Презентация на тему Древние цивилизации
Древние цивилизации
планМарселино СаутуолИстория архитектурыПирамиды – «жилища вечности» фараоновСкальные гробницы и храмы Среднего и Нового царствАрхитектурные сооружения Позднего царстваСкульптурные памятники Древнего ЕгиптаСокровища гробницы ТутанхамонаХудожественная культура Древней Передней АзииВозникновение письменностиАрхитектура Искусство доколумбовой Америки
Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания).
АЛЬТАМИРА (Altamira), пещера в провинции Сантандер (Испания) с красочными настенными изображениями (бизонов и др. животных) мадленской культуры позднего палеолита. Находки пещеры соответствуют трем важнейшим вехам в истории палеолита: наскальные рисунки Альтамира (древностью как минимум в 13 тыс. лет), святыня грота «Эль Гуйо» той же эпохи, расположенная рядом с городом Игойо, и останки пещерного человека в Морин (рядом с Альтамира, древностью около 30 тыс. лет). Все объекты расположены в радиусе около 30 км друг от друга, в окрестностях города Сантандер.
Самый длительный период истории человечества и его культуры - каменный век (40-4 тыс. лет до н. э.). В нём различают три этапа: палеолит (40-12 тыс. лет до н. э.), мезолит (12-8 тыс. лет до н. э.) и неолит (10-4 тыс. лет до н. э.)
Каменный век Изделия эпохи неолита: 1 — женские статуэтки из глины; 2 — гарпун из рога; 3 — глиняная посуда с ямочным орнаментом.
Палеолит Каменный наконечник с «ножкой». Средний палеолит. Северная Африка.Флейта из кости птицы. Эпоха позднего палеолита.Древнейшие галечный орудия. Появились примерно 2,6 млн лет назад.Скребки эпохи палеолита.
мезолитПример сложного орудия, составленного из многих элементов: микролитические пластинки, всаженные в древко, образуют наконечник гарпуна. Мезолит. Дания.
Неолит Первобытные орудия труда.
История архитектуры Первые сооружения архитектуры – мегалиты.МЕГАЛИТЫ (греч. «мегос» - большой и «литос» - камень), культовые сооружения 3-2-го тыс. до н. э. из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб. Известны в Зап. Европе (Стонхендж, Карнак ), Сев. Африке, на Кавказе и в др. районах. К мегалитам относятся дольмены, менгиры, кромлехи.
дольмены Дольмен близ г. Геленджика. Фото Е. Клеповой и А. Фокиной.Дольмен. 3 тыс. до н.э. Корсика, Франция.Дольмен III тыс. до н.э., Корсика. Франция. Дольмены представляли собой четыре вертикальных каменных блока, как крышей перекрытых широкой каменной плитой. Внутреннее пространство дольменов служило местом пребывания души умершего предка. Для «общения» её с окружающим миром в стенках нередко делались небольшие круглые отверстия.
менгирыМенгир. Гранит. Франция.Менгиры. Бретань, Франция. Наиболее простые из мегалитических сооружений, представляют собой продолговатые камни-столбы или плиты разной высоты (от 1 до 20 м). Устанавливались вертикально в несколько рядов, иногда сверху такой плиты горизонтально клали другую. Менгиры использовались для совершения ритуальных обрядов к месту памяти предков.
кромлехиКромлех. Стонхендж. Солсбери, Великобритания. Первые постройки первобытного человека были связаны с религиозными верованиями. Первые сооружения архитектуры — мегалиты — представляли собой грубо обработанные или вовсе не обработанные большие каменные глыбы, расположенные в определенном порядке. Кромлехи — каменные плиты или столбы, образующие в плане одну или несколько концентрических окружностей до 100 м в диаметре. По кругу они перекрыты могучими каменными блоками, плотно пригнанными к столбам при помощи вырубленных шипов и гнезд. Сегодня не существует точных сведений о том, чем были эти удивительные древнейшие архитектурные сооружения: храмом, некрополем, обсерваторией.
Пирамиды – «жилища вечности» фараоновДревнее царство называют самым великим периодом в истории египетской цивилизации. Именно в это время утвердились первые гражданские и религиозные законы, родилась иероглифическая письменность; в Гизе началось строительство знаменитых пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина.
Хеопс Комплекс пирамиды Хеопса. 27 в. до н.э. Эль-Гиза.
Хефрена Пирамида фараона Хефрена (Хафра) и остатки сооружений. Эль-Гиза. Древнее царство. IV династия. 27 в. до н.э.Пирамида Хефрена. Возведена рядом с пирамидой отца — Хеопса. Высота пирамиды 140 м.Пирамида фараона Хефрена (Хафра). Сохранившаяся часть облицовки. 27 в. до н.э. Эль-Гиза.
микеринаТриада царя Микерина (Менкаура) — статуи фараона Микерина, богини Хатор и богини-покровительницы нома Диосполис Парва. Из заупокойного храма Микерина в Эль-Гизе. Гранит. Высота 97 см. IV династия. 27 в. до н.э. Египетский музей. Каир.
Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств
Главным святилищем монументального ансамбля в Карнаке является древний храм Амона, хорошо сохранившийся до нашего времени
Храм Амона в КарнакеРуины храма Амона в Карнаке. Середина 16 в. до н.э. Храм в Карнаке, главное святилище Амона в Фивах, стал своеобразной каменной летописью Египта, каждый фараон пристраивал новые помещения, иногда переделывая и старые. Храм состоит из более чем сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей, переходов.Колонны храма Амона в Карнаке. Середина 16 в. до н.э. Капители колонн выполнены в виде цветов и бутонов папируса. Свет попадал внутрь здания через окна с каменными решетками, оставляя большую часть зала в полумраке.
Великолепен и грандиозен храм Амон – Ра в Луксоре, главным украшением которого была колоннада
Храм Амона – Ра в ЛуксореКолоннада храма Амона-Ра в Луксоре. Вторая половина 15 в. до н.э.Пилон храма Амона-Ра в Луксоре. Храм был построен Аменхотепом III в 14 в. до н.э. с последующими перестройками Рамсеса II в 13 в. до н.э. Храм был посвящен так называемой фиванской триаде — богу Амону-Ра, его супруге богине Мут и их сыну богу Хонсу.Храм Амона-Ра в Луксоре. Вторая половина 15 в. до нашей эры.
В начале 15 века до н. э., на левом берегу Нила, был высечен храм царицы Хатшепсут. Для строительства храма царица, покровительствующая искусству, выбрала неприступную, давно заброшенную долину и повелела зодчему Сенмуту осуществить её замысел. Храм состоял из трёх широких террас, поднимающихся одна над другой и соединённых между собой пологими пандусами. Чёткие и строгие линии белой колоннады портиков храма до сих пор ярко выделяются на фоне жёлтых скал.
Храм царицы ХатшепсутЗаупокойный храм царицы Хатшепсут. Архитектор Сененмут. Храм расположен на трех террасах, соединенных пандусами и обрамленных колоннами и столбами. Въезд на первую террасу охраняли сфинксы. Внутренние стены заупокойного храма покрыты рельефами. Новое царство. Начало 15 в. до н.э. Дейр-эль-Бахри.
Архитектурные сооружения позднего царства
Позднее царство в истории Древнего Египта – время тяжёлых, длительных войн и иноземных вторжений. Лучше всего сохранившимся памятником архитектуры того времени является храм бога Гора в Эдфу.
Бог ГорСкульптура бога Гора в образе сокола у входа в храм Гора в Эдфу. 1 в. до н.э.ГОР, в древнеегипетской мифологии бог солнца, покровитель власти фараона, который считался земным воплощением Гора, сын Осириса и Исиды. Изображался в виде сокола или человека с головой сокола.
Скульптурные памятники Древнего Египта
Большой сфинксБольшой Сфинкс в долине Гиза. Вид спереди.В Древнем Египте сфинкс — статуя, изображающая фантастическое существо (дух-охранитель, воплощение царской власти) с телом льва и головой человека (обычно портрет фараона или царицы) или священного животного (барана — священного животного Амона). Обычно сфинкс изображается лежащим. Иногда вместо передних лап у него человеческие руки, между которыми размещены разного рода дары, символы, статуэтки божеств. Крупнейший из сохранившихся сфинксов — так называемый Большой Сфинкс в Гизе, близ пирамиды Хефрена (28 в. до н. э.).Большой сфинкс в долине Гиза. Вид сбоку.
В изображении фараонов существовали особенно строгие каноны. Их лица незабываемы. Во всём их облике царит невозмутимость и сила царской власти. Спокойно и величественно восседает на троне фараон Аменемхет III.
АМЕНЕМХЕТ III (также Аменемхат; древнеегип. «Амон впереди»), египетский фараон ок. 1848-1798 до н. э., из XII династии. При нем царская власть достигает наибольшей за эпоху Среднего царства (20-18 вв. до н. э.) силы; падение влияния правителей номов видно по тому, как резко беднеют и уменьшаются в размерах в это время их гробницы. Ведет грандиозные оросительные работы в районе Фаюмского оазиса; укрепляет египетскую границу в районе 2-го порога Нила в Нубии. Знаменит сооружением поминального храма из множества помещений в районе Фаюма (у античных авторов — Лабиринт); две пирамиды Аменемхета III находятся в Дахшуре и Хаваре.Статуя Аменемхета III. Сланец. 19 в. до н. э. Лувр, Париж.
Сокровища гробницы Тутанхамона
Блестящей эпохой в развитии художественной культуры Древнего Египта считают так называемый амаранский период, главные достижения которого связывают с правлением фараона – реформатора Аменхотепа IV (1368 – 1351 гг. до н. э.), который изменил своё имя на Эхнатон, что означало «угодный Атону». Результатом его религиозно-политической реформы стало запрещение многочисленных старых культов и введение единобожия – поклонения богу солнца Атону. Атон изображался в виде солнечного диска с расходящимися лучами. Это был смелый и рискованный шаг со стороны фараона, выступившего против могущественного фиванского жречества.
Аменхотеп IVСтатуя Аменхотепа IV (Эхнатона). Из Карнака. XVIII династия. Первая четверть 14 в. до н.э. Египетский музей. Каир.
Поклонение богу солнца АтонуПоклонение богу солнца Атону (Эхнатон и Нефертити с дочерью). Рельеф из храма Атона в Ахетатоне (совр. Амарна). XVIII династия. Первая четверть 14 в. до н.э. Египетский музей. Каир.
style.rotation
К числу подлинных шедевров, созданных в придворной мастерской Эхнатона, следует отнести портрет жены фараона царицы Нефертити – «прекрасной ликом», «умиротворяющей солнце голосом сладостным» - именно так говорилось о ней в поэтических произведениях того времени. Её скульптурный портрет, открытый в 1912г. при раскопках немецким археологом Л. Борхардтом, стал настоящим событием. Весьма красноречивой была и короткая запись в археологическом отчёте: «Описывать бесцельно – смотреть!»
НефертитиСкульптурный портрет царицы Нефертити работы Тутмеса. 18-я династия. Первая четверть 14 в. до н.э. Раскрашенный известняк. Государственные музеи, Берлин.
В конце 19в. в арабском селении Эль – Амарана, на территории столицы Эхнатона Ахетатона, начались археологические раскопки, открывшие человечеству немало художественных ценностей мирового значения. В их числе был и замечательный портрет царицы Нефертити. Этот яркий, но недолгий период в развитии египетского искусства теперь принято называть амаранским. Со смертью Эхнатона не исчезли художественные нововведения и поиски своего стиля. Достойным продолжателем Эхнатона стал его преемник Тутанхамон (1351 – 1342 гг. до н. э.), имя которого сегодня широко известно благодаря археологическим раскопкам его гробницы в Долине царей.
ТУТАНХАМОН (правил 1347-1338 до н. э.), фараон XVIII династии Древнего Египта, муж одной из дочерей Эхнатона — фараона-реформатора. Тутанхамон, умерший 18-ти лет от роду, стал одним из самых известных владык Древнего Египта благодаря тому обстоятельству, что его гробница оказалась единственным царским погребением, дошедшим до нас неразграбленным.Гробница Тутанхамона в «Долине царей» близ Фив. Найдена Хауардом Картером в 1922 году. Фото В. Миронова
Тутанхамон взошел на престол в возрасте 9 лет и не оставил сколько-нибудь значительного следа в истории Египта: нам известно лишь, что в его царствование в стране начался процесс реставрации старых религиозных культов, которые в правление Эхнатона были отвергнуты ради верховного солнечного божества — Атона. Тутанхамон, чье имя первоначально звучало как «Тутанхатон», изменил его, подчеркнув тем самым свое стремление к возрождению древнего культа Амона.Золотая маска Тутанхамона. Маска изготовлена из толстой золотой пластины, украшена полудрагоценными камнями и стеклом. Из гробницы Тутанхамона в Долине царей (Фивы). 14 в. до н.э. Египетский музей. Каир.
Голова Тутанхамона. Алебастр. Из гробницы Тутанхамона в Долине царей (Фивы). Середина 14 в. до н.э. Египетский музей. Каир.
Парадный трон Тутанхамона. Из гробницы Тутанхамона в Долине царей (Фивы). Середина 14 в. до н.э. Египетский музей. Каир.
Художественная культура Древней Передней Азии
Возникновение письменности
К III тысячелетию до н. э. в южных долинах Двуречья сложились многие города – государства, главным из которых стал Шумер. В историю мировой культуры шумеры вошли в первую очередь благодаря изобретению письменности.
Само изобретение письменности было, несомненно, одним из крупнейших и наиболее значительных достижений шумерской цивилизации. Единственным материалом для письма в Месопотамии была глина, а в качестве орудия для письма шумеры пользовались тростниковой палочкой, которую наклонно слегка вдавливали в мягкую глину. Поскольку конец этой палочки имел трехгранную заточку, верхняя часть линии приобретала вид клинышка. Отсюда и происходит название «клинопись». Шумерское письмо, прошедшее путь от иероглифических, образных знаков-символов до знаков, которыми стали записывать простейшие слоги, оказалось чрезвычайно прогрессивной системой, которую заимствовали и использовали многие народы, говорившие на иных языках. Благодаря этому обстоятельству культурное влияние шумеров на древнем Ближнем Востоке было огромным и на многие столетия пережило их собственную цивилизацию.Схема развития шумерского письма.
В Ниневии была обнаружена знаменитая библиотека царя Ассирии Ашшурбанипала (669 – ок. 633 г. до н. э.), представляющая собой первое в мире систиматизированное собрание, где книги – таблички подбирались по сериям, имели заглавия, порядковый номер и размещались по отраслям знаний. Царь очень дорожил своим сокровищем, а потому хранил «книги» в ящиках в сухом помещении на втором этаже. Так как содержание книги невозможно было разместить на одной табличке, то другие таблички служили её продолжением и хранились в специальном ящике.
Книга – табличка из библиотеки Ашшурбанипала с шумерской клинописью. В 1840 — начале 1850-х во время раскопок дворца в Ниневии была открыта Библиотека Ашшурбанипала, содержавшая около 20720 глиняных табличек и их фрагментов с клинописными текстами. Во время штурма Ниневии в 612 до н. э. верхняя часть царского дворца обрушилась, и библиотека оказалась завалена строительным мусором, среди которого археологи и обнаружили множество обгоревших в пламени пожара глиняных табличек.
Архитектура
Важнейшим достижением архитектуры стало сооружение так называемых зиккуратов – ступенчатых башнеобразных храмов, предназначенных для культовых обрядов, а позднее и для астрономических наблюдений. Они высоко вздымались к небу, были массивны и прочно стояли на земле, напоминая людям горы. На верхней площадке зиккурата располагалось святилище, то есть «жилище бога», куда и нисходило божество. Простые люди никогда не допускались в святилище, там могли находиться только цари и жрецы, наблюдавшие за небесными светилами.
Наибольшую известность приобрёл зиккурат в городе УреЗиккурат бога Луны Нанны в Уре. Примерно 21 в. до н. э.Зиккурат бога Луны Нанны в городе Уре, построен царем Ур-Намму. Примерно 21 век до н. э. Реконструкция.
Не менее примечательны архитектурные сооружения Вавилона. Путь к городу шёл через ворота, посвящённые богине плодородия и земледелия Иштар.Ворота Иштар. 6 в. до н.э. Пергамон-музей. Берлин.
Искусство доколумбовой Америки
Художественная культура майяИз памяти художественной культуры майя лучше всего сохранились произведения архитектуры. Их отличают удивительное чувство пропорций, монументальность, многообразие архитектурных форм. Это не только пирамиды и дворцы, но и астрономические обсерватории, ритуальные площадки для игры в мяч, колоннады, лестницы, триумфальные арки и стелы.
Одна из вершин зодчества майя – девятиступенчатая пирамида Кукулькана в городе Чичен – Ица
Представляют интерес так называемые стадионы – здания с площадками для культовой игры в мяч.
Большая энциклопедия Кирилла и МефодияУчебник «Мировая художественная культура» 10 класс