презентация классного часа Офицерская честь


Офицерская честьВодолаго М.В. воспитатель 2 курса УГСВУstyle.color
Офицерская честьВ Русской армии всегда существовало единство взглядов офицеров, которые касались вопросов чести, долга, товарищества и достоинства офицерского звания. Офицеров называли «белая кость». Понятие офицерской чести всегда занимало центральное место в системе морально-нравственных представлений русского офицерства. Воинская честь всегда была присуща войску и составляла его характерную черту во все исторические эпохи.
Что отражает понятие чести?Отношение человека к себе и отношение других людей к нему и его конкретным заслугам.
Что влияет на развитие чувства чести?среда, родители, авторитет окружающих с детства людей, уровень образованности человека.

Честь это:сохранение достоинства личности;выражение уважения к кому-либо за его заслуги;способность откровенно высказать свои взгляды;охраняемое законом человеческое достоинство.

Офицерская честьвключает внутреннее благородство, честность, истинное честолюбие, глубокое чувство долга, гордость свою профессию, личное достоинство уважение законов государства и т.д. Воинская честь во все времена составляла важнейшее духовное качество офицера. Обладать честью в дореволюционной России было признано необходимостью для офицерского звания.
Офицерская честьНеукоснительно следовать девизу «Жизнь - Отечеству, честь - никому!» - являлось основным нравственным принципом в офицерской среде. Лучшие многовековые традиции русского воинства, уникальные духовные ценности, нашли свое отражение в «Кодексе Чести русского офицера». Воинская честь в Кодексе определялась как «внутреннее достоинство, верность, доблесть, благородство души, чистая совесть, почет и уважение». Принципы офицерской честиstyle.colorfillcolorstroke.colorfill.type Личное достоинство офицера. уважение к себе, сознание своих человеческих прав, подобающее поведение.
Личное достоинство офицера. В отношении личного достоинства офицерство всегда стояло на недосягаемой высоте. Известный военный писатель и публицист XIX в., генерал-майор М.С. Галкин, в частности, отмечал: «Честь - святыня офицера, она высшее благо, которое он обязан хранить и держать в чистоте. Честь - его награда в счастье и утешение в горе... Честь не терпит и не выносит никакого пятна».
style.textDecorationUnderline Высокое положение офицера в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств. «Чувство чести требует, чтобы офицер во всех случаях умел поддержать достоинство своего звания на той высоте, на которой должно находиться достоинство этого класса общества, несущего на себе священную обязанность защищать престол и отечество»
Русскому офицеру предписывалось бывать только в тех обществах, где «господствуют добрые нравы», воздерживаться от посещения сомнительного рода заведений, не увлекаться вином или азартными играми, не предпринимать никаких действий, могущих бросить тень на него лично, а тем более на весь корпус офицеров. Офицеру не полагалось принимать на себя обязательства, которые могли бы его скомпрометировать, как, например, игра на бирже или участие в сомнительных коммерческих мероприятиях. Кодекс Чести признавал священным долгом для каждого офицера сохранять свое достоинство и доброе имя: «она (честь) является главной драгоценностью для офицера, священный долг которого сохранять ее в чистоте и безупречности»
Чувство собственного достоинства это не чванство, не заносчивость, не чувство превосходства над гражданским населением. «Напротив, офицер должен оказывать уважение всякому званию и вести себя с одинаковым достоинством со всеми классами общества, причем в отношении людей, стоящих ниже его по образованию, не должен опускаться до уровня их нравов, а напротив, стараться поднять их до собственной высоты»
Внутреннее чувство благородства. на нём зиждилось представление офицера о своем положении в обществе, составляло неотъемлемый элемент понятия чести. Благородство состоит в способности жертвовать личными интересами в пользу других, великодушии, неспособности унижаться и унижать окружающих. Офицер «есть благородный защитник Отечества, имя честное, звание высочайшее». Кодекс чести
Представления о благородстве воинского дела имели давние традиции.Обращение к кадетам и юн-керам великого князя Михаила Павловича, руководителя военно-учебными заведениями Российской империи: «Военная служба - ежечасное самоот-вержение, постоянство и терпение в трудах, без ропота, без устали, сколь они почтенны! Достойный офицер обязан, прежде всего, повиноваться начальникам и наблюдать неукоснительно за исполнени-ем их приказаний. Повинове-ние же должно быть искренне и безусловно. Помните всегда, что настоящая честь военного человека состоит в благородном поведении». Официальные титулы при обращении к представителям военной профессии: «Ваше благородие» , «Ваше высокоблагородие», «Ваше превосходительство»,« Ваше высокопревосходительство». Обращение к офицеру «ваше благородие» обязывало быть благородным, обладать высокой нравственностью, соединенной с культурностью, правдивостью, честностью, развивать эти качества в своей душе». «Идеальный воин» - «Правдолюб и откровенен, но всегда наблюдает благоразумную скромность». r Верность слову. «Верность слову, не только клятве, всегда отличала офицера. Измена слову, фальшь - низость, недостойная звания его» Подлость, двуличие, криводушие, нарушение взятых на себя обязательств были нетерпимы в офицерской среде. Офицер не должен был легко давать свое честное слово. Фраза «даю слово офицера» считалось сильнейшим моральным обязательством, и нарушить данное слово - значило раз и навсегда погубить свою репутацию. «Слово офицера должно быть залогом правды, и потому ложь, хвастовство, неисполнение обязательства - пороки, подрывающие веру в правдивость офицера, вообще бесчестят офицерское звание и не могут быть терпимы» -генерал-лейтенант Э.Ф. Свидзинский Дуэль.как способ защиты чести несла еще и особую функцию утверждала некое офицерское равенство, не зависящее от служебной иерархии. «Демонстрировать обиду и не предпринимать ничего, чтобы одернуть обидчика или просто выяснить с ним отношения, считалось признаком дурного воспитания». Постоянно присутствующая угроза смертельного поединка очень повышала цену слова и, в особенности, «честного слова». Готовность рисковать жизнью для того, чтобы не быть обесчещенным, требовала немалой храбрости, а также честности, выработки привычки отвечать за свои слова. С понятием офицерской чести было абсолютно несовместимо угодничество перед начальством, подобострастие, трусость, сокрытие правды или доносительство.Начиная с кадетского корпуса, правило «не фискаль» считалось краеугольным камнем поведения будущего офицера. Тот, кто нарушал его, становился «парией» и сотоварищи относились к нему с величайшим презрением.
Честолюбие.Честолюбие в воинской среде проявляется в стремлении к уважению, почету, почестям, наградам и славе.«Доблестное честолюбие», гордость за свою профессию рассматривалось как одно из самых важных качеств офицера. Петр I, Екатерина II, все русские полководцы ставили честолюбие на одно из первых мест среди воинских добродетелей.Кодекс чести предписывал офицеру «вкоренять у себя и своих подчиненных истинное и высокое честолюбие, побуждающее к преодолению трудностей и опасностей, к славе и подвигам»

Неприкосновенность личности офицера. «Офицер, подвергшийся оскорблению действием, т.е. побоям, должен был уходить со службы, так как считалось, что пребывание среди офицерского корпуса публично униженных людей наносит ущерб офицерскому званию, как таковому». Даже если офицер подвергался нападению на улице со стороны хулиганов и не имел возможности избежать этой ситуации, он вынужден был подавать в отставку, как не сумевший сохранить достоинство офицерской чести.
Преданность войсковому товариществу неотъемлемое слагаемое офицерской чести. Под товариществом понимается не попустительство, круговая порука и покрывательство, а высокая требовательность друг к другу, основанная на доверии, порядочности и взаимовыручке. Суворовская заповедь «сам погибай, а товарища выручай» служит лейтмотивом дружеских отношений в офицерской среде.

Профессионал в военном искусстве.Офицер, как носитель воинской чести, обязан был также быть профессионалом в военном искусстве.Кодекс чести предусматривал овладение русскими офицерами военным искусством в суворовском духе: сражаться, прежде всего, не силой, а умом; добиваться побед «малой кровью»; предпочитать честный бой, проявлять личное мужество и презрение к опасностям, а если умирать, то «с честью и славой» Верность присягеимела первостепенное значение в офицерской среде.Нарушение присяги расценивалось как бесчестие и не могло допускаться в офицерской среде. Присягнув на верность Государю и Отечеству, русский офицер считал себя навсегда связанным данным обещанием, и отступить от него было так же немыслимо и позорно, как, например, проявить трусость в бою. Кадровые военные могли делать какой-либо политический выбор лишь в том случае, когда предыдущая присяга переставала действовать.


Безусловное уважение противника,кем бы он ни был. Прославленный полководец А.В. Суворов учил поражать противника не только оружием, но и человеколюбием, великодушием и говорил по этому поводу: «Никогда не презирайте вашего неприятеля, каков бы он ни был...». В своих военных заветах он призывал строго соблюдать законы войны - проводить наступательные действия с целью разгрома, прежде всего живой силы противника: «стремиться только поражать неприятеля.... весьма щадить жен, детей и обывателей, ...»; проявлять гуманность в отношении мирного населения: «... обывателям обид, разорения не чинить, так и безденежно ничего не брать, опасаясь строгого по силе закона взыскания»; не допускать мародерства в армии: «В стояниях и на походах мародеров не терпеть и наказывать оных жестоко тотчас на месте». Символ воинской чести-форма.Российскому офицеру вменялось в обязанность «ревностно» относится к военной форме. Русские офицеры носили военную форму на службе, вне службы, дома, в отпуске. Это постоянное пребывание в мундире было непрестанным напоминанием офицеру, что он находится на службе Его Величества. Офицер всегда был при оружии, что свидетельствовало о немедленной готовности обнажить его для утверждении чести и славы Родины. Форма.Форма одежды всегда имела для военного человека особое значение, так как подчеркивала его государственный статус и священную обязанность по защите Отечества. Кодекс Чести предписывал гордиться своим мундиром, знаками отличия и принадлежностью к своему роду войск. Понятие чести военного мундира родилось при Петре I, когда каждый род войск имел свою форму, свой мундир, честь которого он обязан был защищать. Многие российские государи вводили собственные традиции в ношении военной формы.

Исторически сложилось так, что для российского офицера честь играла главенствующую роль не только в военной карьере, но и во всей его жизни даже после завершения службы. Её потеря означала не только конец военной службы, но и лишение определенного социального статуса, так как такого человека исключали из жизни дворянского общества. За нарушение чести полагалось «изгнание офицера из полка без жалованья и пенсии». Уронивший достоинство подвергался осуждению в офицерском собрании, никто не подавал ему руки. 1904 г. ротмистр В.М.Кульчинский «Советы молодому офицеру»:1. Не обещай, если ты не уверен, что исполнишь обещание.2. Держи себя просто, с достоинством, без фатовства.3. Необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и начинается низкопоклонство.4. Не пиши необдуманных писем и рапортов сгоряча.5. Меньше откровенничай — пожалеешь. Помни: язык мой — враг мой! 6. Не кути — лихость не докажешь, а себя скомпрометируешь.7. Не спеши сходиться на короткую ногу с человеком, которого недостаточно узнал.8. Избегай денежных счетов с товарищами. Деньги всегда портят отношения.9. Не принимай на свой счет обидных замечаний, острот, насмешек, сказанных вслед, что часто бывает на улицах и в общественных местах. Будь выше этого. Уйди — не проиграешь, а избавишься от скандала. 10. Если о ком-нибудь не можешь сказать ничего хорошего, то воздержись говорить и плохое, если и знаешь.11. Ни чьим советом не пренебрегай — выслушай. Право же, последовать ему или нет, останется за тобой. Сумей воспользоваться хорошим советом другого — это искусство не меньшее, чем дать хороший совет самому себе.12. Сила офицера не в порывах, а в нерушимом спокойствии.13. Береги репутацию доверившейся тебе женщины, кто бы она ни была.14. В жизни бывают положения, когда надо заставить молчать свое сердце и жить рассудком. 15. Тайна, сообщенная тобой хотя бы только одному человеку, перестает быть тайной.16. Будь всегда начеку и не распускайся.17. Старайся, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы тверды. Старайся не досадить противнику, а убедить его.18. На публичных маскарадах офицерам не принято танцевать.19. Разговаривая, избегай жестикуляции и не возвышай голос.20. Если вошел в общество, в среде которого находится человек, с которым ты в ссоре, то, здороваясь со всеми, принято подать руку и ему, конечно, в том случае, если этого нельзя избежать, не обратив внимания присутствую-щих или хозяев. Подача руки не даёт повода к излишним разговорам, а тебя ни к чему не обязывает. 22. Когда два человека ссорятся — всегда оба виноваты.23. Авторитет приобретается знанием дела и службы. Важно, чтобы подчиненные уважали тебя, а не боялись. Где страх — там нет любви, а есть затаенное недоброже-лательство или ненависть.24. Нет ничего хуже нерешительности. Лучше худшее решение, чем колебание или бездействие. Упущенный момент не вернешь.25. Тот, кто ничего не боится, более могуществен, чем тот, кого боятся все. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!ЧЕСТЬ ИМЕЮ!