мы говорим о линии в изобразительном искусстве и о мелодической линии в музыке, о пропорциях и там, и здесь. Живопись даёт образ и мысль, и нужно создатьв своём воображение настроение.Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка даёт настроение, и по нёмнадобно воссоздать мысль и образ. Н. Римский-Корсаков Казалось бы, невозможно живописными средствами передать принципы, формы музыкального произведения. Однако литовский художник М.К. Чюрленис пишет картины под названием «Фуга», «Сонет весны», «Анданте». Музыка и сама великолепно умеет живописать, рисовать. Уже в XVII-XVIII вв. существовали жанры музыкальной зарисовки. Особое явление у композиторов – цветной слух, при котором отдельные тона и тональности музыкального произведения ассоциируются с определенными цветами. Связь между видами искусства существовали всегда. В одни эпохи они были большими, в другие – меньшими. Стиль и эпоха – два взаимосвязанных понятия. Каждый стиль неразрывно связан с той историко-культурной атмосферой, в которой он формировался. Важнейшие стилевые направления появлялись, существовали и исчезали в исторической последовательности. В каждом из них ярко проявлялись общие художественно-образные принципы, средства выразительности, творческие методы.Первая эпоха, на которую хотелось бы обратить внимание, это эпоха классицизма. Слова «классика», «классицизм», «классический» происходят от латинского корня – classicus, то есть образцовый. Называя художника, писателя, поэта, композитора классиком, мы подразумеваем, что он достиг в искусстве высшего мастерства, совершенства. Классицизм – художественное направление в искусстве и литературе XVII – начала XIX вв. Появился классицизм во Франции. В эпоху классицизма связи между музыкой и живописью ослабевают. В эту пору каждое из искусств вырабатывает свои самостоятельные "идеальные" формы, которые чаще всего не связаны друг с другом. Соната лета. Скерцо М.К. Чюрленис Никола Пуссен «Царство Флоры» В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, уравновешенностью композиции: явно выделенный композиционный центр, в котором размещены главные герои, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов, нет полутонов и оттенков, смешения и «буйства» красок. Классицизм в живописи – это, прежде всего, сочетание античного наследия с современным художнику миром. Классицизм, как наследник античности, естественно, относил к высокому жанру полотна, написанные на мифологические и исторические сюжеты. К низкому жанру причислялись более прозаичные картины – натюрморты и пейзажи Представителем академического классицизма в живописи Франции являлся Никола Пуссен (1594--1665). Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история, Ветхий и Новый Завет. Герои Пуссена --люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. Картина «Царство Флоры» создана на основе античной легенды: герои, погибающие в расцвете сил, превращаются после смерти в цветы и оказываются в царстве Флоры. Жизнь человека неразрывна с жизнью природы, всё подчиняется разумным законам мироздания. Художники стремились подчеркнуть в человеке только возвышенное, прекрасное и совершенное Давид «Смерть Марата» Через 100 лет после Пуссена к холодным и возвышенным идеалам античного искусства вернется другой знаменитый француз --живописец Давид (1748--1825). Благодаря Давиду героизм античных персонажей переносился на современный мир, создавая иную, более глубокую и трагичную, атмосферу восприятия событий. Замечательным доказательством этому служит «Смерть Марата», в этом полотне, написанном на вполне современное художнику событие, как раз и отражен героический пафос античности, увеличенный и выведенный на первый план позами, красками, светотенью. Античной теме любви к родине посвящена известная картина Давида «Брут», на которой главный герой изображен в тот момент, когда он приказывает казнить собственных сыновей, узнав об их заговоре против государства. Давид --один из величайших исторических портретистов. Творчество Давида как бы завершает век старый (XVIII) и начинает новый (XIX)Классицизм в музыке отличался от классицизма смежных видах искусств. Содержание музыкальных сочинений связано с миром чувств человека, которые не поддаются жесткому контролю разума. Однако композиторы этой эпохи создали очень стройную и логическую систему правил построения произведения. В эпоху классицизма сформировались и достигли совершенства такие жанры как опера, симфония, соната. Настоящей революцией стала оперная реформа Кристофа Глюка. Его творческой программой были три великих принципа – простота, правда, естественность. Из оперы Глюк убирает все лишнее: украшения, пышные эффекты, дает поэзии большей выразительной силы, а музыка полностью подчиняется раскрытию внутреннего мира героев. Опера «Орфей и Эвридика» была первым произведением, в котором Глюк осуществил новые идеи и положил начало оперной реформе. Арии, речитативы, хоры образуют большую оперную композицию. Расцвет музыкального классицизма начался во второй половине XVIII века. Высшим выражением классицизма стало творчество Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига Ван Бетховена, которые работали в Вене и образовали направление в музыкальной культуре – венскую классическую школу. Гайдна называют основателем классической инструментальной музыки, родоначальником современного симфонического оркестра и отцом симфонии. Искусство Гайдна оказало громадное воздействие на формирование симфонического и камерного стиля Моцарта. Опираясь на его достижения в области сонатно-симфонической музыки, Моцарт внес много нового, интересного, оригинального. Огромную художественную ценность составляют его оперы. Уже два столетия пользуются успехом «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан», поражающие обаятельно изящной мелодией, простотой, роскошной гармонией. А «Волшебная флейта» вошла в историю музыки как «лебединая песня» Моцарта. Людвига Ван Бетховен прославился как величайший симфонист. Ему принадлежат девять симфоний, ряд симфонических увертюр («Эгмонт», «Кориолан»), а тридцать две фортепианные сонаты составили эпоху в фортепианной музыке. Романтизм "Романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца». В. Белинский Романтизм сформировался в рамках литературного течения на рубеже XVIII – XIX вв. в Германии и получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик развития приходится на первую четверть XIX века. Само слово “романтизм” (франц. romantisme) происходит от испанского romance. Так в средние века называли рыцарский роман. В XVIII в. оно означало “странное”, “фантастическое”, “живописное”. Разрыв между мечтой и действительностью, противопоставление прекрасного вымысла объективной реальности лежали в основе всего романтического движения. Главной задачей романтизма стало изображение внутреннего мира человека, его душевной жизни. Особенности мировоззрения романтиков нашли выражение в образах романтических героев. Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти – и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть – любовь во всех её проявлениях, низкая – жадность, честолюбие, зависть. Тема любви занимает господствующее место и сквозной нитью проходит через творчество всех романтиков. В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. Живописи романтизма была присуща «страшная сила творить всеми возможными способами. Одним из ярких представителей романтизма был Каспар Давид Фридрих (1774—1840г. г.) — немецкий художник, мастер пейзажа. Главным выразителем эмоциональной нагрузки Давида является свет. Он не создает иллюзию света, а заставляет предметы и фигуры отбрасывать причудливые и таинственные тени. Пейзажи Фридриха отличаются строгой выверенностью рисунка, четкостью пространственных планов, богатой игрой светотени (“Пейзаж с радугой”, 1809г., “Двое, созерцающие луну”, 1819г.). Среди других известных картин мастера – «Могила Гуттена» (1815г.), «На паруснике» (1818г.), «Странник над облаками» (1818г.), «Женщина у окна» (1822г.). Каспар Давид Фридрих «Пейзаж с радугой» Каспар Давид Фридрих “Двое, созерцающие луну” Карл Эдуард Фердинанд Блехен (1798 - 1840г. г.) – немецкий живописец первой половины 19 столетия, пейзажист, гравер и рисовальщик, один из ярких представителей стиля романтизм. Блехен по своей тематике — художник-пейзажист, много работал на пленэре. "Вид из окна" — традиционный мотив немецкого романтизма. Одной из интересных картин Карла Эдуарда Фердинанда Блехена является «Постройка Чёртова моста» (1830г.). Романтическими настроениями пронизаны картины «Пальмовый двор Фридриха Вильгельма III», "Парк виллы д'Эсте"(1830г.). Карл Эдуард Фердинанд Блехен «Постройка Чёртова моста» Карл Эдуард Фердинанд Блехен «Пальмовый двор Фридриха Вильгельма III» Фердинан Виктор Эжен Делакруа «Резня на Хиосе » Фердинан Виктор Эжен Делакруа (1798—1863г. г.)Французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи. «Мое сердце, - писал он, — всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти».Обогащая искусство живописи новыми средствами художественного выражения, Делакруа отверг застывшие линейные построения «классических» композиций, вернув цвету его первенствующее значение, внося в свои полотна смелую динамику и широту исполнения, непосредственно выражающие напряженную внутреннюю жизнь его героев. Первая его известная картина «Данте и Вергилий» (1822 г.) произвела впечатление «метеорита, упавшего в застойное болото», захватывая страстной патетикой образов. «Резня на Хиосе (1824 г.), – вторая крупная работа художника, выдвинувшая его, доставившая ему положение главы молодой романтической школы. Тема человеческого бедствия, человеческого страдания проходит через все творчество Делакруа, является как бы основным его лейтмотивом. Как и все романтики, Делакруа чуждался всего будничного и обыденного. Его привлекали большие страсти, подвиги, борьба. Франсиско Гойя. "Расстрел в ночь со 2 на 3 мая 1808 г Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746 – 1828г.г.) - испанский живописец, гравер, представитель романтизма. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском: - картоны для королевской шпалерной мастерской («Игра в жмурки», 1791г.), - портреты («Семья короля Карла IV», 1800г.), - росписи (в капелле церкви Сан Антонио де ла Флорида, 1798, Мадрид, в «Доме Глухого», 1820-23г. г.), графика (серии «Капричос», 1797-98г.г., «Бедствия войны», 1810-20г.г.), - картины («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» — обе ок. 1814г.). Романтики открывают мир человеческой души, индивидуальное, ни на кого не похожее, но искреннее и оттого близкое всем чувственное видение мира. Отвергая правила классицизма, романтики требовали смешения жанров, обосновывая его тем, что это соответствует истинной жизни природы, где смешаны красота и безобразие, трагическое и комическое. Они отстаивали свободное эмоциональное искусство. Отсюда расцвет жанра оперы как синтетического жанра. Не менее популярным становится жанр песни романса. Появляются целые циклы песен, объединенные одной темой. Величайшие шедевры в песенно-вокальном жанре создал австрийский композитор Франц Шуберт (1797-1828). Немецкая поэзия, переживавшая в то время расцвет, стала для него бесценным источником вдохновения. Для песен Шуберта характерна непосредственность воздействия на слушателя: благодаря гению слушатель сразу становится не наблюдателем, а соучастником. Огромное значение приобретает программность. Страстным пропагандистом идеи программности в музыке был венгерский композитор Ференц Лист (1811–1886). Он воплотил в музыке образы произведений Данте, Петрарки, Гёте. Он передавал в музыке и содержание живописи Рафаэля (“Обручение”), скульптуры Микеланджело (“Мыслитель”). Лист – композитор-новатор. В связи с программностью он переосмыслил классические жанры и формы и создал свой новый жанр – симфоническая поэма.Одно из самых известных произведений Ф. Листа – “Сонет Петрарки № 104” из цикла “Годы странствий”. Характерное для романтизма обращение к внутреннему миру человека выразилось в тяге к эмоционально-напряженному, что определило главенство музыки и лирики. Романтики превзошли всех своих предшественников по значению лирического начала в музыке, по силе и совершенству в передаче глубин внутреннего мира человека, эмоций, тончайших оттенков настроения. И здесь очень кстати оказались выразительные возможности фортепиано. В эпоху романтизма фортепиано было популярным инструментом домашнего музицирования. Это время расцвета жанров фортепианной миниатюры. Одним из величайших композиторов-романтиков и одновременно виртуозным пианистом был Фредерик Шопен (1810-1849). Он по-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. “Шопен – это бард, рапсод, дух, душа фортепиано” (А.Рубинштейн). В области фортепианной музыки также велико значение Роберта Шумана (1810—1856). В “Карнавале” — цикле программных фортепианных пьес — он проявил себя как великий мастер острой и точной музыкально-психологической характеристики (пьесы – “портреты” Шопена, Паганини, пианистки Клары Вик, самого Шумана в образах Флорестана и Эвзебия). Многие фортепианные пьесы Шумана навеяны литературными произведениями Гофмана и Жан-Поля Рихтера (“Крейслериана”, “Бабочки”). Шуман создал много песен на слова Гейне, Шамиссо, Эйхендорфа, Бернса. Лучшим его вокальным произведением является цикл на слова Гейне “Любовь поэта”, передающий тончайшие оттенки чувства от светлой лирики до трагического пафоса.Среди других, не менее знаменитых композиторов-романтиков – Карл Мария Вебер (1786- 1826г.г.) – основоположник немецкой романтической оперы, активно боровшийся за национальное немецкое искусство. Одна из самых ярких его опер – “Вольный стрелок” (1820г.). Феликс Мендельсон-Бартольди (1809—1847г.г.) был не только талантливым композитором, но и одним из прогрессивных музыкально-общественных деятелей: он основал первую немецкую консерваторию и руководил концертной организацией в Лейпциге. Ярко проявил себя Мендельсон в области музыки для театра (“Сон в летнюю ночь”) и программного симфонизма (“Шотландская” и “Итальянская” симфонии, увертюра “Фингалова пещера”). Образы природы и фантастика народных сказок были особенно любимы Мендельсоном. Воплощая их, он обогатил свой оркестровый стиль светлыми и прозрачными музыкальными красками. Широкую популярность получили его лирические “Песни без слов” для фортепиано.Эпоха Романтизма - одна из самых значительных в истории музыки. Импрессионизм Клод Моне "Впечатление. Восходящее солнце" Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression — впечатление), направление в искусстве последней трети XIX — начале XX вв. Применение термина «импрессионизм» к музыке во многом условно — музыкальный импрессионизм не составляет прямой аналогии к импрессионизму в живописи и не совпадает с ним хронологически (время его расцвета — 90-е гг. XIX в. и 1-е десятилетие XX в.).Импрессионизм возник во Франции, когда группа художников — К. Моне, К. Писсарро, А. Сис-лей, Э. Дега, О. Ренуар и другие — выступила со своими оригинальными картинами на парижских выставках 70-х гг. Их искусство резко отличалось от приглаженных и безликих работ тогдашних живописцев-академистов: импрессионисты вышли из стен мастерских на вольный воздух, научились воспроизводить игру живых красок природы, сверкание солнечных лучей, разноцветные блики на подвижной речной глади, пестроту праздничной толпы. Живописцы применяли особую технику беглых пятен-мазков, которые вблизи казались беспорядочными, а на расстоянии рождали реальное ощущение живой игры красок, причудливых переливов света. Моне Клод Оскар «Поле маков» Моне Клод Оскар (Monet Claude) (1840-1926г.г.), французский живописец. Один из основоположников импрессионизма, в своих картинах художник Моне со второй половины стремился передавать средствами пленэрной живописи изменчивость световоздушной среды, красочное богатство мира, сохраняя при этом свежесть первого зрительного впечатления от природы. От наименования пейзажа Моне “Впечатление. Восходящее солнце” (1872г.) произошло название импрессионизма. В своих пейзажных композициях (“Бульвар капуцинок в Париже”, 1873г., “Скалы в Этрета”, 1886г., “Поле маков”, 1880-е г.) Моне воссоздавал вибрацию света и воздуха с помощью мелких раздельных мазков чистого цвета и дополнительных тонов основного спектра, рассчитывая на их оптическое совмещение в процессе зрительного восприятия. Стремясь запечатлеть многообразные переходные состояния природы в разное время дня и при разной погоде, Моне создал в 1890-е годы серии картин-вариаций на один сюжетный мотив (серия полотен “Руанские соборы”). Сислей - Опушка леса в Фонтенбло. Сислей Альфред (1839-1899г.г.), французский живописец, мастер пейзажа. Один из ведущих мастеров импрессионизма, Сислей писал непритязательные по мотивам пейзажи окрестностей Парижа, отмеченные тонким лиризмом и выдержанные в свежей и сдержанной световой гамме. “Маленькая площадь в Аржантёе”, 1872г., “Наводнение в Марли”, 1876г.; “Мороз в Лувесьенне”, 1873г., “Опушка леса в Фонтенбло”, 1885г. Чарующие изображения природы художника Альфреда Сислея с легким оттенком грусти завораживают удивительной передачей настроения в данный момент времени (“Берег Сены у Буживаля”, 1876г.). С середины 1880-х годов в творчестве Сислея нарастают черты красочного декоративизма. Эдгар Дега "Звезда" Дега Эдгар (1834–1917г.г), французский живописец, график и скульптор. Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (“Площадь Согласия”, около 1875г.; “Абсент”, 1876г.). Искусству Дега присуще соединение прекрасного, порой фантастического, и прозаического: передавая во многих балетных сценах праздничный дух театра (“Звезда”, пастель, 1878г.). Произведения Дега с их строго выверенной и одновременно динамичной, часто асимметричной композицией, точным гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность мотива и архитектоники картины с тщательной продуманностью и расчетом. Пьер Огюст Ренуар "Завтрак лодочников" Писсарро Камиль “Оперный проезд в Париже Ренуар Пьер Oгюст (1841-1919г.г.), французский живописец, график и скульптор, представитель импрессионизма. Ренуар отдавал предпочтение праздничным сценам городской жизни - балам, танцам, прогулкам, словно стремясь воплотить в них чувственную полноту и радость бытия (“Мулен де ла Галет”, 1876г.). Особое место в творчестве Ренуара занимают поэтичные и обаятельные женские образы: внутренне различные, но внешне слегка схожие между собой, они как бы отмечены общей печатью эпохи ("Завтрак лодочников«, “Зонтики”, 1876г., портрет актрисы Жанны Самари, 1878г.,). Ренуар часто добивается впечатления монохромности живописи с помощью тончайших сочетаний близких по цвету тонов (“Девушки в черном”, 1883г.). Писсарро Камиль (1830-1903г.г.), французский живописец. Один из ведущих мастеров импрессионизма, Писсарро в многочисленных сельских пейзажах раскрывал поэзию и очарование природы Франции, с помощью мягкой живописной гаммы, тонкой передачи состояния световоздушной среды придавал обаяние свежести самым непритязательным мотивам (“Вспаханная земля”, 1874г., “Тачка”, 1879г.). Писсарро часто обращался к городскому пейзажу (“Бульвар Монмартр”, 1897г., “Оперный проезд в Париже”, 1898г.). Писсарро играл одну из главных ролей в организации выставок импрессионистов. В своих работах Камилю Писсарро удалось избежать крайнего проявления пленэра, когда материальные предметы словно растворяются в мерцании световоздушного пространства. Позднее, в 80—90-е гг., идеи импрессионизма и отчасти его творческие приемы нашли свое выражение и во французской музыке. Два композитора — К. Дебюсси и М. Равель — наиболее ярко представляют течение импрессионизма в музыке. В их фортепьянных и оркестровых пьесах-эскизах с особой гармонической и ладовой новизной выражены ощущения, вызванные созерцанием природы. Главное в музыкальном импрессионизме — передача настроений, приобретающих значение символов, тонких психологических нюансов, тяготение к поэтической пейзажной программности. С основной линией импрессионизма в живописи его роднит восторженное отношение к жизни; моменты острых конфликтов, социальных противоречий в нём обходятся. Зачинателем музыкального импрессионизма по праву считается Дебюсси, обогативший все стороны современного композиторского мастерства — мелодику, гармонию, оркестровку, форму. Дебюсси написал множество фортепьянных и вокальных миниатюр, несколько пьес для камерных ансамблей, три балета, лирическую оперу «Пеллеас и Мели-занда». Музыкальный импрессионизм унаследовал многие особенности искусства позднего романтизма и национальных музыкальных школ XIX в. («Могучая кучка», Ф. Лист, Э. Григ и др.). Творчество композиторов-импрессионистов во многом обогатило выразительные средства музыки, особенно сферу гармонии, достигшей большой красоты и утончённости; усложнение аккордовых комплексов сочетается в ней с упрощением и архаизацией ладового мышления; в оркестровке преобладают чистые краски, капризные блики, ритмы зыбки и неуловимы. Особую свежесть музыке импрессионистов придавало их частое обращение к песенно-танцевальным жанрам, к элементам музыкального языка народов Востока, Испании, ранних форм негритянского джаза. В творчестве Мориса Равеля (1875—1937г.г.) отразилась более поздняя эпоха. Рисунок его сочинений острее, резче, краски более четкие и контрастные — от трагического пафоса до язвительной иронии. Но и в его композиторской манере также встречается утонченная звукопись, сложная и пестрая игра красок, типичная для музыкального импрессионизма. В лучших фортепьянных пьесах Равеля господствует прихотливая переливчатость звуков, навеянных живой природой («Игра воды», «Печальные птицы», «Лодка среди океана»). Всю свою жизнь композитор разрабатывал мотивы любимой им Испании. Так появились «Испанская рапсодия» для оркестра, комическая опера «Испанский час», «Болеро». Большое внимание Равель уделял жанрам танцевальной музыки. Среди нескольких его балетов выделяется балет-сказка «Дафнис и Хлоя», созданный им в сотрудничестве с русской труппой С. П. Дягилева. Равель хорошо знал секреты музыкального юмора, с любовью писал музыку для детей. Традиции импрессионизма, начатые французскими мастерами, нашли свое продолжение в творчестве композиторов различных национальных школ. Их оригинально развивали М. де Фалья в Испании, А. Казелла и О. Рес-пиги в Италии, С. Скотт и Ф. Дилиус в Англии, К. Шимановский в Польше. Влияние импрессионизма испытали в начале XX в. и некоторые русские композиторы (Н. Н. Черепнин, В. И. Ребиков, С. Н. Василенко). Искусство Дебюсси и Равеля, как и полотна художников-импрессионистов, воспевает мир естественных человеческих переживаний, передает радостное ощущение жизни, открывает перед слушателями прекрасный поэтический мир природы, нарисованный тонкими, оригинальными звуковыми красками.Несмотря на всё внутреннее разнообразие этого течения, всех его последователей - независимо от области работы, будь то музыка или живопись, - объединяло стремление к передаче эмоций, впечатлений, каждого мгновения жизни, каждого самого незначительного изменения окружающего мира. Импрессионизм отрекся от рациональности, реальности и «музейности» классического искусства и смог «открыть глаза» зрителям и слушателям на важность и прекрасную неповторимость каждого мгновения. ВЫВОД: Классицизм в музыке отличался от классицизма в живописи тем, что содержание музыкальных сочинений связано с миром чувств человека, которые не поддаются жесткому контролю разума, а в изобразительном искусстве чувства подавлялись разумом. Однако композиторы этой эпохи создали очень стройную и логическую систему правил построения произведения. Классицизм – стиль исторически определенной эпохи. Но его идеал гармонии и соразмерности остается и поныне образцом для последующих поколений. Особенно тесные взаимосвязи возникали между живописью и музыкой в эпоху романтизма. Виды искусства в своей значимости более или менее уравнялись и дали великолепные произведения искусства, хотя романтики в лестнице искусств первенство отдавали музыке. Поразительна способность романтиков воспринимать как событие, чудо самые простые явления. Воображение романтиков не нуждалось в сложных конструкциях, и единственный звук не только обладал для них эстетической значимостью, но и вызывал бездну ассоциаций, вдохновлял на поэтические и живописные аналогии. Чем элементарнее в структурном отношении слышимое романтиком звучание, чем ближе оно к первозданной природе, тем сложнее, вдохновеннее оно переживается и описывается. Слово «тон» вообще становится одним из главных в словаре романтиков. Его смысловая перспектива обнаруживает себе в перекличке двух его значений: тон – это отдельно взятый звук, цвет, нюанс – словом, некий простейший, элементарный, далее неделимый компонент палитры – звуковой, цветовой, словесной. Но тон – это и характер, окраска целого, некое преобладающее в сложном целостном настроении. Этим «тоном» как «неопределенной цельностью» обладают, по мнению романтиков, лишь романтические произведения: у классических сочинений присутствует лишь «стиль». Несмотря на всё внутреннее разнообразие импрессионизма, всех его последователей - независимо от области работы, будь то музыка или живопись, - объединяло стремление к передаче эмоций, впечатлений, каждого мгновения жизни, каждого самого незначительного изменения окружающего мира. Импрессионизм отрекся от рациональности, реальности и «музейности» классического искусства и смог «открыть глаза» зрителям и слушателям на важность и прекрасную неповторимость каждого мгновения. В ХХ в. связи между живописью и музыкой остаются скорее на уровне влияний и впечатлений. Символы во-многом воссоздаются, но они уже свои для отдельных художников и композиторов. Во второй половине ХХ в. появляется ещё одна форма взаимодействия живописи и музыки – графические партитуры. Они выглядят как рисунки, но такой внешний вид более нагляден для исполнения большими составами оркестра, чем многочисленный ряд строчек, а также более подходит для музыки, где велика роль импровизации. Музыка и живопись, как истинное созвучие всегда будут представлять основу гармонии высокого гуманизма, свойственной нашей эпохе. Хочется верить, что искусство будущего будет обладать полной клавиатурой чувств от восторга до трагедии, ибо сама жизнь бесконечно многообразна. ЛИТЕРАТУРА. •Власов В.Г. “Cтили в искусстве.” Спб., “Лита”. 1998 г.•Андреев Л.Г. Импрессионизм. М. МГУ, 1980 г.•Кравченко А. И. Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)•Некрасова Е.А. Тернер. - М: Изобразитнельное искусство, 1976 г.•Гомбрих Э. История искусства. - М: АСТ, 1998 г.•Арсланов В.Г. Западное искусствознание XX века. – М., 2005 г.