Презентация по МХК Открытия символизма на рубеже веков


Открытия символизмана рубеже вековКак лед наше бедное счастье растаетРастает, как лед, словно камень, утонет,Держи, если можешь,- оно улетает,Оно улетит, и никто не догонит.Г. ИвановВсе преходяще,есть только символ Г. Иванов. На рубеже 19 - 20 вековперед художниками возникают вопросы:Могут ли художники отразить в своем творчестве суть вещей и явлений, дать им «название»? «удержать в полёте» красоту и гармонию мира?На эти вопросы попробовали дать ответ художники-символисты.«Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире»Символизм – (от греч. symbolon – символ, знак) – одно из крупнейших направлений в искусстве (литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития в конце XIX – XX веков,  Невыразимое подвластно ль выраженью?..Святые таинства, лишь сердце знает вас.Не часто ли в величественный часВечернего земли преображенья,Когда душа смятенная полнаПророчеством великого виденьяИ в беспредельное унесена, —Спирается в груди болезненное чувство,Хотим прекрасное в полете удержать,Ненареченному хотим названье дать —И обессиленно безмолствует исскуство?Все ли подвластно словесному оформлению, и выражению, или возможно существуют вещи, которые остаются невысказанными? 
М. А.ВрубельВ.Э.Борисов-МусатовВ. ЖуковскийКак вы думаете, что у символизма есть общего с романтизмом? Символисты, вступая в конфликт с реалистами и натуралистами, сделали попытку постичь внутреннюю тайну бытия, суть вещей и явлений, выразить их «изначальную идею»обращение к миру чувственной интуиции, поиски идеи и истины в потустороннем, мистическом пространстве, воспроизведение таинственных картин далекого прошлого (прежде всего Античности и Средневековья)С романтиками у символистов было немало общего: Символ также можно попробовать истолковать словами, но при этом невозможно постичь его конечный, истинный смысл.Символизм стал одним из самых ярких явлений художественной культуры Серебряного века.Тень несозданных созданийКолыхается во сне,Словно лопасти латанийНа эмалевой стене.Фиолетовые руки На эмалевой стенеПолусонно чертят звукиВ звонко-звучной тишине... В.Я.Брюсовсимволнамекнедосказанность Художественные принципы символизмаРасшифровывать скрытые значения вещей и явлений,облекать их в осязаемые формы, т.е. «объективировать субъективное»,Выступать в качестве посредника между миром видимым и невидимым.Жан Мореас Официальной датой рождения символизма принято считать 1886 год, когда французский поэт Жан Мореас опубликовал в газете «Фигаро» «Манифест символизма». Время ипространствовечность Символизм содержится и «растворён» в любой эпохе и в любом виде искусства. Особенности символизма рубежа XIX-XX веков:Впервые были теоретически обоснованы его характерные черты;Дал мощный импульс для успешного развития многих видов искусства.ТеатрСимволизмЛитератураЖивописьМузыка В таинственном мире Врубеля живут и действуют мифологические персонажи :«Царевна Лебедь», «Муза», «Пан», «Шестикрылый Серафим», «Пророк», «Богатырь», «Микула Селянинович», «Снегурочка», «Волхова».Врубель создал новую реальность – прекрасный и трагический мир, способный к развитию, движению и превращениям.Единство реального и фантастического, символа и мифа Михаил Александрович Врубель (1856-1910) — ярчайший представитель символизма в русском изобразительном искусстве. Эпоха узнавала себя в его произве-дениях, он сам был «нашей эпохой» К.С.Петров-ВодкинВрубель был художником, который попытался за реальной действитель-ностью разглядеть другую, более важную внутреннюю реальность и выразить её языком живописи. Он выразил своё кредо в словах: «Написать натуру нельзя и не нужно, должно поймать ее красоту». Богоматерь с младенцем,Кирилловская церковьБожья матерь, детальЭмилия Прахова Портрет артисткиНадежды Ивановны Забелы-ВрубельПортрет сына художника М. Врубель «Сирень»Девушка с хрупкой фигурой, как фея, которая скрывается от глаз человека в сиреневом цвету, а может она и есть душа этой сирени.М. Врубель «Пан», 1899г.Напутствуя молодых художников, он говорил: «Человек ничего не придумает, чего бы не было в природе. Берите все оттуда». Из букета целого сиренейМне досталась лишь одна сирень,И всю ночь я думал об Елене,А потом томился целый день.Всё казалось мне, что в белой пенеИсчезает милая земля,Расцветают влажные сирени,За кормой большого корабля.Н.Гумилев «Пан»«Гадалка»«Девочка на фоне персидского ковра»Дали слепы, дни безгневны, Cомкнуты уста. В непробудном сне царевны Синева пуста. Что мгновенные бессилья? Время - легкий дым... Мы опять расплещем крылья, Cнова полетим! И опять, в безумной смене Рассекая твердь, Встретим новый вихрь видений, Встретим жизнь и смерть! «Царевна-лебедь»
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y


ppt_xppt_y
ppt_xppt_y

ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
«Живописная манера Врубеля... позволяла усложнять формы, обогащать оттенки, окутывать фигуры и предметы волшебной дымкой, придающей каждому изображению преображающие его свойства... Он был великим мастером видеть в простом и однозначном бесконечно сложное и бесконечно многообразное тайное содержание» (A.M.Кантор).Царевна-Лебедь. 1900г.
Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие- я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим.Александр Блок Как было в тот святой, великий час, Когда от мрака отделился свет,И, ангел радостный, он в первый разВзглянул на будущность. И сколько лет,И сколько тысяч лет с тех пор прошло!И он уже не тот. Его челоПомеркло… он один, один… один…Враг счастья и порока властелин.Михаил Юрьевич Лермонтов из поэмы «Демон»




«Когда сквозь вечные туманы, Познаний жадный он следил Кочующие караваны В пространстве брошенных светил Счастливый первенец творенья!Не знал ни злобы, ни сомненья, И не грозил уму его Веков бесплодных ряд унылый… И много, много …и всего Припомнить не имел он силы!»
«Полуобнажённая, крылатая, молодая, уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колени, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». М.А.Врубель «Я раб твой, — я тебя люблю! Лишь только я тебя увидел — И тайно вдруг возненавидел Бессмертие и власть мою. Я позавидовал невольно Неполной радости земной;»…«Тамара:А наказанье, муки ада?Демон:Так что ж? Ты будешь там со мной!»…«Тебя я, вольный сын эфира, Возьму в надзвездные края; И будешь ты царицей мира, Подруга первая моя; Без сожаленья, без участья Смотреть на землю станешь ты,»…
«Упала на постель свою, Рыдает бедная Тамара; Слеза катится за слезой, Грудь высоко и трудно дышит; И вот она как будто слышит Волшебный голос над собой: «Не плачь, дитя! не плачь напрасно!».. «Я опущусь на дно морское.Я полечу за облака, Я дам тебе всё-всё земное,Люби меня!И он слегка коснулся жаркими устамиК её трепещущим губам…»
«В пространстве синего эфира Один из ангелов святых Летел на крыльях золотых, И душу грешную от мира Он нес в объятиях своих.»…«Как пери спящая мила, Она в гробу своем лежала, Белей и чище покрывала Был томный цвет ее чела.»…


Летящий Демон. 1899г. Демон не чёрт, который понимается, как рогатая нечистая силаДемон не дьявол, который понимается, как клевещущийДемон – понятие человеческой, мечущейся, ищущей свою дорогу, души.Для Врубеля Демон - «дух страдающий, но не злобный», в интерпретации лермонтовского образа художником выделено лирическое начало, а не дух бунтарства, гордыни, презрения к миру.
"Демон поверженный"
Летящий Демон. Демон поверженный. Демон сидящий. Можно ли утверждать, что художник запечатлел Демона таким, каким увидел его Лермонтов?Сочинение «Образ Демона в творчестве М. Врубеля»
style.rotation Товарищество «Голубая роза» - объединение русских художников символистов, возникшее в 1907 г. в Москве. Получило название от одноименной выставки, организованной в 1907 г. журналом «Золотое руно».Главные темы произведений художников «Голубой розы»:рождение и смерть, любовь, сон, мечта и сказка.Н.Н.Сапунов П.В.Кузнецов Голубые гортензии Голубой фонтан (символ мистической любви) (таинство рождения мира) П. Кузнецов. Мираж в степи. 1912г. П.Уткин. Ночь. Ветер. 1904г.Объединение художников "Голубая роза"Состав объединения : П. Кузнецов, П. Уткин, Н. Сапунов, М. Сарьян, С. Судейкин, Н. Крымов, А. Арапов, А. Фонвизин, Н. и В. Милиоти, Н. Феофилактов, В. Дриттенпрейс, И. Кнабе, скульпторы А. Матвеев и П. Бромирский. В.Милиоти.Девушка в паркеА.Матвеев.Сидящий мальчик. 1909г.«Голубая роза» – поиск нереальной, фантастической мечты о красоте
ppt_wr В.Э.Борисов-Мусатов (1870-1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд».Крупнейший мастер эпохи русского серебряного века. Живописец – станковист, график. Создатель символических композиций, пейзажей и портретов, эскизов декоративных панно, мастер художественной постановочной фотографии.Автопортрет. 1904-1905гг. Водоем. 1902г.Шедевр художественного наследия В.Э.Борисова-Мусатова В.Э.Борисов-МусатовЕго основная тема - ностальгия по уходящему дворянскому быту. Изысканно-декоративные полотна «Осенний вечер», «Водоем», «Реквием» с заброшенными парками, заросшими прудами, колоннами домов и беседок с облупившейся штукатуркой создавали особое элегическое настроение, созвучное стихам Г. Иванова:Как лед, наше бедное счастье растает…  Изумрудное ожерелье. 1903-1904гг.Произведения В.Э.Борисова-Мусатова отличаются глубокой продуманностью при внешней «немногословности» и кажущейся простоте композиционных решений. Художник прибегает к эффекту «входа» в картину и «выхода» из нее.
Призраки.1903г.Одно из необычных качеств живописи Борисова-Мусатова – музыкальность. Это ощущение возникает потому, что художник выстраивает все выразительные средства на основе их внутренних сцеплений подобно тому, как звуки, сливаясь друг с другом, превращаются в мелодию. В работе «Призраки» все окутано вуалью печали, все обращено в невыразимые словами переживания человека Реквием,1905г.
Большое влияние живописная система Борисова-Мусатова оказала на будущих авангардистов.М.Ларионов.Девушка у парикмахера. 1920г.В.В.Кандинский. Дамы в кринолинах. 1909г. 12345.6.7.8.9.Укажите название картины и автора 1.Сочинение «Образ Демона в творчестве М. Врубеля»2.Портрет в творчестве Валентина Серова.3.В.Васнецов и стиль «модерн» по плану:I.Уход в древнюю Русь .Воскрешение образа допетровской Руси: 1.Неорусский стиль-стремление передать дух Древней Руси.2.Орнамент как составная часть картин(черта модерна)3.Стилизация в религиозной живописи(«Богоматерь с младенцем», «Спаситель».»Единородный сын.Слово Божие»