Общая характеристика научного стиля


Общая характеристика научного стиля Выполнила: Куцкая Елена Валерьевна План .Основные черты научного дискурса.Технология создания научной работы: несколько рекомендаций.Жанры научной речи.Литература.Культура русской речи (любое издание)Кожина М. Н. Стилистика русского языкаМ., 1983. – С. 164–175 Культура устной и письменной речи делового человека. М., 1997.Гойхман О.Я., Надеина Т.М., Основы речевой коммуникации. Научный стиль. Терминологическая проблема Термины-синонимы:научный стиль;научная речь;язык науки;профессиональный язык;специальный язык;язык для специальных целей 1. Типы коммуникации в рамках научного стиля Интерпрофессиональная коммуникация – представляет собой речевые акты, в которых профессиональные роли коммуникантов не совпадают (юрист-посетитель, врач-пациент и т.п.)Интрапрофессиональная коммуникация – представляет собой речевые акты, осуществляемые внутри определенной социально-профессиональной общности (специалист-специалист) 2. Специфика «диалога» в научном стиле Текст, продуцируемый в рамках научного стиля, является результатом коллективной речевой деятельности 3. Специфика лексики научного стиля Классификация А.К. Демидовой (Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научной работы):Слова-организаторы научной мысли – слова, вводящие логический контекст и характеризующие степень объективности информацииСлова-конкретизаторы – лексика, которая усиливает выражаемую мысль (выделительные, усилительные и ограничительные частицы и наречия)Слова-доминанты – слова, которые несут основную смысловую нагрузку, в основном термины (повышенная терминированность лексического состава) 4. Основные черты организации научной мысли Р.А. Будагов определил научный стиль как “такой языковой стиль, который стремится: 1) к точности, простоте и ясности, 2) к логической стройности и эмоциональной впечатляемости, 3) к постоянному взаимодействию с общелитературным языком, 4) к строгой обусловленности тщательно продуманных терминов, 5) к широкому использованию разнообразных стилистических ресурсов языка, 6) к разумному применению необходимых цифр, символов и знаков” (цит. по: Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. – М., 1978. – С. 85). 4. Основные черты организации научной мысли Отвлеченность (абстрагированность) от частных, несущественных признаков, высокая степень обобщения – широкое использование абстрактной лексики, ограниченность субъективно-авторского начала. Авторское “мы”, обилие безличных и неопределенно-личных высказываний и т.д. ограничивает реализацию эмоциональности, экспрессивности речи. Экспрессивные средства языка употребляются лишь в конкретных текстах определенных жанров, чаще всего – в полемических статьях, лекциях, научно-популярных докладах, а многие жанры научной речи лишены их полностью; следовательно, они факультативны. 4. Основные черты организации научной мысли ОбобщенностьВ научном изложении почти не употребляются слова, выражающие единичные понятия, конкретные образы. Обобщенно-отвлеченный характер речи подчеркивается также употреблением специальных слов (обычно, обыкновенно, всегда, постоянно, систематически, регулярно, всякий, любой, каждый и т.п.) 4. Основные черты организации научной мысли Подчеркнутая логичность изложенияНаучному стилю присуща логическая последовательность изложения, упорядоченная система связей между частями высказывания, лаконичность изложения при насыщенности содержания.Логичность – это “последовательность расположения всех единиц текста и наличие смысловых связей между ними” (Стилистика русского языка/Под ред. Н.М.Шанского). Последовательность построения текста предполагает непротиворечивость выводов, разделение текста на смысловые отрезки, “отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному” (там же). 4. Вторичные черты организации научной мысли смысловую точность (однозначность);Стремление к точности ведет к избеганию в научных текстах образных, экспрессивных средств языка, к использованию слов в прямом значении, к терминологизации речи.безобразность;скрытую эмоциональность;объективность изложения;некоторую сухость и строгость изложения, что, в свою очередь, не исключает своеобразной экспрессивности. Проявление этих черт зависит от жанра, темы, формы и ситуации общения, авторской индивидуальности и т.д. 5. Полифункциональность и полиструктурность научного стиля Как полифункциональная формация научный стиль выполняет следующие функции:эпистемическую (функция отражения действительности и хранения знаний);когнитивную (функция операции над мыслью);коммуникативную 5. Полифункциональность и полиструктурность научного стиля Научный стиль русского языка Профессиональные подстили (языки)Научный стиль, жаргон, язык учебников, язык словарей, язык преподавателей, язык, специализированный по более мелким отраслям Фазы мышления, этапы формирования нового знания (М.Н. Кожина) Проблемная ситуацияГипотезаДоказательствоВывод Логическая схема научного исследования (А.К. Демидова) Обоснование актуальности научного исследованияВыявление предмета исследованияВыбор метода (методики исследования)Описание процесса исследования (эксперимента)Обсуждение результатов исследованияФормулирование выводов Композиция и рубрикация научной работы Композиция – это строение, соотношение и взаимное расположение частей произведенияКомпозиция научного произведенияописательная часть основная часть Композиция научного текстасодержание;введение;основная часть;заключение;список литературы (библиография) Композиция и рубрикация научной работы Рубрикация – это членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, использование заголовков и нумерации Пример содержания ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. КОНЦЕПТ «СЕМЬЯ» КАК ПРЕДМЕТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ1.1. Основные понятия когнитивной лингвистики1.1.1. Сущность концепта1.1.2. Структура концепта1.1.3. Проблема вербальной выраженности концепта1.1.4. Типология концептов. Понятие фрейма1.1.5. Методы описания концепта1.1.6. Фреймовая модель как способ структурирования концептов1.2. Концепт Семья в сознании россиян1.2.1. Основные компоненты концепта Семья1.2.2. Фреймовая модель концепта СемьяГЛАВА 2. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «СЕМЬЯ» В РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТАХ2.1.Особенности рекламной коммуникации2.2.Основные составляющие концепта Семья в рекламной коммуникации2.3.Анализ фреймовой модели рекламного концепта Семья2.4.Стереотипы в рекламной коммуникацииСПИСОК ИСТОЧНИКОВБИБЛИОГРАФИЯ Введение Постановка проблемы. Актуальность исследования. Цель и задачи исследования. Объект и предмет исследования. Методы исследования. Характеристика материала. Библиографическое описание Книга:Солодова М.А. Коммуникативные аспекты речевого взаимодействия: учеб.-метод. пособие для студентов технических специальностей ТПУ. – Томск: Изд-во ТПУ, 2006. – 60 с. Статья в сборнике:Кожина М.Н. Научный стиль // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М.: Флинта: Наука, 2006. – С. 242–248. Библиографическое описание Статья в журнале:Дементьев В.В. Изучение речевых жанров: обзор работ в современной русистике // Вопросы языкознания. – 1997. – № 1. – С. 109–121. Диссертация и автореферат:Снигирев А.В. Интертекст: типология, функционирование в художественном тексте: Автореф. дис…канд. филол. наук. – Екатеринбург, 2000. – 20 с.Ссылка в научном тексте: [Снигирев 2000: (,) 10];[Лотман 1996а: 126] Требования к библиографии Оформляется в алфавитном порядке (по первой, второй и т.д. буквам)Книги одного автора даются в хронологическом порядкеЕсли у одного автора 2 работы одного года, рядом с годом издания появляются цифры 1,2 или буквы а,б и т.д.Список источников и список литературы обычно даютсяотдельно друг от друга Подстили и жанры научной речи Научный стильСобственно научный (академический) подстиль (статья, монография, диссертация, доклад на научной конференции)Научно-информативный (информационно-реферативный) подстиль (аннотация, реферат)Научно-справочный (справочно-энциклопедический) подстиль (каталог, словарь, справочник)Учебно-научный подстиль (учебник, словарь, лекция, методическое пособие)Научно-популярный подстиль (очерк, статья, лекция) Жанры научного стиля первичные вторичные(статья, диссертация (аннотация, рецензия,монография и т.п.) реферат, тезисы…) Полевое представление жанровой структуры (Е.С. Троянская) Ядерная зона – ведущие жанровые разновидности, которые репрезентуют новое научное знание (научная статья, монография, диссертация, тезисы)Периферийная область – жанровые разновидности, в которых лингвостилистические характеристики, присущие научному стилю, выражены в меньшей степени (реферат, аннотация, справочник, рецензия, отзыв, курс лекций)Пограничная зона – жанры, представляющие собой межжанровые образования (рецензия-рекомендация, шоу-лекция) и межстилевые образования научного стиля (рекламная статья, научно-публицистическая статья, комментарии в научно-публицистическом стиле) Рецензия Рецензия – письменный разбор, предполагающий 1) комментирование основных положений работы, 2) обобщенную аргументированную оценку и 3) выводы о значимости работыПланПредмет анализа (диссертация, статья, диплом, автореферат и т.п.)Актуальность темы (обоснование актуальности исследования)Краткое содержание работы (как правило, с опорой на композиционное членение работы)Недостатки, недочеты (корректное (!) указание на минусы исследования)Общая оценка работы, вывод Тезисы Тезисы – малый жанр (объем тезисов 1-2 страницы), который представляет собой сжатое изложение основной мысли научного произведениятезисы для личных нужд тезисы для публикации(нет жестких требований) (жанр регламентирован) Требования к тезисам Содержание тезисов должно соответствовать проблематике конференцииТезисы должны иметь научную новизну (необходимую «научно-информативную валентность» - термин А.В. Васильевой)Тезисы должны иметь строго определенную содержательно-композиционную структуру:преамбула (проблемная ситуация, гипотеза);основное тезисное изложение (структура доказательства);заключительный тезис Требования к тезисам Тезисы должны соответствовать следующей норме речестилистического оформления: высокой насыщенности высказывания предметно-логическим содержанием (оптимальное преодоление противоречия между содержательной концентрацией и коммуникативной доступностью) Нарушение этой нормы проявляется в чрезмерной усложненности фразы, затрудняющей даже специалисту восприятие и сохранение в памяти ее содержания;в содержательной недогруженности фразы (низкий удельный вес научно-валентной информации);в чрезмерном дроблении фраз («ради простоты»), приводящей к дроблению самой мысли, созданию ощущения нелогичности высказывания Ошибки при создании тезисов Подмена тезисов текстом сообщения, более или менее сокращенным – в итоге автор растягивает тезисы (норма для тезисов – «сгущенность» проблемно-научного содержания и формы его изложения)Подмена тезисоврезюме (выводами) – в результате исчезает необходимая логичность, в тезисах должна быть представлена вся логическая схема научного текста (проблема, гипотеза, доказательство, выводы)рефератом – в результате создается впечатление избыточной описательности на фоне предельной сжатости собственно проблемного материала Ошибки при создании тезисов аннотацией – в результате текст тезисов подвергается еще большей компресии (преимущественно за счет проблемного материала)планом Основания для разграничения – номинативная форма плана и предикативность в тезисахсмешение форм разных жанров (фрагмент из плана, фрагмент собственно тезисный, фрагмент из аннотации и т.п.) Жанр аннотации Аннотация – краткая характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей. Аннотация дает сжатую характеристику самого источника информации и отвечает на вопрос, о чем говорится в первичной литературе Пример аннотации Виды аннотации По содержанию и целевому назначению справочные рекомендательные Справочные характеризуют тематику документа и сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценкиРекомендательные характеризуют документ и дают его оценку в отношении его пригодности для определенной категории потребителей Виды аннотации По полноте охвата содержания аннотируемого документа и читательскому назначению общие специализированныеОбщие характеризуют документ в целом и рассчитаны на широкий круг читателейСпециализированные характеризуют документ лишь в определенных аспектах, рассчитаны на узкий круг специалистов; подчеркивается то, что имее отношениек определенной тематике и узкой области знания Структура и содержание аннотации Аннотация библиографическое описание текст аннотации Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: «Русский язык», 1990. – 247 с.Текст аннотации включает сведения об авторе, содержании и достоинствах произведения:тип и назначение аннотируемого документа (монография, статья, сборник…);задачи, поставленные автором аннотируемого документа;метод, которым пользуется автор;структура аннотируемого документа;предмет и тема произведения, основные выводы автора;характеристика вспомогательных и иллюстративных материалов, дополнений, приложений, справочного аппарата Реферат Реферат – краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к нейЦель реферата – ответ на вопрос о том, что именно говорится в статье (книге) нового, существенного Виды реферата Реферат-резюме (излагается содержание одного источника)Структура рефера-резюмебиблиографическое описание (автор, название, выходные данные);тема статьи (книги);композиция: указывается, из скольких и каких структурных частей состоит источник;основное содержание: излагаются конкретные результаты или выводы автора;наличие иллюстративного материала (рисунков, таблиц, примеров);адресат: отмечается, для кого предназначен текст Виды реферата Реферат-обзор – реферат, составленный по нескольким источникам на одну темуСтруктура реферата-обзора- тема; обоснование круга источников;анализ изученности разных сторон объекта;описание применявшихся методов;анализ результатов, полученных авторами (в чем их точки зрения совпадают, что можно считать доказанным, что представляет собой предмет дискуссии, о чем нигде не сказано);формулирование собственных выводов по поставленной проблеме (оценки, предположения, принятые или отвергнутые гипотезы и т.п.) Конспект Конспект – краткая запись содержания прочитанногоПринципы составления конспекта:- записать все выходные данные источника: автор, название, год и место издания;выделить поля слева и справа (слева отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи (книги) – название глав, параграфов и т.п., справа – записываются собственные выводы, ссылки на другие материалы, темы и проблемы для дальнейшей разработки);в центральной части конспекта записывается краткое изложение содержания текста (цитаты);нужно сохранить структуру конспектируемого источника;в тетради составить оглавление с указанием страниц Монография Монография – научный труд, посвященный многоаспектному рассмотрению и решению актуальной проблемы, обладающей новизной теоретического и эмпирического содержания, единством научного подхода, смысловой завершенностью, сложной композиционной структурой Содержание монографии Формулировка проблемы (постановка задачи)Определение и дифференциация понятий с установлением между ними логико-семантических отношенийЭкспликация идеи, гипотезы или основного тезиса научной концепцииДоказательство гипотезы с использованием разнообразных средств аргументацииХарактеризация изучаемого объектаДемонстрация эмпирического материала, подтверждающего достоверность нового знания Композиция монографии Типы композициимоноцентрическая полицентрическаяМоноцентрическая – последовательное решение одной проблемыПолицентрическая – основная проблема расчленяется на ряд соподчиненных проблем, что приводит к разветвленности научного содержания произведения Спасибо за внимание!