Презентация для родителей учащихся 5 класса Особенности адаптации пятиклассников к учебному процессу


Особенности адаптации пятиклассниковПедагог-психолог Третьякова Е. А. Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе: -  Очень много разных учителей. -  Непривычное расписание (новый режим). -  Много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены -  Новые дети в классе  -  Новый классный руководитель. -  В средней школе они снова – самые маленькие, а в начальной школе были уже большими. -  Проблемы со старшеклассниками. -  Возросший темп работы -  Другие нормы оценок. -  Новые, непривычные требования к оформлению работ. -  Необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней. Что затрудняет адаптацию?1.Противоречивость и рассогласованность требований разных педагогов. Школьник должен научиться учитывать эти требования, соотносить их друг с другом, преодолевая связанные с этим трудности, потому что эти умения необходимы во взрослой жизни. 2.Поток информации, насыщенный терминами, непонятными словами. Разъясните ребенку, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала и в связи с этим необходимо обращаться к справочникам, словарям. 3.В пятом классе многие дети ощущают одиночество, так как любимой первой учительницы нет рядом, а классному руководителю часто не хватает времени уделять им внимание в той же мере. А другие «шалеют» от свободы и носятся по всей школе, задирая даже старшеклассников. ! Важно понять, что все это — естественные переживания, которые необходимы для развития школьника, так как они помогают ему стать взрослым. Основные причины неуспеваемости пятиклассников1.Слабая учебная подготовка в начальных классах.2.Несформированность умения анализировать и синтезировать (неразвитые мыслительные действия и операции), плохое речевое развитие, слабые внимание и память.3.Неразвитая воля - нежелание, «невозможность», по словам ученика, заставить себя постоянно заниматься. Их не привлекает цель, так как для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к своей деятельности.4.Физиологические изменения. Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. 5.Неуверенность в себе. Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях «переходит» с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать. Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий.6.Личные проблемы: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста — психолога.  Уважаемые родители!В ваших руках сделать период адаптации  своего ребенка к школе менее болезненным.       Вот несколько рекомендаций:    1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение, не ограничивайтесь фразами ; «Что получил?», «Как дела?», расспрашивайте о настроении, проявляйте эмоциональную чувствительность, делитесь чувствами.    2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже незначительные успехи и достижения.    3. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий.    4. Не запугивайте ребенка. Страх притупляет деятельность ребенка.    5. Принимайте участие в жизни класса и школы.    6. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики.    7. Выработайте памятку по выполнению домашнего задания.    8. Если ребенок просит о помощи в подготовки домашнего задания, не отказывайте ему в помощи. Но не выполняйте за ребенка, просто оказывайте поддержку.    9. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к школе.    10. Успех или неуспех влияет на мотивацию учения, поэтому особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, неудачам, промахам, неуспехам. Ведь это толчок к самосовершенствованию, к тому, чтобы стать лучше, сильнее, опытнее.    11. Не принуждайте детей работать на «оценку», так как это все больше провоцирует школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания.    12. Контролируйте ребенка, делая ему замечания, ругая его, объясните: «за что…» Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Это часто объясняет внезапные перемены в поведении детей.Развивайте волю ребенка, приучайте его к режиму дня, эмоционально окрашивайте его учебную деятельность. Но не переусердствуйте. Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю.Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки. Помогайте ему в учебе, но не делайте вместо него домашние заданияРазвивайте внимание, мышление и память ребенка, играйте с ним в игры на развитие наблюдательности, решайте посильные головоломки, разгадывайте шарады, кроссворды. Делайте это все как можно чаще. Основными помощниками родителей являются терпение, внимание и понимание  По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов: -  Усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения.  -  Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей.  -  Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Профилактика тревожности.1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!»)2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным. 6. Постарайтесь обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, сделайте так, чтобы пятиклассник ощутил вашу поддержку и помощь. Желаем успехов!Школьная психологическая служба МОУ СОШ № 31