Презентация по русскому языку на тему Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении (6 класс, по учебнику М.М. Разумовской)
К уроку в 6 классе{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.
Замените устно словосочетания с причастием синонимичным сочетанием глагола со словом которыйПоющие птицы, уставший труженик, работающий аппарат, созревшие колосья, развевающиеся знамёна.
Запишите причастия, выделите причастные суффиксыРастущий, сеющий, слышащий, строящий, избираемый, зависимый, обрабатываемый, растаявшая, нёсший, огороженное, запряжённый, просеянный, рассматриваемое, переливающийся, разрастающийся.
Прочитайте высказывание А.С. Пушкина.«Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату и прочее, мы говорим: которая скачет, который метёт, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».Как вы понимаете это высказывание? Прокомментируйте его. Как вы считаете, в каких стилях речи употребляются сочетания глагола со словом который и синонимичные им выражения с причастиями?
Спишите, найдите причастия, обозначьте их суффиксы, укажите глаголы, от которых они образованы.Осенью степи совершенно изменяются: выросшие во всю длину и вполне распустившиеся волокна ковыля колеблются мелкою серебрящеюся зыбью. (С. Аксаков)
Причастие. Образец доказательстваЛетящая стрелаСлово летящая – причастие, так как обозначает признак предмета (стрела) по действию, происходящему в настоящее время, и имеет суффикс –ящ-: летящая стрела – это стрела, которая летит; причастие не только обозначает признак, но и выражает действие; отвечает на вопрос какая?
Узнайте причастия, выпишите их, обозначьте причастные суффиксы.Невидимый, спящий, мельчайший, окружённый, каменный, замёрзший, хороший, бегущий, суше, стеклянный, молотый, связанный, читавший, лучший, рисуемый, весенний, построенный, заросший.
Подберите к причастиям существительные любого рода или числа (определяемые слова), просклоняйте словосочетания, чётко проговаривая причастия. Запишите 3 словосочетания в Р.п., Т.п., П.п.Приближающийся, движущийся, развевающийся, образовавшийся, выдаваемый, передаваемый.
Спишите текст, согласуя прилагательные и причастия с определяемыми словами (существительными)Мама разложила на столе ароматно дымящ..ся картошку, кусочки пахуч.. разваренн.. рыбы. Запах горяч.. заваренн.. чая, чист.. скатерть возвращали нас в ещё довоенн.. школьн.. время, летн.., радостн.., беззаботн.. . Всё уже было другим, тронут.. войной. (Ю. Бондарев)
Подберите к данным причастиям возвратные, сравните их значения, составьте с ними словосочетанияОказавший – оказавшийся, отметивший - …, встречающий - …, встречавший - …, наблюдающий - …, состоящий - …, представляющий - …, видевший - …, являвший - … .Просклоняйте устно 2 словосочетания с возвратными причастиями, чётко проговаривая слоги.
Подберите к существительным определения, выраженные причастиями.Образец: ученик (отвечает) – отвечающий ученик.Доска (висит), парта (стоит), ученик (читает), девочка (пишет), цветок (засох), пол (вымыт).
Просклоняйте словосочетания. Выделите морфемы, указывающие на грамматические признаки причастияПокрасневшее яблоко, нарисованный пейзаж.
Выпишите из текста причастия и определяемые слова, выделяя в причастиях все морфемы, а в существительных - только окончанияПо голубому северному небу, точно затканному искрившимся серебром, медленно ползла громадная разветвлённая туча, как будто из-за горизонта протягивалась гигантская рука, гасившая звёзды и вот-вот готовая схватить самую землю. (Д. Мамин-Сибиряк)
Сделайте синтаксический разбор предложений. Сделайте вывод о синтаксической роли причастий в предложенияхЯ жил в тихой, затерявшейся деревушке.Размытая земля лопалась, чавкала и налипала комьями.Из освещённых окон неслись звуки музыки.По обочине дороги ходили в накинутых плащ-палатках часовые.
Рефлексия. Дополните определениеПричастие – это ___________________, которая имеет признаки _______(?) и _____________(?). Причастия образуются от ___________ с помощью специальных суффиксов: ___________(?).
Домашнее задание:Параграф 34, упр. 392.