Презентация на тему Домашнее задание. Каким оно должно быть?- методические рекомендации учителю физики
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. КАКИМ ОНО ДОЛЖНО БЫТЬ? Подготовила учитель физики МБОУ «Быдыпиевская ООШ» Сунцова Е.А. Задавание на дом уроков — палка о двух концах, и если оно методически не продумано, то может приводить как раз к обратным результатам: научить халтурить, недобросовестно относиться к выполнению своих обязанностей, приобретать отрицательные навыки, мешающие учёбе, обманывать. Оно может чрезмерно нагружать ребят без всякой надобности. Н.К.Крупская Цели, к которым следует стремиться при организации домашней работы: закрепление в памяти материала, разобранного в классе, и в отдельных случаях – более углублённое и расширенное его изучение;повторение ранее пройденного материала;закрепление и расширение разнообразных навыков и умений, необходимых для самостоятельной работы, посредством выполнения соответствующих заданий. В домашнее задание включают: изучение пройденного на данном уроке материала по учебнику и записям в тетради и в отдельных случаях – c некоторым расширением и углублением; самостоятельное изучение нового материала; повторение по учебнику и тетради ранее пройденного материала и, в частности, нужного для изучения нового материала на следующем уроке; выполнение различных графических работ (чертежей, рисунков, схем, графиков); решение задач по новому и прежде изученному материалу; самостоятельные наблюдения и опыты по физике; чтение дополнительной литературы. Содержание домашних занятий Главные задачи экспериментальных работ Формирование умения наблюдать физические явления в природе и бытуФормирование умения выполнять измерения с помощью измерительных средств, использующихся в бытуФормирование интереса к эксперименту и к изучению физикиФормирование самостоятельности и активности Классификация домашних лабораторных работ в зависимости от используемого при их выполнении оборудования Работы, в которых используются предметы домашнего обихода и подручные материалы ( мерный стакан, рулетка, бытовые весы и т. п.)Работы, в которых используются самодельные приборы ( рычажные весы, электроскоп др.)Работы, выполняемые на приборах, выпускаемых промышленностью. Положительные моменты проведения опытов и наблюдений в домашних заданиях по физике Дают возможность нашей школе расширить область связи теории с практикойРазвивают у учащихся интерес к физике и техникеБудят творческую мысль и развивают способность к изобретательствуПриучают учащихся к самостоятельной исследовательской работеВырабатывают у них ценные качества: наблюдательность, внимание , настойчивость и аккуратностьДополняют классные лабораторные работы тем материалом, который никак не может быть выполнен в классе ( рад длительных наблюдений, наблюдение природных явлений в природе и прочее)Приучают учащихся к сознательному , целесообразному труду Требования, предъявляемые к домашним экспериментам Безопасность при проведенииМаксимальные материальные затратыПростота по выполнениюИметь ценность в изучении и понимании физикиЛегкость последующего контроля учителемНаличие творческой окраски Составление опорных конспектов , как один из видов домашнего задания. Ученик должен уметь:самостоятельно составлять план к параграфу учебника;составлять план к рассказу учителя;работать с рисунками, составляя по ним рассказ;выделять в тексте структурные элементы знаний (научные факты, теории, законы и т.п.);пользоваться обобщёнными планами;работать со сложным текстом. – I тип (низкий уровень): учащиеся могут удовлетворительно составить план к предложенному учителем опорному конспекту, но не могут самостоятельно составить опорный конспект;– II тип (средний уровень): учащиеся достаточно успешно могут выделить в тексте основные структурные элементы и с помощью обобщённых планов самостоятельно составить опорный конспект;– III тип (высокий уровень): учащиеся могут самостоятельно составить опорный конспект по любому типу текста и даже составить обобщающие опорные конспекты по целой теме. После проведения анализа можно планировать дальнейшую работу с учащимися на основе выделенных групп: В соответствии с выявленными особенностями могут быть следующие задания на дом:Для учащихся I типа: а)составить план к параграфу; б)составить план к готовому опорному конспекту учителя; в)составить рассказ по данной теме, пользуясь готовым опорным конспектом и текстом учебника.Для учащихся II типа: а) составить опорный конспект к фрагменту темы, параграфа; б) составить опорный конспект на основе работы с текстом учебника по целой теме.Для учащихся III типа: а) составить опорный конспект на основе нескольких учебников и учебных пособий, сравнив и проанализировав изложение учебного материала в каждом из источников; б) составить опорный конспект по целой теме с целью обобщения и систематизации знаний; в) составить опорный конспект на основе дополнительной научно-популярной литературы. Домашние задания могут быть обязательными для выполнения всеми учащимися, индивидуальными или заданиями «для желающих», – в любом случае они оказываются дифференцированными, т.к. каждый учащийся работает в соответствии со свои способностями и возможностями Например:придумать рекламу закона, раздела, понятия, явления и т.п. ;составить задачу по теме;составить кроссворд по теме;написать рассказ, стихотворение, поэму;придумать домашний эксперимент по теме, используя домашние подручные средства;составить тест;придумать контрольные вопросы для проверки знаний по теме;предложить способ... (например, экономии электрической или тепловой энергии дома);исследовать зависимость...;усовершенствовать прибор или техническую установку, например, приборы школьной физической лаборатории (мензурки, весы, реостаты и т.п.). Разнообразные формы домашнего задания Подготовить пересказ текстаСоставить план ответаПодготовить рассказ ( о физической величине, понятии, законе) в соответствии с «обобщенным планом»Выучить наизусть определение, формулу, выводОтветить на вопросы после параграфаПодготовить вопросы для своих товарищей по текстуСоставить самостоятельную задачу на рассмотренную в тексте ситуацию или формулуРазобрать самостоятельно фрагмент параграфа и т.д. Размышления на тему, проверенные на практике Прежде всего задайте себе следующие вопросы и может быть вы пересмотрите свое отношение к нему:-Зачем я задаю домашнее задание своим ученикам?- Как я относился к домашнему заданию, когда был учеником и почему?-Что мне нравилось в домашнем задании? Домашнее задание должно быть «в удовольствие», тогда оно вызовет интерес у учащегося. На дом задается только то, что было уже закреплено на уроке и не вызовет затруднений во время выполнения у учащихся Старайтесь, чтобы домашнее задание оставляло место для творчества. Домашнее задание должно быть разумным и не требовать много времени для выполнения (45 минут). Никогда не позволяйте себе давать домашнее задание без комментариев и без того, чтобы добиться понимания каждым учеником сути задания. Обязательно попросите одного или двух учеников повторить задание.( Попробуйте проиграть диалог «Разговор по телефону», где ученики должны объяснить больному товарищу, что надо делать дома). Домашнее задание должно быть посильноВсегда записывайте домашнее задание на доске. Не забывайте проверять домашнее задание, так как и дети и родители заинтересованы в получении информации об успешности изучения иностранного языка. Давайте учащимся шанс продемонстрировать успешное выполнение домашнего задания. Делайте акцент не на тех учащихся, которые не выполнили его, а хвалите тех, кто выполнил домашнее задание. Не забывайте проверять домашнее задание, так как это снижает мотивацию к его выполнению. Для проверки домашнего задания используйте взаимопроверку, при которой дети сравнивают свои работы, исправляют ошибки друг друга, объясняя правила, которыми они пользовались. Планируйте так домашнее задание, чтобы оно было связано с материалом следующего урока и могло бы стать разминкой и подготовкой к нему. Обращайте внимание не только на содержательную часть домашнего задания, но и на то, какие общеучебные навыки и умения будут необходимы учащимся для его выполнения. Просите учащихся анализировать свою работу. Материалом для домашнего задания может послужить все, что окружает ребенка. Итак, стремясь к повышению качества и эффективности урока, следует выполнять основное правило:нет необходимости задавать на дом то, что достигнуто на уроке; тем не менее домашнне задание – неизбежная составная часть и необходимое дополнение к хорошему уроку;лишь при единстве урочной и внеурочной работы могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели.