Презентация Развитие психомоторики и сенсорных процессов
МБОУ «Лянторская СОШ № 6» « Коррекция психомоторики и сенсорных процессов у младших школьников с нарушением интеллекта» Учитель-дефектологБакрина Юлия ЮрьевнаЛянтор - 2014 «Относительно сложные виды психической деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья можно и необходимо развивать в процессе обучения»Л.С.Выготский Л.С. Выготский – «относительно сложные виды психической деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья можно и необходимо развивать в процессе обучения». Э. Сеген разработал методику обучения на основе стимуляции органов чувств. М. Монтессори разработала систему обучения и развития детей с проблемами в развитии, основанную на развитии сенсорики и моторики ребенка. С.Я. Рубенштейн, Ж.И. Шиф «дефектное развитие ощущений и восприятий у умственно отсталых детей оказывается ядерными симптомами умственной отсталости, которые затрудняют формирование о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления»». «Особенности познавательной деятельности у младших школьников с ОВЗ» - узость, нецеленаправленность, слабая активность восприятия;- длительность приема и переработки сенсорной и перцептивной информации;- недостатки зрительно-пространственного гнозиса;- несовершенство моторики;- недостатки внимания;- снижение познавательной активности;- неустойчивая работоспособность;- дефекты мышления: несовершенство анализа, синтеза, обобщения, тугоподвижность мышления;- низкий уровень организации мыслительной деятельности, снижение критичности мышления, слабость самоконтроля;- недостатки общего речевого развития;- эмоциональная неустойчивость Цель программы – дать ребенку правильное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе на основе создания условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Задачи: - обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, воображения;-формирование на основе активизации всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;- коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, величины, конструкции, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;- формирование пространственно-временных ориентировок;- развитие слухоголосовых координаций;- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;- исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;- формирование точности и целенаправленности движений и действий Методы и формы беседы, наблюдения, практические работы по обводке, раскрашиванию, штриховке, лепке. Работа с учебником, дидактические материалы,рабочие листы, дидактические и подвижные игры. Для проведения занятий необходима специально организованная предметно-пространственная развивающая среда Структура занятий Первая часть занятия состоит из комплекса упражнений для развития мелкой моторики и гимнастики для глаз. Основная часть занятия состоит из задания изобразительного характера: лепкой, рисованием, аппликацией и так далее. Здесь же проводятся игры и упражнения на развитие восприятия и ощущений. По времени эта часть занимает 15-20 минут. Последняя часть занятия – упражнения на релаксацию, сопровождающиеся расслабляющейся музыкой и позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию. На нее отводится 3 минут. Результативность занятий: Для развития тактильного восприятия использовали различные игры, упражнения для включения тактильного анализатора в усвоение форм, величины, букв, цифр, конструкторы, строительные кубики, мозаика, парные разрезные картинки , контурные, точечные, зашумленные картинки. Слуховое восприятие (звукоподражание) используем звучащие игрушки, детские музыкальные инструменты, речеслуховые упражнения. Применяю тактильные игры «Письмо на теле», «Волшебный мешочек». При формировании представлений о форме имеет значение не только зрительный анализатор, но и тактильный, поэтому применяем рисование, лепка, конструирование, аппликация, задания на классификацию и сравнение. При формировании представлений о величине уточняются такие понятия как: размер, длина, ширина, толщина, высота, глубина. Для развития тактильного восприятия чтобы лучше запомнить образ буквы, цифры подключаем тактильную чувствительность. Для развития ориентировки в пространстве Игровые задания на коррекцию и развитие умения рассуждать Пространственные и количественные представления. Результаты на начало учебного года. Имя учащегося Далеко - близко Вверху -внизу Впереди - сзади Слева - справа Между - около Много –мало - немного С.Т. - + + - - +_ В. М. - - - - - + А. Ш. + + _ _ _ + А. Б. _ _ + _ _ +_ А.А. _ _ _ +_ _ +_ Результаты на конец учебного года. Имя учащегося Далеко - близко Вверху -внизу Впереди - сзади Слева - справа Между - около Много –мало - немного С.Т. + + + _+ - + В. М. + + + - - + А. Ш. + + + +_ +_ + А. Б. + + + _+ _ +_ А.А. + + + + +_ + Понятие о величине и тяжести предметов. Результаты на начало учебного года Имя учащегося Большой - маленький Длинный - короткий Высокий - низкий Широкий - узкий Глубокий-мелкий С.Т. _ _ + _ _ В. М. + _ _ _ А. Ш. + + _ _ А. Б. + + + _ _ А.А. + _ + _ _ Результаты на конец учебного года Имя учащегося Большой - маленький Длинный - короткий Высокий - низкий Широкий - узкий Глубокий-мелкий С.Т. + + + _ _ В. М. + + + _ _ А. Ш. + + + + _ А. Б. + + + + _ А.А. + + + + _ Сформированность сенсорных эталонов 0- низкий0,5 ниже среднего1- средний1,5- выше среднего2 - высокий «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребенок». В.А. Сумомлинский Спасибо за внимание! Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!