Презентация по изобразительному искусству на тему Декоративно-прикладное искусство.
Декоративно-прикладное искусство Преподаватель ЧПК - 2Зайкова Елена Александровна Декоративно-прикладное искусство Декоративно-прикладное искусство (лат.decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством. Русские народные промыслы.Игрушечный промысел Одним из наиболее известных центров по изготовлению деревянных игрушек является Сергиев Посад. С сергиеовпосадским игрушечным промыслом неразрывно связано производство игрушек в с. Богородское. Большой интерес представляют произведения XIX в.: «Генерал Скобелев на коне» - П.Ф. Барденкова, «Поводырь с медведем» - Д.И. Пучкова; занимательные многофигурные композиции на темы русских народных сказок и новой советской действительности, выполненные в 30-е годы ХХ в. (работы А.Ф. Балаева, Н.Е. Ерошкина). Интересна коллекция глиняных игрушек, среди которых редчайшие образцы XIX – н. XX вв. В настоящее время известно значительное количество центров их производства, некоторые из которых получили мировое признание. Это каргопольская (Архангельская обл.), дымковская (г. Вятка), филимоновская (Тульская обл.), абашевская (Пензенская обл.), скопинская (Рязанская обл.) игрушка. Исторически связано с Троице-Сергиевым монастырем село Хохлома: в XVII в. Хохлома и расположенные поблизости деревни и села находились в монастырском владении. Легкие деревянные хохломские чаши, братины, солоницы, расписанные ярким растительным узором и напоминающие драгоценные золотые сосуды были широко известны уже в ХIХ в. Наряду с традиционной «золотой» хохломой в экспозиции представлены образцы мебели 1930 – гг., с непривычной для зрителя росписью на белом и серебристым фонах. Народная роспись Еще одним крупным деревообрабатывающим центром Нижегородской области является Городец. Коллекция музея не только позволяет проследить основные этапы развития этого центра с конца XVIII до конца XX вв., но и дает представление о творчестве практически всех мастеров, оставивших заметный след в его истории. В экспозицию включены произведения, признанные «классическими» образцами городецкого искусства: донца А.В. и Л.В. Мельниковых, Г.Л. Полякова, В.К.Смирнова, панно И.А. Мазина, ширма И.К.Лебедева и Д.И. Крюкова и др. Камнерезное и косторезное ремесло. Мастера изготавливают уникальные высокохудожественные изделия: большие вазы и кубки, ларцы, шкатулки, секретеры, ювелирные украшения, а также предметы быта: крючки для вязания, ножи для разрезания бумаги, заколки для волос, шпильки, гребни, броши, серьги, ручки и многое другое. Выполненные в лучших традициях промысла, они в то же время отражают современные тенденции декоративного народного искусства. Современный промысел специализируется на выпуске анималистической скульптуры малых форм. Кружево и пухоплетение. Профессиональные художники и квалифицированные кружевницы Вологодской кружевной фирмы «Снежинка» продолжают давние традиции плетения вологодского кружева Скатерти, салфетки, дорожки, пелерины, воротники, сделанные руками кружевниц, а также строчевышитые и вязаные изделия являются произведениями подлинно народного искусства. Современные мастера промысла бережно хранят традиции национальной вышивки, старинную технику ее выполнения. Вышивка Неограниченные возможности в производстве изделий из фарфора, гончарных и шамотных масс являются залогом успеха в реализации любого проекта по оформлению интерьеров и внешнего вида зданий. Керамические изделия, обожженные при высоких температурах, когда происходит полное спекание частиц глины, морозоустойчивы и водонепроницаемы. Керамика. Фаянс и фарфор. Мировой известностью пользуются русские художественные лаки. Музейное собрание позволяет отразить их историю и знакомит со всеми крупными центрами лаковой живописи. Это расписные металлические подносы Нижнего Тагила и Жостова (Московская обл.), «лаковые» изделия из папье– маше XIX - ХХ вв. подмосковного с. Федоскино, а также центров Ивановской и Владимирской областей: Палеха, Холуя и Мстеры, где искусство лаковой миниатюры получило развитие лишь в советское время и основывалось на сложившихся традициях иконописи. Особой ценностью обладает коллекция палехской лаковой миниатюры 1920-1930 гг., включающая произведения очень высокого художественного уровня. Среди них работы художников, входивших в образованную в 1924 г. «Палехскую артель древней живописи»: А.В. Котухина, И.В. Маркичева, И.М. Баканова, И.П. Вакурова, И.И. Зубкова и др., в том числе и виртуозные по исполнению работы родоначальника лаковой живописи в Палехе И.И. Голикова. Заметное место отводится коллекции русских платков и шалей. Это расшитые «золотными» нитями платки и другие изделия тверских и нижегородских мастериц и нарядные набивные шали ведущих московских и подмосковных предприятий XIX – начала ХХ в. Крупнейшим, а в настоящее время и единственным в России, производителем шерстяных набивных платков и шалей является подмосковный Павловский Посад, где их выпуск был освоен в начале 1860-х годов на фабрике, принадлежавшей купцам Я.И. Лабзину и В.И. Грязнову. Любимым мотивом рисунков павловских шалей также как и жостовских подносов, стали изображения цветов. Это и платки легендарного рисовальщика XIX в. С.В. Постигова «Подкова» и «Разводная» и произведения наших современниц К.С. Зиновьевой, И.П. Дадоновой, Н.А. Слащевой. Обратите внимание на художественные свойства и качества произведений декоративно-прикладного искусства как прошлого, так и, в особенности, настоящего. Анализ тех или иных предметов ведется под углом зрения соответствия их формы назначению, показа художественных и технических свойств материала. Художественная обработка бересты. Береста, благодаря своим уникальным свойствам (прочности, гибкости, водонепроницаемости), издавна широко применялась в крестьянском быту. Берестяная утварь и сейчас востребована в хозяйстве. Резьба по деревуНаибольшее развитие у мастеров получила объемная резьба из древесного нароста (капа).Братины, чаши, ковши, солонки, выполненные в виде птиц и зверей, являются наиболее популярными изделиями из капа. Среди резных изделий особое место занимают утки-солонки. Утка – особый персонаж в коми мифологии. Она является символом плодородия и семейного благополучия. Традиционное ткачествоТкачество имеет давние традиции. Необычные техники ткачества использовались в изготовлении национальных костюмов, полотенец, салфеток. Наибольшее распространение в быту получили тканые половики. Они отличаются насыщенной цветовой гаммой и игрой цветных полос и квадратов. Плетение из лозы и корня сосныИвовые прутья (лоза) и сосновый корень -- настоящий чудо-материал. Из гибких, очищенных прутьев ивы мастера плетут корзины, вазы, сухарницы, различные комплекты дачной мебели, панно и многое другое. Изделия из соснового корня необычайно красивы и долговечны - эксклюзивные сумочки, короба, шкатулки, игрушки. Лоскутное шитьеЛоскутное шитье становится все более популярным видом творчества у женщин. В умелых руках мастериц из различных лоскутков ткани рождаются сюжетные панно, одеяла, покрывала, подушки, куклы. Узорное вязаниеУзорное вязание на спицах - еще одна область традиционного искусства, которое приобрело историческое значение и развивается в наши дни. Вязаные чулки, носки, варежки с нарядным орнаментом – непременная принадлежность северных красавиц. Декоративность не есть и не может быть просто украшением. Форма и украшение отражают движения души художника, которые придают вещам человеческое содержание и тем самым оживляют стекло, глину, ткань или металл. В этом смысле декоративно-прикладное искусство едино с видами, рассмотренными раньше. Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняя его историческую память. Словарь:Народное творчество художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусствоДеревянная архитектура, обширная область архитектуры, искусство строить из дерева, обладающее особой спецификой, определяемой характером материала и строительными приёмами.Керамика (греч. keramike — гончарное искусство, от kйramos — глина), изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислов и др. неорганических соединений. К. получила широкое распространение во всех областях жизни — в быту (различная посуда), строительстве (кирпич, черепица, трубы, плитки, изразцы, скульптурные детали), Лаки художественные, изделия из дерева, папье-маше или металла, покрытые лаком и нередко украшенные декоративно-плоскостной росписью, рельефной резьбой, инкрустацией, гравировкой. Главные художественные особенности Л. х. — блеск зеркальной полированной поверхности, контрасты цветов фона, росписи и инкрустации, а у резных лаков — мягкая светотеневая игра и сочность форм.Мебель (франц. meuble, от латинского mobilis — подвижной, легко двигающийся), один из основных видов оборудования помещений, а также садов, парков и улиц. Стекло, твёрдый аморфный материал, полученный в процессе переохлаждения расплава. Для С. характерна обратимость перехода из жидкого состояния в метастабильное, неустойчивое стеклообразное состояние. Вышивка, широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т.п. Ковёр, художественное текстильное изделие, обычно с многоцветными узорами или изображениями, служащее главным образом для украшения и утепления помещений, а также для звукопоглощения (бесшумности).Кружево, текстильное изделие без тканой основы в котором ажурный орнамент и изображения образуются в результате переплетения нитей (шёлковых, хлопчатобумажных, шерстяных, металлических и др.).Ткани художественные, ткацкие изделия (ручные или машинные), отличающиеся художественностью орнаментации, красотой расцветки, высоким искусством выработки, являющиеся произведениями декоративно-прикладного искусства.Игрушка, предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, И. служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. И. помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоцийГончарство, производство из обожжённой глины посуды, игрушек, светильников, кирпича, черепицы, изразцов и т. п.Ткачество, изготовление ткани на ткацком станке. В широком смысле слова под Т. понимают совокупность технологических процессов, составляющих ткацкое производство. Резьба художественная, один из древнейших и наиболее распространённых видов декоративного искусства,способ художественной обработки дерева, камня, кости, ганча, терракоты, лака и др. путём вырезания.Роспись декоративная, орнаментальные и сюжетные композиции, создаваемые средствами живописи на различных частях архитектурных сооружений, а также на изделиях декоративно-прикладного искусства.Ковка, один из способов обработки металлов давлением, при котором инструмент оказывает многократное прерывистое воздействие на заготовку, в результате чего она, деформируясь, постепенно приобретает заданную форму и размерыЛитьё художественное, наиболее распространённый способ перевода в металл произведений скульптуры, а также изготовления металлических сосудов, настольных приборов, светильников и пр.; художественные произведения, выполненные этим способом.Гравирование (от нем. gravieren, франц. graver — вырезать на чём-либо), вырезание изображения, орнамента, надписи и т. п. на поверхности твёрдых материалов — металла, камня, дерева, стекла, линолеума — резцами и др. инструментами.Чеканка, получение рельефных изображений на листовом металле; выполняется ударами особым молотком по чеканам. Такая Ч., являющаяся одним из древнейших видов художественной обработки металла, ведётся по поверхности металлического листа, положенного на эластичную подложку из особой смолы, в основном по лицевой стороне.Орнамент (от лат. ornamentum — украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т.д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере),