Презентация Организация групповых форм работы как средство развития УУД
СамаринаЕкатерина Яковлевнаучитель начальных классовМБОУСОШ №8, с. Левокумка,Минераловодского района
Обобщение опыта работыСтаж работы: 25 летВысшая категорияТема самообразования:«Организация групповых форм работы в начальных классах»
Обоснование выбора темы:Необходимость нового подхода к обучению;Групповая форма работы является актуальной, соответствует требованиям стандарта и сохраняется при переходе к новой образовательной системе. Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни;Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков.Требования новых стандартов, ориентирующихся на переход от традиционных технологий к технологиям, более полно учитывающим возрастные особенности и потребности учащихся младшего возраста: личностно – ориентированный характер обучения; вариативность; повышение ответственности школьников за результаты обучения, а также рекомендуемые для использования технологии: уровневой дифференциации; обучения на основе «учебных ситуаций»;проектной деятельности;информационных и коммуникативных технологий;активных форм обучения (организация работы в группах и парах; организация работы в группах подвижного состава).
Проблемы:отсутствие навыков культуры общения;отсутствие мотивации сотрудничества;построение чёткой системы изменения данной ситуации.
«Мои ученики будут узнавать новое от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи»Песталоцци Иоганн Генрих
Метод групповой работы на урокеОсобенности групповой работы - активное обучениесвобода и активность, оригинальность и творческий подход,открытие, самостоятельность ,критическое мышление, общение и совместная работа, действия соответственно ситуации,жизненные задачи, оценка своей работы и других. Генерация РадостьУпражненияПоискПротиворечияОпытВоодушевлениеЯсностьРезультатАктуальностьБлижайшее развитиеОтношениеТворчествоАнализ
Технологический процесс групповой работыВ процессе ведения групповой работы выделяем следующие элементы:Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);Раздача дидактического материала;Планирование работы в группе;Индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);Сообщение о результатах работы группы;Общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания.Дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами.
Методы обучения в группеКооперативное обучение – метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединённых для решения общей задачи.Элементы кооперативного обучения: положительная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее в группе, развитие навыков учебного сотрудничества; Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть Проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме; Мозговой штурм или свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей. Во время мозгового штурма дети концентрируются на том, чтобы выплеснуть все свои идеи, какими бы странными и непривлекательными они казались на первый взгляд.
Правила организации групповой работы говори спокойно и ясно; говори только по делу; говори по очереди; реагируй жестами и знаками; возражая или соглашаясь, смотри на говорящего; убедись, что в разговоре участвует каждый; обращайся к другу по имени.Урок даёт ребёнку опыт групповой интеллектуальной деятельности
1.Повторение задания для осознанния.2. Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи).3. Выдвижение версий всеми членами группы.4.Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.5.Совместное принятие решения.6.Анализ решения. Оформление.7.Проговаривание в группе выступления.8.Представление решения.Алгоритм работы в группе
СотрудничатьСтавить вопросыРешать проблемыДоговариватьсяРаспределять роли и ответственностьСлушать другихУбеждать другихОтвечать за себяЧему учит групповая работа?
Виды групповой работыРабота в парах Мозговой штурмИгра «Продолжи»Охота за сокровищамиСнежный комМетод «Дельфи»Мозаичная группа Прием «Зигзаг» (Метод пилы)
Каждый из участников должен поделиться своими впечатлениями от хода и результатов работы: что понравилось, что не понравилось и почему.2. Высказываясь, надо строго придерживаться следующих правил: - все дети говорят по очереди; - запрещается перебивать выступающего; - нельзя обсуждать или оценивать мнение другого; - необходимо ограничиться выражением собственного мнения о выполненной работе.3. Учитель следит, чтобы дети соблюдали правила обсуждения, задает при необходимости уточняющие вопросы (не настаивая, если ребенок не хочет или не может ответить). Учитель в свою очередь высказывает собственное мнение. Как и дети, он не должен обсуждать или оспаривать другие позиции, а только аргументировать собственную.Предлагается примерный перечень вопросов для каждого участника. Ответы могут быть более или менее подробными ( по обстоятельствам).Какую часть работы сделал ты (покажи)?Понравилась ли тебе эта работа (трудились ли вы дружно?)Нравится ли тебе то, что у вас получилось?Нравится ли тебе то, что сделал ты сам?Что можно сделать лучше ( что тебе не понравилось?)Что ты хотел бы изменить или чем дополнить работу?Обсуждение с детьми их групповой работы
Обучение корректному построению высказыванийИсходное детскоевысказываниеПреобразующие высказывания учителяЖелательная формадетского высказывания123Куда ты лезешь?Ты хочешь рисовать здесь?Я хочу рисовать здесьТы забрал себе все краски!Тебе неудобно доставать краски?Мне неудобно доставать краски.Что за чучело ты нарисовал?Тебе это кажется чучелом?Тебе не нравится, как он нарисовал?Ты нарисовал бы по-другому?Мне кажется, это похоже на чучело.Мне это не нравится.Я нарисовал бы по-другомуДумай, куда ноги ставишь!Он наступил тебе на ногу.Тебе больно?Ты наступил мне на ногу.Мне больно.Ты мне все испортил! Ты очень огорчен (зол), что он сделал это. Ты хотел сделать по-другому?Я хотел сделать это по-другому. Я ужасно зол на тебя.Сначала надо делать голову!Ты бы начал с головы?Я думаю, надо начинать с головы.Таких башен не бывает!Ты не думал, что могут быть такие башни?Я думаю, так не бывает.Ты – лентяйка! Ты чувствуешь, что работаешь за двоих?Тебе кажется, вы поделили работу несправедливо?Мне досталось больше работы.Мне кажется, мы несправедливо поделили работу.
Оценка личностных результатовхарактеристика достижений и положительных качеств ученика; определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем ребёнкаГлавные условия качественной работы группы взаимопонимание между членами группы; умение разрешать конфликты; вести грамотный, культурный диалог
Игра «Продолжи» Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».Mожно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, при составлении обзора исторических событий Учитель составляет вопросы. Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания.Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета и/или учебник. Охота за сокровищамиСнежный ком Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.Далее две пары объединяются и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе. Метод пилы Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). http://internet.kemsu.ru/school70/docs/coop_educ.doc
Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.Нельзя принуждать к общей работе детей, которые, по каким бы то ни было причинам, отказываются сегодня работать вместе. Завтра стоит им предложить снова сесть вместе. Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, ввожу (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: "Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока".Нельзя препятствовать тому, что кто-то из детей пожелал работать в одиночку. Разрешаю ему отсесть; не позволяю себе ни малейших проявлений неудовольствия ни в индивидуальных, ни тем более публичных оценкахНельзя занимать совместной работой детей долго: более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости.Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы. Дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. В классе полезен измеритель шума -звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума. Пусть это будет звонкий колокольчик, а не резкий свисток или громкий окрик. Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка). Основные противопоказания при организации групповой работы.
Я выделила два внешне наблюдаемых критерия, по которым можно непосредственно судить о слаженности работы группы.Во-первых, снижение числа ошибок в тот период обучения, когда индивидуальные работы детей ещё пестрят ошибками.Во-вторых, удовольствие партнеров от совместной работы. На первых порах высокая продуктивность не должна быть ведущим критерием оценки групповой работы. В остро дискуссионных группах дети могут "застрять" на одном задании, но обсудить его глубоко и всесторонне. В первую очередь хвалю группы за безошибочную и дружную работу. При такой организации учебного сотрудничества, "недружная" работа наблюдается лишь на первых этапах, когда навыки сотрудничества только начинают складываться. Но в течение двух - трех месяцев работа групп поднимается до уровня подлинного согласованного взаимодействия. К каким выводам я пришла, апробируя групповую работу на уроке? Важно использовать работу в парах сменного состава в системе. Вот тогда организация таких уроков эффективна при любых образовательных программах.Можно быстро организовать проверку любого задания через взаимоконтроль.В парной работе кроется огромный потенциал развития речи учащихся.В классе меняются отношения между учителем и учениками. Мы – партнёры.Организация работы в группах помогает сильным ученикам не только в изучении нового материала, но и в самоконтроле.Решает проблему подтягивания более слабого ученика, учащихся пропустивших занятия по болезни.Учащиеся в группах оценивают себя. Интерес к предмету повышается, постепенно отвлекает от борьбы за накопительство отметок.Положительные тенденции в использовании групповой работы в начальной школе.
организатор самостоятельной, познавательной , исследовательской, творческой деятельности учащихся, объяснить цели предстоящей работы; самостоятельно добывать нужные знания; критически осмысливать полученную информацию; делать выводы и аргументировать их; решать возникающие проблемы, используя добытые факты. Задачи учителя при организации групповой работы:
РепортерЗнаток и экспертГенератор идейСудьяРоль учителя Помогает детям замечать, чем заняты партнеры; распознавать собственные эмоции и эмоции партнеров; обозначать их словами, верно определять причины их возникновения. Действует авторитарно. Задачи – обеспечить безопасность и эмоциональный комфорт. Поддержать неуверенных. Приучить вести себя в рамках социальных норм.Придумывает и предлагает на выбор альтернативные варианты поведения. Задачи – приучить к мысли, что обычно существуют не один, а несколько способов выхода из любой ситуации; побуждать искать эти способы и выбирать наиболее конструктивные.Предоставляет возможность самим решать, следовать инструкциям или нет. Его задача – проинформировать учащихся о том, какие эффективные правила и приемы существуют в разных ситуациях. Какое из них применить – дело участников.
1. он может контролировать,2. организовывать,3. оценивать работу учеников,4. участвовать в работе группы или5. предлагать участникам разные варианты решений,6. выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:· сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;· воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;· уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;· исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);· оказывать давление на участников или мешать им высказываться.· нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;· нельзя давать слишком категоричных оценок — они действуют на участников подавляюще;· и не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.· не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы. Поведение учителя во время групповой работы
Из практикиМоделирование современного открытого урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОСпо технологии«Организация групповых форм работы на уроке»Урок разработан по предмету «Окружающий мир»для учащихся 2 классаУМК «Перспективная начальная школа »Тема: «Разнообразие животного мира».Цель: Повторить материал о группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);Выделить существенные признаки животных разных групп;Развивать умение сравнивать и выделять главное; воспитывать любовь к природе.Формировать УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);формировать культуру поведения на уроке.
Формирование УУДПредметные:Научиться приводить примеры животных, не менее 2 – 3 представителей каждой группы; раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных.Знать отличительные признаки животных и делить их на группы;МетапредметныеЛичностные: нравственно - эстетическая ориентация (нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор).- устойчивость учебно – познавательного интереса к новым общим способам решения задач.Регулятивные: Работать по предложенному плану; Выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; Отличать верно, выполненное задание от неверного; Осуществлять самоконтроль. Умение различать объективную трудность и субъективную сложность задачи.Преобразовывать практическую задачу в познавательную.Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять сравнение самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.Коммуникативные: Слушать и понимать речь других;Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;Владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Работа в группахПредварительная подготовка:Класс разделён на группы – «классы животных», получен краткий инструктаж учителя.Каждая группа получила задание исследовать свой тип животных, выявить отличительные признаки по среде обитания, по типу питания и внешние признаки животных, а также подготовить свой исследовательский проект, разделить обязанности в группе: Роли в группе:чтец – читает вслух;секретарь – записывает от лица группы;докладчик – рассказывает, что решила группа;хронометрист – следит за временемсотрудник – участник группы, участвующий в обсужденииХудожник – оформитель
Результаты работы группы:Разработаны исследовательские проекты по всем типам животных, учащиеся использовали информационные технологии, общая деятельность сплотила группу, в работе над проектом принимал участие каждый участник группы На каждом этапе урока группа получала задания однородного и дифференцированного характера
зверирыбыптицынасекомыеземноводныепресмыкающиеся
зверирыбыптицынасекомыеземноводныепресмыкающиеся
зверирыбыптицынасекомыеземноводныепресмыкающиеся
зверирыбыптицынасекомыеземноводныепресмыкающиеся
Неживая природаЖивая природа
Кластер с ключевым словом «Животные»животные
птицыПРИЛОЖЕНИЕПамятка – инструкция № 1(для групповой работы)Характеристика птиц.Кто такие птицы?Как они выглядят?Все ли птицы умеют летать?На какие группы делятся птицы по типу питания?
звериПамятка – инструкция № 2(для групповой работы)Характеристика зверей. Кто такие звери?Как они выглядят?Все ли звери не умеют летать?На какие группы делятся звери по типу питания?
насекомыеПамятка – инструкция № 3(для групповой работы)Характеристика насекомых. Кто такие насекомые?Как они выглядят?Все ли звери умеют летать?На какие группы делятся насекомые по типу питания?Все ли насекомые приносят пользу?Какие насекомые опасны для человека?
пресмыкающиесяПамятка – инструкция № 4(для групповой работы)Характеристика пресмыкающихся Кто такие пресмыкающиеся?Как они выглядят?Все ли пресмыкающиеся это только змеи?На какие группы делятся пресмыкающиеся по типу питания?Почему многие пресмыкающиеся опасны для человека?
земноводныеПамятка – инструкция № 5(для групповой работы)Характеристика земноводныхКто такие земноводные?Как они выглядят?Почему они получили такое название?На какие группы делятся насекомые по типу питания?
рыбыПамятка – инструкция № 6(для групповой работы)Характеристика рыб Кто такие рыбы?Как они выглядят?Все ли рыбы живут в море?На какие группы делятся рыбы по типу питания?Почему некоторых водных животных называют млекопитающими, кто это?
ЗаключениеПри систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей разного школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми.Объективно урок – это всегда форма сотрудничества, более или менее сильно выраженного, но все равно сотрудничества всех учащихся вместе с учителем и под его руководством.. Считаю, что учебное сотрудничество – это процесс духовного взаимодействия, одна из важнейших особенностей которого может быть охарактеризована словами пословицы "Ум – хорошо, а два – лучше". Понимание – активный процесс, поэтому недостаточно лишь одного восприятия, объяснения учителя. Следовательно, на отдельных этапах учебной деятельности школьникам должна быть предоставлена возможность советоваться друг с другом, обмениваться мнениями, взаимно оценивать качество своей работы и работы коллектива в целом.Конечно, организацию групповой работы на уроках нельзя считать единственно правильной и идеальной. Однако, грамотная организация учебного сотрудничества приводит к положительным результатам, к эффективности учебного процесса.
Список литературыКрушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству: Учеб.-метод. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 80 с.Мартынова И.В. Учебное взаимодействие младших школьников при проведении сочинений / И.В. Мартынова // Начальная школа. – 2001. - №4. – С.47-52.Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы / Л.В. Никитина // Начальная школа. – 2001. - №5. – С. 99-101.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – C. 14-15ФГОС: начальное общее образование / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. – М.: Просвещение, 2008. – 21 с. – (Стандарты второго поколения).Цукерман Г. А. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. - 1993.-№3 -25с.Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. – Генезис, 2003.