Презентация по литературе Край ты мой, родимый край… (7 класс) 2 часа


Что изображено на этих фотографиях? Урок литературы в 7 классе «Край ты мой, родимый край…»Стихи русских поэтов 19 века о природе и о Родине.И. А. Бунин, А. К. Толстой, В. А. Жуковский Стихотворения о родной природе * Если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране.К. Г. Паустовский Подумаем… Что используют художники и живописцы, чтобы изобразить природу? Изображение природы на картинах называется пейзажем. Пейзаж – это жанр искусства, в котором предметом изображения является природа. От слова пейзаж произошло название лирического жанра –пейзажная лирика. Поэты вдохновенно описывают природу, используя средства художественной выразительности. Однако осень, зима, весна, лето в поэзии не просто времена года. Каждое время года ассоциируется с какими-то настроениями, этапами жизни человека. Обратимся к примерам из поэзии19 века. Вспомним … В. А. Жуковский Родился 9 февраля в селе Мишенское Тульской губернии. Воспитывался в семье помещика, получил фамилию бедного дворянина А. Жуковского, который был его крёстным отцом. Служил учителем русского языка будущего императора Александра II. Печатает переводы сказок братьев Гримм. Часто встречаясь в Царском Селе с А. С. Пушкиным, он пишет «Сказку о царе Берендее …», «Спящая царевна» и другие. Анализ стихотворения «Приход весны». Какое настроение передаёт это стихотворение, какова тема?Передаёт лёгкое, радостное настроение. Его поэтическая тема – приход весны – выражена в заголовке.На основании каких образов развивается эта тема? В качестве ключевых для выражения прихода весны В. Жуковский выбирает образы нивы, рощи, жаворонка в небе, дождя и воды.Названа ли в стихотворении сама весна? Не прямо, а через словосочетание, передающее главное в этом образе для автора: «Весны приход», - не случайно именно оно заканчивает стихотворение, образуя своеобразное кольцо (в заглавии – «Приход весны».В чём же своеобразие этого стихотворения? В. Жуковскому удалось очень лаконично, но выразительно представить образ прихода весны, оживления всего мира и передать восхищение, радость человека. В. А. Жукрвский «Приход весны» Какие художественно-выразительные средства используются В. А. Жуковским в данном стихотворении? Приведите примеры из стихотворения * перифраза (от греческого periphrasis - иносказание), вид тропа, замена прямого названия описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета: "царь зверей" - вместо "лев".… «весны приход»= «жизнь души» * Зачем автор прибегает к риторическим вопросительным восклицаниям? Чтобы подчеркнуть полноту и невыразимость чувств, охватывающих человека весной «Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить…» * А.К. Толстой Родился 5 сентября в Петербурге в знатной дворянской семье. Детство провёл на Украине в имении своего дяди А. Перовского, писателя, известного читателям под псевдонимом Антоний Погорельский. А. К. Толстой вспоминал: «С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи …» Первые стихотворные опыты были прочитаны и одобрены В. А. Жуковским.Более 70 стихотворений было положено на музыку великими композиторами – Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским, М. П. Мусорским … Анализ стихотворения «Край ты мой, родимый край…» Это стихотворение о…Когда я читаю его, то вижу…Я слышу… Чувствую…Оно напоминает мне о… Стихотворение необычно, оно состоит из… предложений.Чувства льются …Славя родную землю («Гой ты, родина моя!» , Толстой восхищается её ... Хочется вздохнуть полной грудью, не нужно особенно значимых слов, здесь главное – … Анализ стихотворения «Край ты мой, родимый край…» родном краедремучий бор, степь, тучи…конский бег, волчий голос, крик орлиных стайветер, дующий в лицоо родной деревнеИз 4 предложений.через край, взволнованно, будоражат душупростором, силой, могуществом. Главное – чувства, наполняющие душу любовью к тому, что хорошо знакомо с детства. Это стихотворение о…Когда я читаю его, то вижу…Я слышу… Чувствую…Оно напоминает мне о… Стихотворение необычно, оно состоит из… предложений.Чувства льются …Славя родную землю («Гой ты, родина моя!» , Толстой восхищается её ... Хочется вздохнуть полной грудью, не нужно особенно значимых слов, здесь главное – … А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край…» С чем в сознании поэта олицетворяется в данном стихотворном произведении родимый край? С конским бегом на воле * С криком орлиных стай в небе * с волчьим голосом в поле * Со свистом соловья * С дремучим бором * с ветром,степями и тучами * Какие художественно-выразительные средства используются А. К. Толстым в данном стихотворении? Эпитеты (родимый край, бор дремучий, свист полночный)Метафоры (конский бег на воле) * Давайте восстановим общие опорные вопросы, на которые обычно опираемся при анализе стихотворений русских поэтов Что привлекает в стихотворении?Какое настроение оно выражает?На основании каких образов развивается художественный смысл стихотворения?Какими выразительными сред –ми пользуется автор? * «БЛАГОВЕСТ» А.К. Толстой * Словарная работа Благовест – Благостный – Каяться – Отрекаюсь – «Звон призывный через могилы» от слов благая (добрая) весть – колокольный звон перед церковной службой.умиротворяющий, несущий благо.исповедоваться в грехах.Отказываюсьрядом с храмом традиционно располагается кладбище * А почему «звон призывный» доносится «через могилы», почему он гудит не только «дивно», но и «уныло»? С могилами связано представление об ушедших людях, тело которых стало в земле прахом, т. е. о бренности земной жизни, - но колокол напоминает о бессмертии души – и потому «гудит так дивно и так уныло!» * Жуковский С. Храм Рождества Богородицы. Звенигород. 1904 В 3-й строфе подчёркнуто властное воздействие благовеста на душу человека («тянет», «зовёт», «манит»)Как это выражено?«К себе он тянет Неодолимо»; «Зовёт и манит Он в край родимый». * Что же это за «край родимый», куда «неодолимо» призывает душу человека благовест? * «Край благодатный»: лир. герой устремляется туда душой и мечтой: «Далеко странствуя Мечтой чудесною, Через пространства я Лечу небесные» А. К. Толстой «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…» * «Замолкнул гром…» Какова поэтическая тема стихотворения?Мир после грозы * Главная характеристика – контраст, смена грозного светлым «гром», «гроза», «чёрные тучи», «дрожат цветы», «вражда», «презрительная пята» Светлое * Грозное Переходное, динамичное состояние мира передаётся через активность глаголов замолкнулшуметь усталасветлеютзасияладрожат * Образы, соединяющие небесное и земное ВодаЗолотая пыль («цветы полны водою И пылью золотою»)Метафора «пылью золотой» соотнесена с сиянием неба * Что подчёркивают олицетворения? «замолкнул гром»«шуметь гроза устала»«светлеют»«приветно засияла» Живой характер природы * Цветы – образ взаимодействия земного и небесного начал Объясните последнюю фразу стихотворения Содержит призыв щадить эту красоту * И. А. БУНИН «РОДИНА» * Биография Бунин родился в старинной дворянской семье, имевшей корни задолго до рождения поэта. И какие это корни! Из рода Буниных происходила Анна Андреевна Бунина – талантливая поэтесса XVIII века, поэт – романтик, автор «Спящей красавицы» В. А. Жуковский, прославленный путешественник-географ Семёнов -Тяншанский.Однако, к началу 20 века старинное дворянское гнездо Буниных фактически угасло. Так что Бунин родился в семье знатной, но обедневшей, вскоре и совсем разорившейся.Хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, где в полном одиночестве (без сверстников) в общении с сельской точкой отсчёта для восприятия красоты окружающего мира.«Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло моё детство, полное поэзии печальной и своеобразной» - писал впоследствии Бунин. И. А. Бунин Анализ стихотворения «Родина» - Какое настроение создаёт стихотворение? О чём оно?Вечерний зимний пейзаж.- Как в этом стихотворении присутствует человеческое настроение? Сравнение тумана с «чьей-то кроткой печалью»; «туман … смягчает». - Найдите в стихотворении олицетворения и эпитеты Какими определения-ми передаётся суровость и сдержанность зимнего пейзажа? «Под небом мертвенно-свинцовым»«туман молочно-синий»«угрюмо меркнет»«сумрачную даль» * Всмотримся в пейзаж. Какие характеристики его отражают? ПросторСуровостьШирокое, необъятное пространство подчёркнуто гиперболой: «И нет конца лесам сосновым, и далеко до деревень» * Синквейн – пятистишие 1 строка – слово2 строка – два определения к нему3 строка – три глагола к нему4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая суть слова5 строка - метафора Домашнее задание Подготовиться к контрольной работе за 1 полугодие