Презентация Схемы, таблицы, афоризмы для занятий по элективному курсу Основы ораторского искусства
Схемы, таблицы, афоризмы к занятиям элективного курса «Основы ораторского искусства»Норкина Г.П., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ п. Аскиз
Материал к практикуму №1Задание 1. Познакомьтесь с толкованием слова «Риторика» в различных словарях. Чем отличается толкование переносного значения в том и другом Словаре? Придумайте предложения на все значения слова риторика.
Толкование слова «Риторика».Риторика – 1. Ораторское искусство, теория красноречия. /Учебный предмет, излагающий теорию красноречия. 2. Перен. Эффектность, внешняя красивость речи, напыщенность.3. В старину – название младшего класса духовной семинарии. (Словарь современного русского литературного языка в 17т.)
Риторика – 1. В античности и в последующие времена – теория и искусство красноречия. 2. Перен. Напыщенная, красивая, но мало содержательная речь. (Современный словарь иностранных слов.)
Задание №2Познакомьтесь с толкованием слова «Красноречие». Можно ли считать слова риторика и красноречие синонимами? Если нет, то почему?. Если да, то во всех ли значениях или только в некоторых, в каких? Какое значение имеет первая часть слова красноречие? Можно ли это слово употребить с отрицательной оценкой?
Толкование слова красноречие.Красноречие – 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно, ораторский талант.//Искусная речь, построенная на ораторских приемах, ораторское искусство. 2. Устар. Наука, изучающая ораторское искусство; риторика. (Словарь современного русского литературного языка в 17т.)
Задание №3Определить, с чем сравнивают авторы книг по риторике красноречие, ораторство? С какими видами искусства (живопись, хореография, поэзия, драматургия, сценическое искусство, музыка) можно соотнести красноречие? В чем проявляется эта связь?Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению (М.Ломоносов).«…красноречие есть дар потрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий. (М. Сперанский).
Основные роды красноречия:1. Социально-политическое (выступления, посвященные вопросам политики);2. Академическое (учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение);3. Судебное (речи в суде);4. Социально- бытовое (приветственные, юбилейные, застольные и др. речи);5. Богословско-церковное (проповеди, речи на соборе).
Ораторское искусство – (лат.)1. Высокая степень мастерства публичного выступления, искусное владение словом;2. Это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию;3. Наука о красноречии и учебная дисциплина, излагающая основы ораторского искусства.
Сравнение городов-государств, имеющих различное государственное устройство.Спарта – олигархическая республика.Она управлялась двумя царями и советом старейшин. Верховный орган – народное собрание.Результат: ничего не оставила достойного своим потомкам.
АфиныБольшое значение имели три основных учреждения: народное собрание, совет пятисот суд.Главная роль принадлежала народному собранию, обладающему полной верховной властью. (Через каждые 10 дней собирались и обсуждали важные государственные дела).Между заседаниями народного собрания текущие дела рассматривались советом пятисот (булэ).
Совет пятисот и суд присяжныхЧлены пятисот избирались по жребию из числа граждан, имевших не менее 30 лет от роду, по 50 человек из каждого из 10 районов, находившихся на территории полиса.Суд присяжных занимался судебными делами и законодательной деятельностью. Он был довольно многочисленным. В него входило 6000 присяжных заседателей. Специальных государственных обвинителей в Афинах не было. Любой гражданин мог возбуждать и поддерживать обвинение. Не было на суде и защитников. Подсудимый должен был защищаться сам.Первая необходимость – владение ораторским искусством.
Афины и их демократическое устройство.Результат: в короткий срок выдвинули величайших мыслителей, ученых, поэтов, создали бессмертные произведения культуры.
Причины возникновения скованности и страха:Чрезмерное погружение в собственные переживания;Недооценивание собственных возможностей;Волнение из-за недостатка опыта;Воспоминание о провале;Недостаточная подготовленность оратора к выступлению. «Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду» (А.Ф. Кони).
Тема занятия: «Подготовка речи: выбор темы, цель речи».Этапы разработки ораторской речи:Определение темы речи;Формулировка темы;Определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.
Вопросы для самоконтроля:Действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня?Достаточно ли я знаю по этому вопросу и могу ли заручаться достаточными данными?Смогу ли я уложиться в отведенное время?Если я хочу убедить, убежден ли искренне сам? Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателя?
Этапы подготовки ораторской речи.1. Изучение отобранной литературы.(виды чтения: сплошное, выборочное, комбинированное); «Одни книги можно лишь попробовать, другие-проглотить, и, наконец, немногие нужно разжевать и переварить». (Ф. Бэкон).2. Во время чтения важно уметь осмыслить содержание прочитанного;3. Делать соответствующие записи прочитанного; «Найденная, но не записанная мысль – это найденный и потерянный клад» (Д.И. Менделеев) 4. Выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории.
Методы преподнесения материала.Индуктивный (от частного к общему);Дедуктивный (от общего к частному);Метод аналогии;Ступенчатый;Исторический – изложение материала в хронологической последовательности.
Композиционное построение речи.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Части выступленияПриемы привлечения вниманияВступление.Задачи: пробудить интерес к теме;установить контакт; обосновать постановку вопроса. обращение;изложение цели;прием сопереживания, соучастия;апелляция к событиям, к авторитетам, к личности оратора;юмористическое замечание.Основное условие – максимальная лаконичность. Варианты вступления:Интересный пример, пословицы и поговорки, крылатые выражения, юмористическое замечание.Цитаты.Рассказ о значительных событиях, имеющих отношение к аудитории.Вопросы к аудитории.
Композиционное построение речи.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}II.Главная часть.Приемы привлечения материала.Задачи: последовательно разъяснять выдвинутые положения; доказать их правильность. обращение;изложение цели;прием сопереживания, соучастия;апелляция к событиям, к авторитетам, к речи предыдущего оратора;юмористическое замечание;III. Заключение.Задачи: - суммировать сказанное: - подчеркнуть значение сказанного.изложение парадоксальной ситуации;вопросы к аудитории;риторические вопросы;вопросно-ответный ход рассуждения.