Урок по литературе 9 класса Композиция Слова о полку Игореве
Урок 2. Композиция « Слова о полку Игореве»
Внутри основной, в свою очередь, выделяют три части:• Повествование о походе Игоря и его последствиях для Руси, прерываемое тремя авторскими отступлениями;• Центральный фрагмент, посвященный Святославу(сон Святослава, его толкование боярами, «золотое слово»Святослава, сливающееся с авторскими обращениямик князьям);• Заключительный фрагмент, связанный с возвращением Игоря из плена (плач - заклинание Ярославны, бегствоИгоря, погоня Гзака и Кончака).Важную композиционную роль играют повторы: они помогают объединить относительно самостоятельные эпизоды в одно целое.Отметим в тексте произведения границы частей.
Автор « Слова…»Автор использует образ Бояна недля того, чтобы подчеркнуть свою общность с ним, а длятого, чтобы противопоставить свои задачи задачам Бояна:тот воспевал славу, звенящую в Киеве, автор «Слова...»создает свое произведение тогда, когда слава в Киеве ужене звенит, и его цель иная: не прославить князей, а призвать их к единству, показать им страшную опасность, нависшую над Русской землей.
Читаем и обсуждаем 1-ю частьИгорь ждет милого брата Всеволода. И. сказал ему буй-тур Всеволод: "Один брат, один свет светлый ты, Игорь! Оба мы Святославичи. Седлай, брат, своих борзых коней, - мои давно у Курска стоят наготове. А мои куряне - -дружина бывалая: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены; пути ими исхожены, овраги ведомы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли наострены; сами скачут, как серые волки в поле, себе ища чести, а князю славы".Тогда посмотрел Игорь на светлое солнце и увидел, что тьма от него все войско покрыла. И сказал Игорь дружине своей: "Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться. А сядем, братья, на своих борзых коней, поглядим на синий Дон!" Запала князю дума Дона великого отведать и знамение небесное ему заслонила. "Хочу, - сказал, - копье преломить у степи половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону".…Утром в пятницу потоптали они поганые полки половецкие и, рассыпавшись стрелами по полю, помчали красных девок половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие оксамиты. Ортмами, япончицами и кожухами стали мосты мостить по болотам и топким местам - и всяким узорочьем половецким Червленый стяг, белая хоругвь, червленый бунчук, серебряное древко - храброму Святославичу!
Поход Игоря. Первая битва с половцами.
— Игорь продолжил поход, несмотря на затмение —плохое предзнаменование. Как вы думаете, почему?— Как описывается путь Игоря к Дону? Как силы природы реагируют на поход Игорева войска?Описание начала похода отделяется от описания первой битвы восклицанием: «О Русская земля! Уже за холмом ты!»Замечаем повтор: «Русичи широкие поля червленымищитами перегородили, ища себе чести, а князю славы».Все стихии участвуют в судьбе Игорева войска, предрекая страшную битву. Описание грозных знамений завершается тревожнымповтором: «О Руская земле! Уже за шеломянемъ еси!»
Вторая битва дружины Игоря
Читаем:На другой день рано утром кровавые зори рассвет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дону великого! Тут копьям поломаться, тут саблям постучать о шлемы половецкие, на реке на Каяле у Дона великого. О Русская земля, а ты уже скрылась за холмом!Вот ветры, Стрибожьи внуки веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы. Земля гудит, реки мутно текут; пыль степь заносит; стяги весть подают - половцы идут от Дона и от моря; со всех сторон они русские полки обступили. Дети бесовы кликом степь перегородили, а храбрые русичи преградили степь червлеными щитами.На другой день рано утром кровавые зори рассвет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дону великого! Тут копьям поломаться, тут саблям постучать о шлемы половецкие, на реке на Каяле у Дона великого. О Русская земля, а ты уже скрылась за холмом!Вот ветры, Стрибожьи внуки веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы. Земля гудит, реки мутно текут; пыль степь заносит; стяги весть подают - половцы идут от Дона и от моря; со всех сторон они русские полки обступили. Дети бесовы кликом степь перегородили, а храбрые русичи преградили степь червлеными щитами.
Вопросы к первой части «Слова…»Какие лирические отступления использует автор в этом описании?Какой новый мотив появляется в строках?(Появляется новый мотив — мотив печали, закрепленный фразой - повтором (рефреном): «Никнет трава от жалости, а дерево от печали к земле приклонилось».)
Беседа по вопросам:О чём горюет автор? (Автор искренне горюет о пленении русских князей, дает характеристику тяжелым последствиям их необдуманного похода: Игорь и Всеволод «непокорством зло пробудили».)Автор осуждает политику русских князей, заботящихся только о собственном благе: «Затихла борьба князей с погаными, ибо сказал брат брату: „Это мое, и то мое же“.И стали князья про малое „это великое“ молвить и самисебе беды ковать, а поганые со всех сторон приходили спобедами на землю Русскую».
Какие мотивы появляются?Появляется новый мотив — мотив печали о погибших воинах, которых уже ничем не воскресить: «И Игорева храброго полка не воскресить!» Эта фраза станет еще одним рефреном, объединяющим две части.
Домашнее задание:Прочитать вторую часть «Слова...» (до плача Ярославны).Отметить во второй части строки-рефрены.Прочитать третью часть и «славу», выделить внутри нее три части, озаглавить каждый пункт.Подготовить выразительное чтение на древнерусском языке отрывка из первой части.Индивидуальное заданиеПодготовить исторические справки о князьях, к которымобращается автор «Слова...».