Презентация по биологии на тему: Рефлекс. Рефлекторная дуга (9 класс)
Раздел: Координация и регуляцияТема урока: Рефлекс. Рефлекторная дугаДата проведения: 19.12.2014гВремя проведения: 16.00Место проведения: г. АстанаНАЗАРБАЕВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ШКОЛА ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯУчитель биологии: Короткова Ирина ГеннадьевнаУчастники: учащиеся 9 класса
Что объединяет эти рисунки?Как вы думаете, о каком свойстве живых организмов пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Раздражимость - это способность организма отвечать на действие раздражителя.Живые организмы и окружающая среда неразрывно связаны между собой. Любое изменение в окружающей среде тотчас влияет на живые организмы. Такое поведение будет способствовать выживанию.Чтобы осуществить это, организм должен быть хорошо информирован о том, что его окружает, чего ему следует ожидать в данном месте и в данный момент и действовать адекватно сложившейся ситуации.Сегодня мы поговорим о регуляции процессов жизнедеятельности организмов с помощью нервной системы и их связей с окружающей средой.
Тема урока: Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Чем бы мы ни занимались, наша нервная система незримо участвует в каждом нашем действии.Это - самая сложная и важнейшая система управления и связи в организме человека.1
Значение нервной системыОбеспечивает:взаимосвязь между органами, системами органов и между отдельными частями организмавзаимодействие организма с окружающей средоймыслительные процессы (восприятие, усвоение информации, анализ, формирование общих выводов)
Для гидры характерна диффузная нервная система. Клетки образуют нервную сеть, которая обеспечивает простые формы поведения (реагирования) От животных с диффузной нервной системой произошли две ветви животного мира с различным строением нервной системы:1. ганглиозный тип НС (черви, членистоногие); способна обеспечить только врожденное инстинктивное поведение2. трубчатый тип НС ( позвоночные); обеспечивает высокую надежность, точность и быстроту реакций организма, а так же условно-рефлекторную деятельность, память, активное отражениеЭволюция нервной системы
Нервную систему человека можно разделить на отделы исходя из особенностей их устройства, расположения или функциональных свойств.Первая классификация – по морфологическому признаку (строению):
Функционально (исходя из выполняемых задач), нервную систему человека можно разделить на ряд отделов:
Лягте на спину и после 3-5 мин отдыха подсчитайте пульс. Затем медленно поднимитесь, отдохните одну минуту, и еще раз подсчитайте пульс. Обычно в вертикальном положении частота пульса увеличивается. Если разница составляет 6-12 ударов в минуту, то состояние вегетативной нервной системы хорошее, если она достигает 13-18 ударов, то - удовлетворительное. Разница более чем в 18 ударов говорит о чрезмерной возбудимости симпатического отдела нервной системы.Функционирование вегетативной нервной системы, регулирующей работу организма, определяет ортостатическая проба.
Кирпич Стена Дом ? Нервная ткань Нервная системаПроведите аналогию между понятиями, найдите верный ответ:Нейрон
"Рабочими элементами" нервной системы являются миллионы взаимосвязанных клеток - нейронов, выполняющих ту же функцию, что и провода в сложной электрической машине...Нейроны принимают сигналы в одной части нервной системы и передают их в другую ее часть, где эти сигналы могут поступить на другие нейроны или вызвать какое-либо действие, например, сокращение мышечных волокон.
Нейроны бывают разных форм и размеров, но все они имеют одинаковую базовую структуру. Как и у всех клеток, у них есть ядро в шаровидной части нейрона, называемой телом клетки. Отсюда расходится ряд тонких корневидных волокон - дендритов. Из клетки также выходит одно длинное волокно - аксон.
Сочинение загадокОбъектНа что похоже?Чем отличается? дендритимеет ветви, как у деревано без листьев синапс нейрон
Ролевая игра «Строение нейрона»
СИ́НАПС (греч. synapsis — соединение, связь), зона контакта между нейронами и другими образованиями (нервными, мышечными или железистыми клетками), служащая для передачи информации от клетки, генерирующей нервный импульс к другим клеткам. Термин ввел Чарльз Шеррингтон в 1897 году2
Ролевая игра «Синапс»3
Физ. минутка «Карлики - великаны»нейрон - нервная системааксон – дендритнервная система- организм
Основной формой нервной деятельности являются рефлексыРефлекс - ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системойКто же впервые предложил термин “Рефлекс”? Для этого нам необходимо выполнить задание. Ответ на каждый вопрос содержит нужную нам букву.
Отросток нервной клетки, по которому нервный импульс направляется к телу нервной клетки {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ДЕНДРИТ
Ответная реакция организма на раздражение, протекающая с участием центральной нервной системы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}РЕФЛЕКС
Отросток нервной клетки, по которому осуществляется передача нервного импульса от тела нервной клетки{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АКСОН
Специализированные контакты между нервными клетками, обеспечивающие передачу нервных импульсов{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}СИНАПС
Название нервной клетки{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}НЕЙРОН
Отдел головного мозга, что граничит с продолговатым мозгом; он свойственен лишь млекопитающим и наибольшего развития достиг у человека{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}МОСТ
Термин “рефлекс” был введен в физиологию французским ученым Рене Декартом в XVII веке.Вывод: Все живые организмы обладают способностью реагировать на физические и химические изменения окружающей среды.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Е{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Д{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}К{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}А{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Р{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Т4
Рефлекторные реакции организма весьма многообразны
поддержание постоянства внутренней среды (гомеостаз);сохранение целостности организма (защита от повреждающих факторов внешней среды);размножение и сохранение вида в целом. Виды безусловных рефлексовБезусловные рефлексы. Значение безусловных рефлексов
Условные рефлексыЗначение условных рефлексов:помогают приспосабливаться к меняющимся условиям среды;помогают прогнозировать будущие события.
Что я люблю? Нервные импульсыС кем я дружу? Пищеварительная, кровеносная системы…Чего боюсь? Алкоголь, наркотики, табакокурениеО чем мечтаю? Активный отдых, высокий иммунитет, витаминыУпражнение «Кто больше знает?» По очереди перечислить термины на заданную тему. Кто не знает или повторился – выбываетУпражнение «Что думают предметы?»Группа получает 2-3 ключевых термина по теме, нужно прочитать их мысли. Пример: НСОбсуждение в группах
В рефлекторной дуге различают 5 элементов: 1 – рецепторы, 2 – чувствительный нейрон, 3 – нервный центр, 4 – двигательный нейрон, 5 – исполнительный орган (эффектор)Рефлекторная дуга – путь по которому проходит нервный импульс при осуществлении рефлекса 5
Рефлекторная дуга коленного рефлекса
Коленный рефлекс относится к моносинаптическим. Им соответствует простая рефлекторная дуга, содержащая только один синапс.
Рефлекторная дуга при прикосновении к горячему
Полисинаптические спинномозговые рефлексы имеют сложную рефлекторную дугу, включающую от двух синапсов. Нервный центр расположен в спинном мозге. Например, сгибательный рефлекс руки6
Нервный импульс с чувствительного нейрона передается по восходящему пути спинного мозга в головной мозг, где идет анализ информации. Далее по нисходящему пути импульс попадает на исполнительный нейрон и направляется к рабочему органуПолисинаптические рефлексыс участием спинного и головного мозга
Каждый орган благодаря обратной импульсации (обратной связи) сообщает нервным центрам о своем состоянии. Благодаря обратным связям мы можем не только судить о результатах действия, но и вносить поправки в нашу деятельность, исправлять допущенные ошибки.
Основоположниками рефлекторной теории, объясняющей принципы отражения человеком окружающего мира, являются И.М.СеченовИ.П.Павлов7
Если случайно уколоть палец, то проявится оборонительный врожденный рефлекс – одергивание руки. Почему этот рефлекс не проявляется, когда у человека прокалывают кожу пальца для взятия крови на анализ? Ответ: С помощью волевого усилия можно затормозить этот рефлекс, так как его спинномозговой нервный центр подчиняется контролю со стороны коры больших полушарий.Обсуждение в группах
Демонстрация опыта.Сядьте, согнув ноги под углом 90 градусов и скрестив руки на груди. Попытайтесь встать не нагибая корпуса вперед. Это невозможно.Рефлекс вставания – сложный акт, включающий два этапа: 1) наклон туловища с перемещением центра тяжести; 2) разгибание ног и вставание. Встать, пропустив первый этап, невозможно, пока в отвечающий за вставание центр не придет обратная связь о том, что корпус наклонился, т.е. первый этап завершен.Поэтому при осуществлении рефлекса справедливо говорить не о рефлекторной дуге, а о рефлекторном кольце (круге).
Основным свойством любой рефлекторной дуги является ее целостность, потому что при нарушении этой целостности, выхода из строя любого из звеньев цепи рефлекторной дуги, она теряет способность формировать реакцию организма на раздражения внешней среды.7
Заключение: Высшая нервная деятельность обеспечивает индивидуальное поведенческое приспособление человека и высших животных к изменяющимся условиям окружающей и внутренней среды, носит рефлекторный характер, осуществляется с помощью безусловных и условных рефлексов.
Придумайте логическую цепочку из наибольшего количества звеньев:нейрон - синапс - рефлекторная дуга - нервная система
Ссылка на учебную программу Цель обучения Выполнение практической работы«Исследование рефлекторной дуги» Координация и регуляцияисследовать рефлекторную дугу объяснять рефлекторную природу поведения Навыки Критерий успехаПрименение знаний, исследовательские навыки1. Правильно определяет переменные и описывает метод, применяемый при исследовании 2. Исследует рефлекторную дугу, соблюдая правила техники безопасности. 3. Описывает результаты исследования и заносит их в таблицу. 4. Анализируют данные 5. Делает правильные выводы, используя данные эксперимента Практическая работа «Исследование рефлекторной дуги»
Практическая работа «Исследование рефлекторной дуги»Цель: •изучить рефлекторную дугу•запись и представление наблюдений и данныхГипотеза:______________________________________________________________________________________________________________________________________Оборудование: неврологический молоточек, карандашХод работы:1.Мигательный рефлекс. Испытуемый сидит. Экспериментатор делает неожиданный хлопок перед лицом испытуемого и наблюдает ответную реакцию. 2.Надбровный рефлекс. Испытуемый сидит. Экспериментатор неожиданно, но очень осторожно, прикасается карандашом с укрепленным на его конце ластиком к краю надбровной дуги испытуемого и наблюдает ответную реакцию. 3.Коленный рефлекс. Испытуемый в положении сидя кладет ногу на ногу. Экспериментатор наносит легкий удар неврологическим молоточком (или ребром ладони) по сухожилию четырехглавой мышцы (под надколенником) и наблюдает ответную реакцию.
4.Заполните таблицу Какие рефлексы Вы наблюдали в процессе выполнения заданий: условные или безусловные? Обоснуйте свой ответ.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Что называют безусловным рефлексом?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________Каково биологическое значение безусловных рефлексов?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}РефлексЧто делали?Что наблюдали?ОбъяснениеМигательный рефлексНадбровный рефлексКоленный рефлекс
Подпишите схему рефлекторной дуги соматического рефлекса:Сформулируйте общий вывод о значении безусловных рефлексов в жизни человека ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________8
Расположите понятия в нужном порядке: спинной мозг; двигательный нейрон; рецептор; головной мозг; мышца; чувствительный нейрон. Правильный ответ: рецептор; чувствительный нейрон; спинной мозг; головной мозг; двигательный нейрон; мышца.
Ответ:Во всех случаях рефлекс не будет осуществляться, так как нарушено одно из звеньев рефлекторной дуги, из-за чего проведение нервного импульса от рецептора к исполнительному органу будет невозможно.Будет ли у человека осуществляться коленный рефлекс, если у него поврежден:а) чувствительный нейрон; б) двигательный нейрон; в) спинной мозг ниже поясницы Почему? Обсуждение в группах
Могут ли безусловные рефлексы сами по себе обеспечить приспособления организма к постоянно меняющимся условиям жизни? Ответ: Нет. Количество их сравнительно невелико. В течение жизни организма вырабатываются великое множество условных рефлексов, которые дают возможность животным и человеку наилучшим образом приспосабливаться к меняющимся условиям.Обсуждение в группах
1.Сколько звеньев может включать в себя рефлекторная дуга?2.Какими анатомическими структурами представлен каждый отдел рефлекторной дуги?3.У некоторых людей коленный рефлекс бывает слабо выражен. Чтобы его усилить, предлагают сцепить руки перед грудью и тянуть их в разные стороны. Почему это приводит к усилению рефлекса ?Упражнение «Две звезды и желание»
Выпишите номера правильных утверждений:1.Нервная система обеспечивает согласованную деятельность органов.2.Нервная система состоит из клеток, которые называются аксонами.3.Нервная система осуществляет гуморальную регуляцию.4.Серое вещество представляет собой скопление тел нейронов и дендритов.5.Нервные узлы – это скопление тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы.Правильные утверждения: 1,4, 5
Вставьте пропущенные слова в предложения:Ответная реакция организма на внутренние и внешние раздражители называется ______ Нервную систему по месту расположения условно подразделяют на ____ Скопление тел нейронов вне центральной нервной системы называют ___ Основу нервной ткани образуют нервные клетки ________ Там, где соединяются короткие отростки нервных клеток образуется ____ Синапс в переводе с греч. означает _______ Пучки длинных отростков нервных клеток, выходящие за пределы головного и спинного мозга называют_________(рефлекс) (центральную и периферическую)(нервные узлы)(нейроны)(нервный синапс)(соединение, связь)(нервами)
Подпишите части рефлекторной дуги
Верный ответ
Какие из нижеперечисленных реакций организма рефлексы, а какие нельзя назвать рефлексами?СмехСужение зрачков на изменение интенсивности освещенияСлюноотделениеКоленныйОтдергивание руки от горячего предметаСтрах ЧиханиеКашельЗлостьstyle.colorstyle.colorstyle.color
Примеры:«Нейрон»: аксон, дендрит, синапс, ядро, тело нейрона«Рефлекторная дуга»: вставочный нейрон, рецептор, эффектор… Игра «Кто в теремочке живет?»Перечисление ключевых слов урока
Каждой группе следует придумать вопросы по пройденной теме и задать их другой группе:1 вопрос уточняющий (да, нет)1 вопрос альтернативный (или)2 вопроса восполняющих ( как, зачем)Игра «Классификация вопросов» Обсуждение в группах Пример:1.Нейрон – структурная единица нервной системы.2.Длинный отросток нейрона: аксон или дендрит?3. Как осуществляется передача нервного импульса?4. Зачем организму необходимы безусловные рефлексы?
По вертикали: 2. Ответная реакция организма на раздражение.По горизонтали: 1. Пучки длинных отростков нейронов. 3. Нейроны, передающие импульсы от органов чувств в центральную нервную систему. 4. Часть нервной системы, представленная нервами и нервными узлами. 5. Рефлексы, которые формируются в течение жизни. 6. Нейроны, передающие импульсы от центральной нервной системы к рабочим органам. 7. Специализированные образования на концах длинных отростков нейронов, с помощью которых осуществляется передача возбуждения от одной нервной клетки к другой. 8. Нейроны, осуществляющие связь между чувствительными и двигательными нейронами.Решите кроссворд:
Ответы :По вертикали 2. РефлексПо горизонтали1. Нервы 3. Чувствительные4. Периферическая 5. Условные 6. Двигательные 7. Контакты 8. Вставочные
Рефлексия
РефлексияПриведите три примера того, что знаетеПриведите три примера того, что не знаетеПриведите пример того, что никто из класса не знаетОбсуждение в группах
Номергруппы Сотрудничествов группе(распределениеи выполнениеобязанностей) Поведение (не мешать работе других групп, не отвлекаться отвыполнения задания, не перебивать)Раскрытие материала,задания, темы Умение слушатьпрезентациидругих групп, задаватьвопросы,делать дополненияОбщийбалл 1 2 3 4 Оценивание работы групп
Учащийся______________________________________ Полученные баллы Я самУчитель Выполнял все свои обязанности в группевовремя и качественно Работал в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании Стимулировал других учащихся и помогалим в выполнении поставленного учебного задания Внимательно слушал других Предлагал аргументированные идеи Вел обсуждение (вежливо возражал,добивался согласия по вопросам, вызвавшим споры) Комментировал и дополнял информацией высказывания других учеников в группе Итого: Форма оценки работы учащегося
Я считаю, что…(общая аргументированная оценка)Особенно удачным является…(перечисление и оценка положительных моментов)В то же время я посоветовала бы…(перечисление и оценка малоуспешных с точки зрения учителя моментов)Не кажется ли Вам, что…(рекомендации)Лист оценки деятельности учащихся по итогам урока
Список литературыНедоспасов В. О. Физиология центральной нервной системы. М.,ООО УМК «Психология», 2002 г.Физиология человека.\ под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1996 г.https://ru.wikipedia.org/wikihttp://dic.academic.ru/dic.nsf/bsehttp://www.berl.ru/article/forabit/human/unnu/reflec/reflektornaa_duga.htmhttp://nnre.ru/medicina/normalnaja_fiziologija/p13.php
Спасибо за урок 9