Презентация Современный урок иностранного языка в условиях перехода на ФГОС второго поколения


Современный урок иностранного языка в условиях перехода на ФГОС второго поколения Подготовила учитель английского языка МБОУ «Крапивенская средняя школа №24 им Д.А Зайцева»Кобилова Юлия Андреевна «Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия; происходит общение учителя и учащихся, направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого ученика». Концепция модернизации российского образования так определяет социальные требования к системе школьного образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».  Модернизация содержания образования в России на современном этапе  развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал (принцип). Он предполагает учет потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению. Признанным подходом в обучении выступает системно -деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:- применение активных форм познания: наблюдение , опыт, учебный диалог;- создание условий для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание. В связи с этим в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Сегодня в центре внимания – ученик, его личность. Поэтому основная цель современного  учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. В связи с этим выделяют ряд требований, предъявляемых к современному уроку иностранного языка:хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и окончание;учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять их на сотрудничество с учителем и одноклассниками;учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;вывод делают сами учащиеся;минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;здоровье сбережение;в центре внимания урока – учащиеся;учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие  аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;планирование обратной связи. 1.Практическая направленность урока. На уроке ИЯ учитель формирует у учащихся навыки и умения использовать ИЯ как средство общения. Знания  признаются необходимыми, но как вспомогательный фактор: знания сообщаются с целью более эффективного формирования навыков и умений. Особенности современного урока иностранного языка 2. Атмосфера общения. Одной из ведущих черт современного урока иностранного языка является атмосфера общения. Создание такой атмосферы – это требование, вытекающее из программных целей и закономерностей обучения. Обучение общению может успешно осуществляться только в условиях, когда учитель и ученики являются речевыми партнерами. 3. Единство целей. Урок иностранного языка должен решать целый комплекс целей одновременно.  На уроке проводится работа над разными аспектами языка (фонетикой, грамматикой, лексикой) и над развитием умений в различных видах речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением, письменной речью). Однако при планировании урока выделяется одна основная практическая цель. Остальные цели могут быть определены как задачи, за счет решения которых обеспечивается достижение основной практической цели.Формулировка цели должна быть четкой и  конкретной. В качестве цели может выступать тот или иной навык, то или иное умение. В этом случае правильным будут следующие формулировки цели:«Формирование лексических навыков»«Развитие техники чтения»«Развитие монологических умений»Соотношение целей и задач – это соотношение частного и общего. Реализация цели возможна благодаря решению ряда задач. Таким образом, ставя задачи, учитель намечает определенный путь достижения цели, а также конкретизирует уровень или качество формируемого навыка и умения. Помимо основной практической цели, формулируются развивающая, воспитательная и образовательная цели урока.Образовательная цель предполагает использование языка для повышения общей культуры, расширения кругозора, знаний о стране изучаемого языка. Данная цель достигается в процессе анализа используемых на занятиях текстов, бесед, обсуждения актуальных проблем и др. Достижение образовательной цели предусматривает приобретение учащимися страноведческих и лингвострановедческих знаний.Воспитательная цель, как правило, обусловлена тем материалом, который используется на уроке. Данная цель реализуется через отношение обучающегося к языку и культуре его носителей и предполагает решение задач, обеспечивающих формирование:Уважительного и доброжелательного отношения к народу изучаемого языка;Системы моральных ценностей;Понимания важности изучения иностранного языка;Чувства справедливости, осознанного отношения к нравственным поступкам.Примерами формулировок воспитательной цели могут быть:«Воспитывать умение общаться с одноклассниками»«Развивать умение отстаивать свою точку зрения»«Прививать любовь к животным» и др.Реализация развивающей цели связана с развитием психических функций учащихся (памяти, мышления, внимания, воображения), эмоциональной сферы, а также с формированием навыков и умений межличностного общения.Примерные формулировки развивающей цели могут звучать следующим образом:                         «Развивать механизм языковой догадки»                         « Развивать способности вступать в иноязычное общение»                         « Развивать способности логичного изложения мыслей»Воспитательные, развивающие и образовательные цели достигаются через практическую цель. 4. Адекватность упражнений цели урока. Именно цель урока определяет выбор упражнений. Цель определяет средства, поэтому упражнения (как средство обучения) должны быть адекватны цели.Адекватность упражнений означает их соответствие тому виду речевой деятельности, который развивается на данном уроке. Кроме того, адекватность есть соответствие упражнений характеру формируемого навыка. Например, если целью урока является формирование лексического навыка в устных видах речевой деятельсти (говорении и аудировании), то упражнение на перевод с русского на английский язык нельзя назвать адекватным, т.к. оно способствует формированию языкового, а не речевого навыка. Адекватным в данном случае будет упражнение условно-речевого характера (например, ответы на вопросы в устной форме, упражнения типа «Согласись/не согласись и другие). 5. Последовательность упражнений. Очень важно расположить упражнения таким образом, чтобы каждое предыдущее упражнение являлось опорой для следующего, планировать урок от простого к более сложному. 6. Комплексность урока. Урок иностранного языка носит комплексный характер. Это означает, что каждая доза речевого материала «пропускается» через четыре основных вида речевой деятельности, т.е. один и тот же материал учащиеся воспринимают на слух, используют в говорении, читают и записывают. Таким образом, комплексность – это взаимосвязь и взаимообусловленность всех видов речевой деятельности при чередовании ведущей роли одного из них. 7. Иноязычная речь – цель и средство обучения на уроке. Каждый вид речевой деятельности выступает как целевое умение, однако при обучении, например, монологическому высказыванию в качестве опоры может быть использован текст для чтения. В этом случае текст будет выступать средством обучения говорению. Также следует отметить, что урок иностранного языка должен вестись на иностранном языке, где речь учителя в общей сложности не должна превышать 10% времени урока. 8. Логика урока иностранного языка. Урок должен быть логично спланирован, что подразумевает:Соотнесенность всех этапов урока с основной целью;Соразмеренность всех этапов урока и подчиненность их главной цели по времени выполнения;Последовательность и поэтапность в овладении речевым материалом, когда каждое упражнение подготавливает выполнение следующего;Связность урока, которая может обеспечиваться речевым материалом (лексические единицы содержаться во всех упражнениях), предметным содержанием (все компоненты урока объединены общей темой), общим замыслом (урок-дискуссия). Структура современного урока в рамках ФГОС1. Организационный моменттема,цель,образовательные, развивающие, воспитательные задачимотивация их принятияпланируемые  результаты: знания, умения, навыкиличностно-формирующая направленность урока 2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось)3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урокапостановка учебной задачиактуализация знаний 4. Сообщение нового материалаРешение учебной задачиУсвоение новых знанийПервичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль с тестом)5. Закрепление изученного материалаОбобщение и систематизация знанийКонтроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом)6. Подведение итоговдиагностика результатов урокарефлексия достижения цели7. Домашнее заданиеинструктаж по его выполнению Этапы конструирования урока в рамках ФГОС1. Определение темы учебного материала2. Тип дидактической цели темы3. Тип дидактической цели урока4. Определение типа урокаизучения и первичного закрепления новых знанийзакрепления новых знанийкомплексного применения ЗУНобобщения и систематизации знанийпроверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся 5. Продумывание структуры урока6. Обеспеченность урока7. Отбор содержания учебного материала8. Выбор методов обучения9. Выбор форм организации педагогической деятельности10. Оценка ЗУН11. Рефлексия урока Тема урока Цель урока Планируемый результат обучения,  т.ч. формирование УУД Познавательные:Коммуникативные:Личностные:Регулятивные: Основные понятия Межпредметные связи Ресурсы Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность обучающегося Оргмомент Сценарный план урока в соответствии с ФГОС II поколения  1. Целеполагание и мотивация 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности 3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи) 4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» обучающимися нового знания) 5. Реализация проекта 6. Первичное закрепление во внешней речи 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8. Включение в систему знаний и повторение 9. Рефлексия деятельности (итог урока) В соответствии с ФГОС основного общего образования метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать умение оценивать правильность выполнения учебной задачию Анализ обучения иностранному языку в средней школе позволяет говорить, что еще рано делать вывод о том, что рефлексивные виды деятельности активно применяются учителем и учащимися на уроке ИЯ. Вместо этого применяется закрепление или обобщение полученных знаний. Тогда как известно, что тот, кто повторяет – не учится. Освоение происходит, когда включается направляемая рефлексия. Рефлексивный подход помогает учащимся вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, а затем поставить цель для дальнейшей работы. Организация осознания учащимися собственной деятельности имеет два основных вида: текущая рефлексия, осуществляемая по ходу учебного процесса и итоговая рефлексия, завершающая логически и тематически замкнутый период деятельности.Текущая рефлексия направлена на активизацию процесса осознания и осмысления осуществляемой в данное время предметной деятельности: ее направление, цель. основные этапы, проблемы, противоречия, способы деятельности, результаты.Текущую рефлексию можно подразделить на 3 типа:– рефлексия деятельности– рефлексия содержания учебного материала– рефлексия, направленная на выявление настроения и эмоционального состояния учащихся Первый тип рефлексии дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом. Для развития рефлексии деятельности ученик должен размышлять, осмысливать то, что он сам понял, усвоил и передать это в сжатой форме, выделяя основное, главное. В практике обучения ИЯ для реализации данного типа рефлексии могут использоваться следующие приемы:1. Самооценка активности на каждом этапе урока2. «Лестница успеха». Если учитель ведет урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.3. «Ключевые слова». Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску. Далее учащимся предлагается несколько вариантов работы1 вариант: В группе либо в паре методом мозговой атаки дать общую трактовку этих слов и предположить, как они будут использоваться в тексте.2 вариант: В группе либо индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предлагаемые слова.При ознакомлении с исходным содержанием текста, учащиеся сопоставляют « свою» версию и версию оригинального текста.4. «Я сделал!». На одном из этапов урока учитель предлагает учащимся проанализировать свою работу и обменяться с партнером мнением о тех знаниях, навыках и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного упражнения, задания, вида деятельности. Второй тип рефлексии используется, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание изученного. В конце урока важно подводить итоги, привлекая учащихся к самоанализу, в ходе которого они говорят, чему они научились, какие умения проявили. Вначале анализ проводится в парах, затем один из учащихся анализирует результаты урока перед всей группой (на каждом уроке этот анализ делает другой ученик) .В практике обучения ИЯ для реализации данного типа рефлексии могут использоваться следующие приемы:1. Прием незаконченного предложения.Я считаю, что урок был полезен для меня потому, что…Я думаю, мне удалось..2. Прием рефлексии в форма синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым. Слово синквейн происходит от французского «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое используется как способ синтезирования материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях. Синквейн может предлагаться как индивидуальное самостоятельное задание и для работы в парах. Покажем правила написания синквейна:1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным);2. (вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными);3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами);4. (четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к теме;5. (пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально – образном – обобщенном уровне , повторяющее суть темы. 3. Прием рефлексии «подведение итогов». Каждый ученик формулирует итоги урока, используя схему, где он соединяет и обобщает свои впечатления, знания, умения. Finish the sentences: Finish the sentences: Третий тип рефлексии целесообразно использовать в начале и конце урока с целью установить эмоциональное состояние учащихся, увидеть, как меняется их настроение на уроке. Приведем несколько примеров организации данного вида рефлексии.1.Учащиеся получают карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Им предлагается выбрать карточку, которая соответствует их настроению: «Choose the drawing that reflects your spirits”.2.Прием «Букет настроения». В начале урока учащиеся получают бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: « If you liked the lesson and you learned something new, then fix your flower to the vase, the blue one – if you didn’t like the lesson, the red one – if you liked the lesson.3. на средней и старшей ступени обучения можно предложить учащимся следующие опоры, которые постоянно будут находиться на партах. Итоговая рефлексия отличается от текущей большим объёмом рефлексируемой деятельности и большей формализованностью. Содержание и приемы итоговой рефлексии определяет учитель на основе образовательной программы. Итоговую рефлексию проводят в виде специального занятия в конце изучения большого раздела учебного предмета или, например, в конце триместра, учебного года, на котором ученикам предлагается ответить на такие вопросы, как: Каков мой самый большой успех за этот год? Благодаря чему я смог его добиться? В чем состоят мои трудности? Как я их преодолею? Что у меня раньше не получалось, а теперь получается? и т.д .Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что использование приемов, позволяющих провести рефлексию на уроке иностранного языка может побудить учащихся принимать на себя ответственность за свое учение, сделать обучение иностранному языку более эффективным.