Творческий отчёт преподавателя химии
Творческий отчёт преподавателя химии и биологии Водопьян С.В.
Образование - высшееПедагогический стаж – 23 годаКатегория - высшая
Тема самообразования «Развитие познавательных способностей учащихся через индивидуализацию и интеграцию обучения» (2011-2016 гг.)«Педагог должен увидеть ребенка таким,какой он есть “внутри себя”,каким знает себя “только он сам”». Е.Ю. Сазонов
Методика обучения химии, применяемая в настоящее время в образовании, является еще в определенной степени традиционной. Деятельность учащихся при этом способе обучения направлена, главным образом, на запоминание и воспроизведение учебного материала, выполнение заданий и упражнений. Перед преподавателем химии встаёт проблема, как развивать творческие способности учащихся и формировать творческие компетентности?
Таким образом, актуальность моего педагогического опыта определяется поиском путей из создавшегося противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.
Цель: - использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития познавательных способностей учащихся и взаимосвязь с профессией
В соответствие с целью я решаю определенные задачи:1. Изучение передового педагогического опыта по использованию современных технологий обучения.2. Внедрение в педагогический процесс наиболее эффективных технологий, позволяющих сформировать ведущие компетентности учащихся.3. Ориентация образовательного процесса на развитие личностного потенциала учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности.4. Осуществление интеграции химии и спецпредметов.5. Подготовка участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества, развитие социальной компетентности учащихся.6. Повышение эффективности учебного процесса и, как следствие, повышение качества обучения по предмету.
Новизна опыта заключается в изменении подходов к содержанию, формам, методам обучения и роли преподавателя-предметника в развитии умения педагога управлять познавательной деятельностью учащихся, используя для этого различные средства обучения и стимулирования.
Принцип создания успеха в обученииЧеловек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном» У. Глассер Перечеркнув прошлые неудачи обучающихся в изучении химии, предлагаю им испытать свои возможности в настоящее время. В работе с такими обучающимися сосредотачиваю внимание на их достижениях на каждом уроке, поощряю их стремление добиться успеха.
В основе преподавания предмета химии применяю систему сочетания инновационных технологий. Среди них: - технология проблемного обучения, - технология разноуровневого обучения, - технология игрового обучения, - проектные технологии, - технологии интегративного обучения.
Технология проблемного обученияЦели обучения: - активизация мышления обучающихся;- формирование интереса к изучаемому предмету Работа над решением проблемы иногда бывает более ценной, чем само решение и происходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация, т.е. обучающийся испытывает интеллектуальное затруднение, которое направляет его мыслительную деятельность на решение проблемы.
Обобщение знаний по теме «Углеводы»Проблемные вопросы:1. Углеводы полезные или вредные?2. Если есть альдегидная группа в составе глюкозы, то почему она не реагирует с фуксинсернистой кислотой?
Существуют различные варианты постановки и решения проблемы:Педагог ставит проблему и сам решает ее, излагая лекционный материал, при этом обучающие внешне кажутся пассивными, но внутри каждого могут интенсивно протекать процессы понимания, принятия, запоминания. Во время лекции-беседы педагог ставит проблему и предлагает решить ее совместно с обучающимися, путем структурирования, систематизирования ответов и высказываний обучающихся, подводит их к общим правильным выводам. При хорошей подготовке обучающихся, проблемные вопросы можно решать в группах малого состава.
Технология разноуровневого обученияЦели обучения: - активизация мышления обучающихся с разным уровнем подготовки;- снятие неуверенности у слабых обучающихся перед сильными;- воспитание Я-концепции.- Качество усвоения предмета можно обеспечить технологией уровневой дифференциации. -Уровень низкой подготовки обучающихся необходимо приблизить к уровню общеобразовательной подготовки. -Уровень общеобразовательной подготовки постепенно поднимается до уровня повышенной подготовки, или углубленного изучения предмета.
Проверочная работа по теме: «Химические реакции»Вариант 1. (задания репродуктивного уровня). Поставьте пропущенные коэффициенты в следующих уравнениях: Zn + O2 → Zn O; 3) Fe + Cl2 → Fe Cl3 Ag + S → Ag2 S; 4) Na + Cl2 → Na ClВариант 2. (задания частично-поискового уровня познавательной деятельности обучающихся). Напишите уравнения, поставьте пропущенные коэффициенты: Mg + ? → Mg O; 3) ? + Cl2 → Al Cl3 ? + ?→ Al2 S3 ; 4) ? + O2 → Na2 OВариант 3. (задания исследовательского уровня познавательной деятельности обучающихся). Напишите названия веществ и уравнения реакций, с помощью которых их можно получить: 1)FeCl2 ; 2) ZnCl2 ; 3) P2 O5 ; 4) Al2 S3
Технология игрового обученияЦели обучения: - инсценировка игры учит обучающихся анализировать и оценивать сложные проблемы человеческих взаимоотношений на производстве, в профессии, в повседневной жизни; - выработать правила сотрудничества;- прививать интерес к предмету. Технология игрового обучения способствует повышению интереса учащихся к различным видам учебной деятельности и познавательной активности.
Внеклассное мероприятие«Химия – наука, которая погубит или спасёт мир?»Форма проведения — суд
Технологии метода проектовМетод проектов реализует главный смысл и назначение обучения – создает условия для сотрудничества в сообществе исследователей, тем самым помогает обучаемому стать талантливым учеником.Метод проектов ориентирован на достижение целей учащихся. Он формирует большое количество умений и навыков, опыт деятельности.
Исследовательский проект «Курить – здоровью вредить» Физиологические последствия куренияВ своей практике использую информационные проекты, в реализации которых обучающиеся изучают: -способы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных); -методы ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); - презентации.
ИнтеграцияЦели обучения: - интеграция помогает учащимся усвоить факты и явления, общую картину мира;- устраняет разобщённость учебных и спецпредметов ;- повышает интерес обучающихся к учению. Интеграцию провожу следующим образом:1. На уроках осуществляется связь химии с математикой, биологией, физикой, географией. Это придает изучаемому материалу особую значимость, развивает интерес, логическое мышление обучающихся, а также способствует их эвристической деятельности на уроке. 2. На уроках осуществляется связь химии со специальными дисциплинами.
Х И М И ЯСпецтехнологияМатериаловедениеТехнология приготовления пищиОхрана труда и экологияСПЕЦДИСЦИПЛИНЫОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕДИСЦИПЛИНЫ Математика Физика Биология История География Иностранный язык
Урок химии по теме «Жиры» Растительные масла, содержащие две и более двойные связи, взаимодействуя с кислородом воздуха окисляются, в результате которой молекулы масла сшиваются, образуя твердую пленку - линоксин, которые используют для получения олиф.
Интегрированный урок «Химия в профессии повара»Почему при варке крупы, макаронных изделий, соусов, киселей происходит увеличение массы продукции?Как отличить котлетный фарш от бифштексного?
Стабильность и положительную динамику качества обученности учащихся показывает мониторинг результативности
Мониторинг результатов внеурочной деятельности по химии Капитанова Л. - 3 место в областном конкурсе исследовательских проектовКормин М. - 3 место в областном конкурсе инновационных научно-исследовательских проектов
Позитивными показателями моей работы являютсяследующие результаты: Положительная динамика числа учащихся, успевающих и обучающихся на «4» и «5» Во время итоговой аттестации студенты подтверждают, а некоторые и повышают свои годовые оценки. Призовые места в конкурсах проектных работ областного уровня. Проведение открытых уроков, участие в семинарах Открытие персонального учительского сайта и публикации на различных образовательных сайтах
Изучила новые научно-методические источники и нормативныедокументыСистематизировала результаты своей работы и сопоставила их с условиями Проанализировалаимеющиеся результаты ПРОБЛЕМАНОВЫЕ ЗАДАЧИ: систематизировать мониторинговую деятельность; создать УМК по химии с использованием ИКТ
Повышение профессионализма и педагогической компетентностиКУРСОВАЯ ПОДГОТОВКА 05.10.15 -16.10.15 - «Организация научно-исследовательской и проектной деятельности на уроках химии и биологии, критериальное оценивание результатов обучения в условиях обновления содержания образования»01.11.15 – 01.12.15 «Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе общеобразовательной школы по предмету «Химия» (дистанционно)
Сертификаты
Грамоты
Публикации
Обмен опытомпроведение открытых уроковучастие в в семинарах
Продукты научно-методической деятельности{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ппНазвание ЖанрРезультаты экспертизыДата разработки1«Сборник заданий по химии с профессиональной направленностью»Методическое пособие-2011-2012 учебный год2«Психологические проблемы воспитания детей в неполной семье»Диссертация Экспертный совет университета рекомендует присвоить академическую степень магистра образования 2012-2013 учебный год3Элективный курс «Химия в моей профессии»Методическая разработкаРассмотрено на заседании МО ОД2013-2014 учебный год4Рабочая учебная программа по химииНормативный документУтверждена директором колледжа2014-2015 учебный год5Программа факультатива «Юный фермер»Образовательная программаРассмотрено на заседании МО ОД2015-2016 учебный год6«Профессиональная направленность в преподавании химии»Методические рекомендацииРассмотрено на заседании МО ОД2015-2016 учебный год
Общество ставит перед системой образования следующие цели:подготовить молодое поколение к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности;воспитать обучающихся как граждан, обладающих высокой степенью личностной зрелости; ориентировать обучающихся на гуманистические ценности в решении любых проблем;развить способности к критической оценке и презентации свои достижений.
В условиях модернизации системы образования появляются новые проблемы и задачи, над решением которых предстоит работать педагогам. Одна из проблем – это падение интереса к такой важной науке современности, как химия, и, соответственно, к химии как к учебной дисциплине. Как же решить проблему оптимального обучения учащихся? Какую роль должны играть урок, колледж, преподаватель, чтобы повысить мотивацию к обучению, подготовить наших обучающихся к полноценной жизни в обществе.
Использование инновационных технологий открывает новые перспективы и возможности для обучения химии. И основная задача для меня, как преподавателя химии, состоит в том, чтобы интегрировать профессиональные знания с курсом химии. Такая интеграция позволяет сделать изучение предмета более мобильным, адаптированным к требованиям современного общества.
Смыслом и позитивным результатом модели обучения с использованием инновационных технологий являются следующие аспекты: • в центре технологии обучения - учащийся; • в основе учебной деятельности – сотрудничество; • позиция обучающегося в учебном процессе – активная; • перспективная цель - формирование мотивации и развитие способности обучающегося к творчеству и самообразованию.
Применение индивидуализации и интеграции в обучении повышает компетентность обучающихся, развивает творческую мыслительную деятельность, активизирует способности, повышает эффективность обучения предмету.
Таким образом, можно сделать вывод, что моя система работы позволяет решить задачи:повысить мотивацию к изучению химии и биологии;повысить интерес к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету; способствует формированию информационной грамотности: развитию способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности; способствует умению применять полученные знания в своей профессии;создает условия для повышения социальной компетентности.
Профессиональная направленность в преподавании химии должна учитываться при разработке учебных программ и планов, составлении учебников и учебных пособий.Считаю, что профессионально ориентированные уроки повышают эффективность учебного процесса, соответственно повышается качество подготовки специалистов.
Планируемая тема самообразования «Использование инновационных технологий в обучении химии как средство повышения качества подготовки специалистов»