Презентация Как лепить скульптуру из глины
Как лепить скульптуру из глиныПреподаватель скульптуры МАУДО «Школа искусств» г. Сыктывкара Валужис Юлиус Вацлавович
Техника лепки из глины отличается от техники лепки из пластилина. Глина «даёт усадку» при высыхании, т.е. каждый отдельный кусочек сжимается к своему центру. Если ваша скульптура не является цельным куском, а составлена из частей, она будет «стоять на ногах», пока глина не высохнет, потом она рассыплется, как горох.
Глина сама диктует технику лепки. Теоретически всё понятно. Надо лепить слитно, монолитно. Но на практике возникают проблемы и непонимание. Причина непонимания в привычке.
Привычка катать что-нибудь в руках, делать «заготовочки», катать колбаски, шарики, вытягивать материал вырабатывалась у нас годами на занятиях лепки в детском саду. Задания были несложные: макароны, уточки, посуда, аппликации на плоскости. Эта технология работает в детском саду, так можно лепить из глины, солёного теста, пластилина.
Моя задача сейчас – объяснить, как самостоятельно или с преподавателем сделать первый шаг в искусстве скульптуры.
Я имею большой опыт работы с детьми. Моя аудитория дети от 7 -8 лет до 16-17 лет.У взрослых не получается сделать первое задание, как это ни странно. Отчасти потому, что им сложно уступить своим принципам и представлениям. Их работы не обладают той силой, какая есть в детских работах. Детские работы непосредственны, искренни и очень похожи на своих маленьких авторов.«Каждый лепит немного себя».Данная презентация будет полезна детям школьного возраста, преподавателям, работающим с детьми, а также родителям (для общего развития).
Итак, мы лепим тему «Гриб», наше произведение должно быть прочным, узнаваемым и интересным.За прочность отвечает правильная техника, узнаваемость зависит от работы над деталями, а интерес возникает если:1. Если вы сделали работу очень-, супер-, сверхаккуратно, и если деталей много. 2. Если вы изобразили движение, а это действительно сложно сделать.3. Если есть сюжет, т.е. вы сумели рассказать историю. Например: волк гонится за зайцем, Алиса разговаривает с Гусеницей, Дед Мороз танцует с Снеговиком…Но сегодня мы попробуем учиться работать над деталями, и нам надо быть очень аккуратными.
Подготовьте досочку.
Начинайте лепить подставку. Работайте только пальчиками. Отрывайте маленькие кусочки от глины и плотно их «приклеивайте» к доске. Должна получить «пухлая оладушка» - эта подставка называется плинт.
Это тот самый кусок глины, он должен находится на другой доске. Какая грязная ладонь! Потому что мы разминали глину. После этого мы должны помыть руки и, пока лепим , больше руки не пачкать. Ведь мы работаем только пальчиками.
Так выглядит подставка (плинт), размер с детскую ладонь, толщина 2-4 см.
В центре подставки плотно прилепляем кусочек глины. Эту стадию я называю «прыщик», он служит для прочной связи скульптуры и плинта (подставки).
Затем набираем столбик (будущая ножка). Точно так же, налепляя глину маленькими кусочками.
Шляпку набираем прямо на ножке. Мазками, постепенно, плотно. Давить не нужно, лепите толсто. Обратите внимание на глину: она должна быть влажной.
Кусочки надо подклеивать, а не давить, иначе шляпка получится тонкой, быстро высохнет и будет ломкой.
Не хватайте работу руками, не грейте её теплом своих рук. Работайте как пианист, как хирург, работайте пальцами.
Обратите внимание на края. Делайте всё гладко. На самом деле, я сторонник художественной лепки, красиво, когда работа сделана в живописной манере, слегка незаконченно, но это задание на детали, учитесь работать гладко.
Попробуем сделать листик. Если мы сделаем его в руках, то он «улетит», отвалится. Есть секрет: мы лепим не сам лист, а его край.
Конечно, очень маленькие детали мы лепим в руках, но не катаем в ладонях, а стараемся делать всё пальцами.Видите, теперь листик точно не «улетит».
Обработаем край инструментами (пластиковые стеки или ножичек с затупленным лезвием).
И снова «прыщик». Мы собираемся сделать улитку.
Без комментариев.
«Прыщик» нужен был, чтобы удобней было прикрепить будущую улитку к грибу. Улитка станет улиткой, когда мы слепим все детали, например рога улитки.
Не забудьте подписать работу. Через 20 часов работа высохнет и сама отделится от доски. Потом её можно обжечь и она станет оранжевой и устойчивой к воде. Обожжённые работы называются керамикой.
Так тоже бывает, если делать всё отдельно
Так бывает, если сильно давить на глину, и если автор сразу не набрал «рост» скульптуры. Ножки совсем не видно.
Типичные ошибки: тонкий плинт, неплотная укладка глины, масса шляпки слишком большая, но, скажу вам по секрету, если подставить под шляпку кусочек глины и дать высохнуть, то скульптура останется прямой.
Как показывает опыт, не у всех хорошо получается сделать работу. Мешают старые привычки, мешает гиперактивность или медлительность, иногда ребёнок просто ещё не вырос из детского сада, бывает, что детям скучно, ведь есть поинтереснее игрушки.Причин, почему не получается, много. Но когда работа получается, причина всегда одна – всё было сделано правильно, из правильной глины и правильным способом.Хорошая работа вдохновляет на творчество, открываются новые возможности.
Далее вы увидите слайды с пленэра, посвящённого Дню защиты детей. Надеюсь вы ощутите атмосферу детского творчества и увидите детали, о которых я не сказал. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!