«Алкены — непредельные углеводороды. Получение, химические свойства и применение» урок в 10-м классе с использованием технологии критического мышления.


«Алкены - непредельные углеводороды. Получение, химические свойства и применение» урок в 10-м классе с использованием технологии критического мышления Учебная цель: изучить способы получения, химические свойства и применение алкенов на примере этилена. Цели урока: Образовательная Для учителя Создать условия для воспроизведения знаний и умений учащихся по данной теме. Для ученика Развить общие представления о способах получения алкенов, о типах химических реакций и механизмах их протекания, о применении алкенов. Получить первоначальные представления о реакциях полимеризации и строении полимера. 2. Развивающая Для учителя Создать условия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, развития логического мышления, умений приобретать знания не памятью, а мыслью. Для ученика Развивать умения для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, умения постановки и поиска решения проблем, речевую деятельность (участвовать в общем диалоге), умения слушать и слышать другого человека (рецензирование и саморецензирование ответов). Цели урока: 3. Воспитательная Для учителя Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку Для ученика Формировать умения работать по культуре умственного и практического труда, адекватной оценке своей деятельности, воспитывать экологическое мышление. Цели урока: Метод обучения: частично-поисковый. Тип урока: изучение нового материала.Организационная форма: фронтальный опрос, беседа по проблемным вопросам, практическая работа, самостоятельная работа, рефлексия.Средства обучения: таблицы, химическое оборудование и реактивы, медиапроектор.Программное обеспечение: компьютерная презентация к уроку. Оборудование и реактивы: на ученических столах: правила ТБ, листы самооценки учащихся, штатив ученический с лапкой, пробирка, пробка с газоотводной трубкой, этиловый спирт-денатурат, концентрированная серная кислота, спички, спиртовка, пробирка с раствором йода (имитация бромной воды) и пробирка с раствором перманганата калия КМnО4. Для демонстрации: коллекции полимерных образцов полиэтилена с разной степенью полимеризации (плёнка и изделия из полиэтилена), изделия из тефлона, полипропилена, поливинилхлорида;  этиловый спирт, тормозная жидкость, антифриз; портрет В.В.Марковникова.Эпиграф к уроку: «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно». Д.И. Менделеев Ход урока I. Организационный момент.Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста, на свои места и мы начнём наш урок, который, я надеюсь, будет для вас продуктивным, а главное - полезным! II. Постановка темы и учебной цели.Учитель: Мы продолжаем изучать тему «Алкены – непредельные углеводороды». Сегодня нам предстоит познакомиться с промышленными и лабораторными способами получения алкенов, охарактеризовать химические свойства этих веществ на примере этилена, обусловленные двойной связью, получить первоначальные сведения о реакциях полимеризации и рассмотреть основные области применения алкенов. Идея урока заключена в словах великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева, которые и послужат нам на уроке в качестве эпиграфа. III. Изучение нового материала. СТАДИЯ «ВЫЗОВА» Учитель: Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти. Вам выданы листы для самоанализа учебной деятельности, в которых имеется три графы «Я знаю», «Хочу узнать», «Что узнал». В течение 5 минут каждый из вас заполнит первую графу «Я знаю», отвечая на вопросы задания № 1:Какие углеводороды называются алкенами? Какова общая формула алкенов? Какова структурная формула первого представителя гомологического ряда алкенов? Назовите его. Почему в отличие от алканов алкены в природе практически не встречаются? Какие способы получения алкенов вы знаете? Каким лабораторным способом можно получить алкены? Какие химические свойства обуславливает наличие кратной (двойной) связи в молекулах алкенов? Для чего используют алкены?!!! Как правило, большая часть учащихся (около 80%) осознают проблему в том, что открытие вопроса остаётся на пункте №5, №6 и №7. СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ» Учитель: Ребята! Какие вопросы у вас вызвали затруднения?Учащиеся: Вопросы №5, №6 и №7.Учитель: Как вы думаете, почему эти вопросы у вас вызвали затруднения, ведь общие понятия органической химии мы с вами уже прошли? (предполагаемые ответы: знания не приведены в систему, недостаточно накопленного материала и т.п.)Учитель: Чтобы решить эту проблему, я вам предлагаю рассмотреть схему получения алкенов. Объяснение учителя.В ходе объяснения материала по разделу «Способы получения алкенов» учитель обращает внимание учащихся на известные уже им химические понятия такие как «крекинг», «дегидрирование», «дегидратация», «дегалогенирование», «дегидрогалогенирование». Учащиеся в ходе изучения способов получения алкенов дают им определения и записывают в тетради уравнения химических реакций, с помощью которых были получены алкены: на каждом слайде сначала показывается схема химической реакции, а после того, как учащиеся напишут в тетради уравнение, и сам пример. Учащиеся сверяют свои записи с записями в презентации и исправляют ошибки, если таковы есть. Можно использовать и другой вариант, например, сначала провести взаимопроверку записей в паре, а затем с записями в презентации (если достаточно времени). Со способами получения алкенов дегалогенированием и дегидрогалогенированием учащиеся лишь только знакомятся.Учитель: В чём заключается особенность строения молекул алкенов? (ответ: в наличии двойной связи)Учитель: Какова активность алкенов по сравнению с алканами, «органическими мертвецами»? Почему? (ответ: алкены наиболее химически активны из-за наличия непрочной π-связи) Учитель: Как вы думаете, какие типы химических реакций будут характерны для класса алкенов? (ответ: горение, присоединение). Учитель объясняет принцип присоединения веществ к молекулам алкенов на примере этилена, акцентируя внимание на реакции галогенирования – качественной реакции на непредельный характер алкенов (обесцвечивание бромной воды), и гидрогалогенирования, в которой используется правило Марковникова.Учитель: Могут ли вступать в реакции присоединения молекулы алкенов друг с другом? (ответ: да, так как имеют кратную связь) Учитель: Ребята, напишите, пожалуйста, реакцию горения этилена (учащиеся пишут в тетради, один ученик - на доске, затем сверяют свои записи с уравнением реакции горения в презентации). Эта реакция называется ещё реакцией окисления. Почему? (ответ: у атомов меняется степень окисления) Учащиеся проставляют степень окисления, определяя окислитель и восстановитель.Учитель: К реакциям окисления относят и обесцвечивание алкенами раствора перманганата калия. Что можно определить с помощью этой реакции? (ответ: непредельный характер алкенов)Учитель: Подводит итоги по химическим свойствам алкенов, плавно переходя к областям применения их продуктов. При объяснении применения алкенов учитель даёт интересную дополнительную информацию Выполнение лабораторной работыДля закрепления материала проводится лабораторная работа «Получение и изучение свойств этилена», в начале которой необходимо вспомнить правила ТБ с концентрированными веществами, спиртовкой, стеклянной посудой и растворами. СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ Учащимся предлагается составить синквейн по изученному материалу. В качестве примера учитель показывает синквейн в презентации.III. Домашнее задание