Презентация к тетради Портфель читателя-исследователя: опыты, эксперименты, открытия (Совместный проект Школьной Лиги Роснано и межрегиональной образовательной программы «Успешное чтение»)


Портфель читателя-исследователя Лакина С. В.МАОУ многопрофильная гимназия №13 г. ПЕнзы Это мой портфель Фамилия ....................................................................................... Имя ................................................................................................ Отчество ........................................................................................ Класс ............................................................................................. Время открытийЧТЕНИЕ + ЛЮБОПЫТСТВО + ТРУД + ТВОРЧЕСТВО =НАУКАПРАВА ЧИТАТЕЛЯ Время открытий Дорогой юный друг! Перед тобой необычный портфель читателя. Здесь собраны самые лучшие книги, открывающие перед тобой мир науки. Именно наука поможет тебе отгадать загадки Вселен­ной, раскроет тайны морских глубин, введет в мир законов природы. В течение многих столетий ученые и исследователи по крупицам собирали знания об окружающем их мире. Наука – это та область человеческой деятельности, в которой ты сможешь проявить и свои знания, и таланты, и трудолюбие.В портфеле ты найдешь увлекательные художественные книги великих писателей, которым удалось предсказать будущие открытия. Ты познакомишься с биографиями знаменитых ученых, узнаешь много любопытных фактов. Подобно Гулливеру сделаешь первые шаги в мир лилипутов - наночастиц и нано технологий.Не бойся быть любопытным и пытливым, фантазируй, выполняя задания! Даже самые неправдопо­добные проекты сбудутся, если ты будешь настойчив! ЧТЕНИЕ + ЛЮБОПЫТСТВО + ТРУД + ТВОРЧЕСТВО =НАУКА Сделай первые шаги в мир науки вместе с нами и с книгой!Пора - ведь «хорошее время читать» уже начинается!!!Как работать с портфелем: Прочитав книгу, ты можешь выбрать и выполнить к ней 1 любое зада­ние. Выполненное задание представить своему учителю или библиотекарю, который отметит его выполнение специальным значком. Эту выполненную работу можно считать твоим достижением. Постарайся получить как можно больше значков на страничке в портфеле, ведь это даст тебе воз­можность участвовать в супер-игре.Желаем тебе удачи! Кстати, у тебя есть НЕОТЪЕМЛЕМЫЕ ПРАВА ЧИТАТЕЛЯ:1) Право не читать.2) Право перескакивать и пропускать скучные места3) Право не дочитывать. - книгу до конца, если она тебе не нравится. Брось и возьми другую!4) Право перечитывать одну и ту же книгу столько, сколько захочешь!5) Право читать что попало.6) Право читать «запоем»7) Право читать, где попало.8) Право читать вслух.9) Право начинать с любого места .(ты можешь сразу прочитать конец книги)10) Право молчать о прочитанном.11) Право делиться своими мыслями и впечатлениями.Главное: получить удовольствие от чтения(перечень прав составлен на основе материалов книги Д.Пеннака «Как роман», Москва, «Само­кат», 2005).9 текст науки Мой читательский паспортОбо мнеЧто я читаю?Я – исследо- вательМои размыш-ленияКодекс честиБиогра-фия читателя Место для твоей фотографии.Хорошо, если на ней ты будешь изображен вместе с книгой.А если нет фотографии, можешь нарисовать. Что я читаю?Почему я читаю?Мое любимое место для чтения:Мое любимое время для чтения:Я обсуждаю книги с ……Мои любимые книгиМой любимый писатель Библиотека, в которую я люблю приходить Я – исследователь (отметь утверждения, которые тебе подходят)Я наблюдательный. Я часто вижу вещи, которые другие упускаютЯ люблю сравнивать разные явленияМне интересно экспериментировать, проводить различные опытыПриродные процессы и явления вызывают у меня интерес и любопытствоЛюблю ухаживать за домашними растениями и животными Мои размышления о чтениинаучной литературыЕсть люди, которые любят читать научные книги. Есть люди, которые не любят читать. Как тебе кажется, на кого из них ты больше похож и почему.………………………………………………………………………………………………………………………………..………………………………………………………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………………………………..............Если бы мне предложили написать научную книгу, я написал (написала) бы«О …….«О том как ……….»«О том, как надо….» ,«О том, как не надо…..»,(выбери или придумай свой вариант )…………………………………………………………………………………………………………………………………… Кодекс чести молодого ученого1. Свои достижения и открытия ученый использует только во благо человечеству.2. Возможные последствия научных опытов не должны причинять вред окружающим людям и самомуученому.3. Ученый должен выявлять, анализировать и полностью осознавать риск, связанный с проведениемнаучных исследований.4. Главными критериями при выборе форм использования научного знания являются: развитие человека и охрана природной среды.5. Научная честность требует от молодого ученого соблюдение норм авторского права: обязательнуюссылку на источник и имя автора (авторов) при использовании результатов интеллектуального труда других людей. Моя читательская биографияЧто читаем? Как читаем?Биография каждого человека складывается из его поступков, людей, с которыми довелось повстречатьсяна жизненном пути. Биография ученого, исследователя состоит из открытий, которые он совершил. А биография читателя включает в себя и литературных героев, и прочитанные книги, и те знания, которыми он обогатился.Каждая книга из нашего списка, дорогой друг, откроет тебе много интересного! Вполне возможно, что наука станет частью твоей жизни. А это уже ПОСТУПОК! М.Алфимова «Занимательные нанотехнологии»В. Воскобойников «Жизнь замечательных детей»Л. Левермак « Физика без приборов»Я. Ларри «Необыкновен-ные приключения Карика и Вали»В. Лёвшин «Магистр Рассеянных Наук»О. Ольгин «Чудеса на выбор. Забавная химия для детей»Я. Перельман «Заниматель-ная арифметика»В. Пиштало «Никола Тесла. Портрет среди масок»А. В. Шапиро «Секреты знакомых предметов» М. Алфимова «Занимательные нанотехнологии»Новые материалы, наноэлектронные устройства, биотехнологии, что это такое? Какие приборы требуются для создания вещей из мира «нано» и как эти вещи будут выглядеть? Всё это можно узнать, прочитав эту книгу и увидев её иллюстрации. Головоломки и тесты по нанонологиям помогут тебе почувствовать себя настоящим учёным!Учёные уже создали модели «умных материалов», «электронного языка», «умной пыли» и другие, о которых ты узнал из книги. Какую наномодель ты бы хотел создать сам. Опиши её, если возможно - нарисуй. В. Воскобойников «Жизнь замечательных детей»Какими были в детстве знаменитые ученые, поэты, исторические деятели? Где учились, во что играли? Эта замечательная книга даст много полезной информации к размышлению!Понравилась ли тебе книга? Обратил ли ты внимание на то, что упорный труд и учеба развивают способности и таланты?!Какие знаменитые личности тебе запомнились больше всего? Узнай, благодаря каким открытиям, достижениям вошли в историю твои герои!Подготовь таблицу-тест для своих товарищей. В одной колонке запиши имена знаменитых людей, в другой – их достижения, специально перепутав связи. Предложи ребятам с помощью стрелок соединить имена людей и их достижения.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Имена выдающихся людейИх достижения* ………………………..* ………………………..В конце работы подсчитай правильные ответы. Если их будет меньше трех, предложи товарищу почитать эту книгу еще раз. Л. Левермак « Физика без приборов»Интересно, как выдающиеся ученые достигли таких успехов в науке? С чего начинать, чтобы стать настоящим исследователем? Более ста лет веселые и познавательные опыты француза Тома Тита помогают детям сделать первые шаги в познании мира. Попробуй и ты самостоятельно, с друзьями, родителями проделать некоторые опыты!Какие опыты понравились тебе больше? Какие вызвали затруднения? Какой опыт был самым шумным?А какой самым красивым?Какой опыт тебе хочется повторить?Запиши свои впечатления в Заметках исследователя. Я. Ларри « Необыкновенные приключения Карика и Вали»Как ты думаешь, юный друг, что объединяет Артура из книги Л. Бессонна «Артур и минипуты», Мальчика - с- пальчика, Лилипутов, героев книги Д. Свифта, с Кариком и Валей? Все правильно! Их маленький рост! Но, как говорится, «мал да удал»! Наших героев ждет загадочный мир насекомых.В необычном путешествии детей сопровождает профессор Енотов. А это значит, что много интересных и познавательных фактов из мира животных тебе обеспечены!Думал ли ты, дорогой друг, что книга может быть такой захватывающей? А вдруг ты – будущий энтомолог, зоолог, эколог? Попробуй свои силы в наблюдениях над насекомыми и животными, которыеупоминаются в этой книге. Результаты обязательно запиши!Объект наблюдения: …………………………………………………………………………………………Цель наблюдения:………………………………………………………………………………………………Время наблюдения: ……………………………………………………………………..…………………Результаты наблюдения: ……………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………………………………………………………..... В. Лёвшин «Магистр Рассеянных Наук»Часто ли в вашу дверь, наши юные друзья, звонят математики? И не просто математики, а магистры?И не простые магистры, а только те, кошки которых умеют считать до десяти, а собаки лают на четырех языках? А приходилось ли вам принимать участие в заседаниях «Клуба РассеянногоМагистра»? Нет?! Скорее открывайте книгу! Математика - это очень интересно!Вот и закончилось последнее заседание Клуба. Тебе понравилось? На каком заседании ты был более активен? Выбери наиболее интересные примеры, задачки из понравившейся главы! А может быть, даже удастся что-то решить.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Задача Решение ИллюстрацияИллюстрация О. Ольгин «Чудеса на выбор. Забавная химия для детей»Каждый из вас наверняка слышал фразу: « Раз, два, три… Это превращается в….» .В роли загадочного «это» могут быть самые разные знакомые и незнакомые предметы: пищеваясода, йод, фиалки, пион и даже вишня. Скажете, такого не может быть? В химии возможно многое!Расспроси своих родителей, старших братьев и сестер, о том, как они изучали химию в школе или в институте. Возможно, тебе удастся записать какие- то смешные случаи, поговорки и присказки по теме. Например, « Фенол наш фтолеиновый от щелочи малиновый!» Запиши их и запомни! Пригодится!!! Я. Перельман «Занимательная арифметика»2*2 = 4 …. Вы уверены? Круглые, рациональные, арабские, римские…. Это что? «Полтора землекопа…» НЕ может быть?Прочитайте эту книгу, и вы узнаете еще много интересного….Дорогие друзья! Подумайте, как вы представляете математику?Можно нарисовать забавный рисунок или подготовить коллаж. Вот только использовать можно только математические знаки, геометрические фигуры, приборы для измерения….Одним словом, все то, что встречается на уроках математики в школе!Покажи Портрет Занимательной математики своим друзьям и родителям. Попроси их подобрать эпитеты (определения) к получившемуся образу.Занимательная математика – какая? ..................................................................................................................................................................................... В. Пиштало «Никола Тесла. Портрет среди масок»Самый загадочный ученый в истории науки, ясновидец, опередивший своё время. Повелитель молний, жонглировавший в воздухе светящимися сгустками энергии – шаровыми молниями. Гениальный изобретатель, без работ которого современная электроэнергетика была бы невозможна.Об этом человеке ты можешь узнать из книги.Узнай, какие открытия сделал Н.Тесла. О каких из них говорится в учебниках, а о каких можно узнатьв дополнительной литературе.Представь, что тебе посчастливилось бы встретиться и поговорить с этим выдающимся ученым. Продолжи эти вопросительные предложения:Кто…………………………………………? Что…………………………………….....?Почему…………………………………? Зачем……………………………………?Для чего ………………………………? Когда……………………………………?Где ……………………………………….? Сколько………………………………..?Каким образом………………………? Что лучше………………………………?Наверняка, для многих из этих вопросов у тебя есть гипотеза.-греч. — «основание», «предположение») — недоказанное утверждение, предположение или догадка.Любая гипотеза должна быть опровержима хотя бы в принципе.Обсуди с друзьями или родителями свои гипотезы. Послушай их мнение. Запиши не менее трех суждений. А. В. Шапиро «Секреты знакомых предметов: Пузырек воздуха»,« Секреты знакомых предметов: Зеркало», « Секреты знакомых предметов: Колесо», «Секреты знакомых предметов: Свеча»Серию этих книг можно было бы назвать: Знакомые незнакомцы. Оказывается, те предметы, которыеты видишь каждый день, таят в себе много интересного! Это необычные книги еще и потому, что к ним обязательно могут понадобиться : банки, пробирка, блюдце, кастрюля, чайник, ложка, воронка,пипетка, мочалка, пемза, мыло, сахар, соль, яйца, монета, свечка и многое-многое другое…Попробуй выполнить некоторые опыты! Получилось?! Продемонстрируй их еще раз своим близким!Ничто так не помогает ученому, как повторный эксперимент!Обязательно запиши ход эксперимента.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Действие 1Действие 2 Действие 3На всякий случай создай инструкцию по Технике безопасности. Можно в шуточной форме. Экран чтенияШаг за шагом, день за днем, книжка за книжкой.Заполни таблицу до самого конца{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Книга, которую ты сам прочиталЕсли ты выполнил задание по книге, попроси взрослого сделать здесь специальную пометкуНарисуй свои впечатления об этой книге«Занимательные нанотехнологии» М. М. Алфимовой«Жизнь замечательных детей»Валерия Воскобойникова… Какие еще книги ты прочитал в этом году?{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Название, авторКто посоветовалТвои впечатления Мой архивКоллектор. Здесь представлены различные образцы и виды заданий, которые ты можешь выполнять до, после и в процессе чтения любой книги.Прочитав книгу, выбери и выполни 1 любое задание. Выполненное задание покажи учителю или библиотекарю.Он отметит в портфеле читателя специальным значком выполнение тобой задания. Прочитав 10 книг, ты сможешь принять участие в супер-игре.Оглавление:Бортовой журнал исследователя .............................Очень важная таблица ..............................................Двучастный дневник ................................................. Иллюстрация ……………………………………………………Толковый словарь .....................................................График .......................................................................Прогноз ......................................................................Музыкальное сопровождение к фильму ...............Аргументы ...............................................................Письмо от лица героя ............................................Саквояж героя .......................................................Послание для героя ...............................................