Презентация по МХК на тему Модернизм (11 класс)
Модернизм«Порази меня!»Сергей Дягилев
АВАНГАРДИЗМ(от фр. avant – передовой, garde – отряд) – понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве.
общие черты авангардизмаотказ от норм классического изображения, формальная новизна, деформация форм, экспрессия и различные игровые преобразования. Все это приводит к размыванию границ между искусством и реальностью (реди-мейд, инсталляция, энвайромент), созданию идеала открытого произведения искусства, непосредственно вторгающегося в окружающую среду.
Фовизм(от франц. fauve – дикий), авангардное направление во французском искусстве нач. 20 в. (1905—1907). Фовистами («дикими») называли группу художников, в которую входили А. Матисс, А. Марке, А. Дерен, М. Вламинк, за «кричащую» выразительность цвета в их картинах. Позднее к фовистам присоединились К. Ван Донген, Ж. Руо, Ж. Брак и др.
ОсобенностиХудожники не имели чётко сформулированной программы, их объединяло стремление к использованию яркого открытого цветаЖивопись фовистов отличает плоскостность форм, насыщенность чистых цветов, отказ от светотеневой моделировки и линейной перспективы. После 1907 г. группа начала распадаться, каждый из художников пошёл своим путём. Впоследствии из фовизма вырос экспрессионизм.
А. Матисс. «Женщина в шляпе». 1905 г.
А. Матисс. «Вид Коллиура». Ок. 1905 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
Анри Матисс. «Танец». 1910 г.
Кубизм (франц. cubisme, от cube - куб), модернистское течение в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) первой четверти XX в.
Возникновение кубизма относят к 1907, когда П. Пикассо написал картину «Авиньонские девицы» (Музей современного искусства, Нью-Йорк).В 1908 в Париже образовалась группа "Бато-лавуар" куда входили Пикассо, Ж. Брак, испанец X. Грис, писатели Г. Аполлинер, Г. Стайн и др.
Экспрессионизм(лат. – «выражение») – направление в изобразительном искусстве и литературе, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение, а его выражение – главной целью искусства.
Стремление к «экспрессии», обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов, наиболее ярко проявилось в культуре Германии и Австрии.В рамках экспрессионизма возникли ранние образцы абстрактного искусства (В. В. Кандинский)
Пауль Клее. «К Парнасу», «магия рыб»
СЮРРЕАЛИЗМ(франц. surrealisme - букв. - сверхреализм), направление в искусстве 20 в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом - разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями.
Сюрреализм сложился в 1920-х гг., развивая ряд черт дадаизма (писатели А. Бретон, Ф. Супо, Т. Тцара, художники М. Эрнст, Ж. Арп, Ж. Миро). С 1930-х гг. (художники С. Дали, П. Блум, И. Танги) главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придается видимая предметно-пластическая достоверность.
Сальвадор Дали. «постоянство памяти»
Сальвадор Дали. «Тайная вечеря» (1955)
Примитивизм(лат. – «первый», «самый ранний») – наивное искусство, не испорченное цивилизацией, с принципиальным отказом от норм художественной культуры. Истина в искусстве, по мнению художников: смотреть на мир глазами ребенка.
Нико Пиросмани. «Актриса Маргарита» (1909)
Супрематизм(от лат. supremus — высший, высочайший; первейший; последний, крайний, видимо, через польское supremacja — превосходство, главенство) Направление авангардного искусства первой трети XX в., создателем, главным представителем и теоретиком которого был русский художник Казимир Малевич.
Супрематизм - высшая ступень развития искусства на пути освобождения от всего внехудожественного, на пути предельного выявления беспредметного, как сущности любого искусства.Впервые Малевич применил этот термин к большой группе своих картин (39 или больше) с изображением геометрических абстракций, выставленных на петроградской футуристической выставке «ноль-десять» в 1915 г.
В брошюре-альбоме 1920 г. «Супрематизм. 34 рисунка» Малевич определяет три периода развития супрематизма в соответствии с тремя квадратами — черным, красным и белым — как черный, цветной и белый. Главный элемент супрематических работ Малевича — квадрат. (черный квадрат — «знак экономии»; красный — «сигнал революции»; белый — «чистое действие», «знак чистоты человеческой творческой жизни»)
Черный квадрат — знак экономии, пятого измерения искусства, «последняя супрематическая плоскость на линии искусств, живописи, цвета, эстетики, вышедшая за их орбиту». Стремясь оставить в искусстве только его сущность, беспредметное, чисто художественное, он выходит «за их орбиту», и сам мучительно пытается понять, куда. Сведя к минимуму вещность, телесность, изобразительность (образ) в живописи, Малевич оставляет лишь некий пустой элемент — собственно пустоту (черную или белую) как знак-приглашение к бесконечному углублению в нее — в Нуль, в Ничто; или — в себя.
К. Малевич. «Черный квадрат»