Презентация Рефлексивно-деятельностный подход, как средство формирования исследовательской деятельности при изучении физики


«Рефлексивно-деятельностный подход, как средство формирования исследовательской деятельности при изучении физики» Мастер-класс учителя физики Петровой Ирины Витальевны Главная задача каждого учителя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к исследовательской деятельности. Одним вариантом исследовательской деятельности учащихся можно считать постановку практической задачи в самом начале изучения новой темы. Этот вариант сводится к постановке и решению проблемы и требует особо тщательной проработки. Опыт № 1 «Загадочный стул». Цель опыта: показать значение центра тяжести для поддержания равновесия.Материалы: стул, человек Вывод: предмет не опрокидывается, когда отвесная линия, проведенная из центра тяжести, проходит в пределах его основания. Опыт «Загадочный стул» ориентирует учащихся не только на усвоение отдельных понятий о центре тяжести, о равновесии тел, но и на способы этого усвоения, на исследовательскую деятельность, на развитие творческого потенциала ученика.Оказывается очень часто в строительстве, в оборонной промышленности встречаются конструкции со смещённым центром тяжести. Опыт № 2 «Парящие вилки». Цель опыта: показать значение центра тяжести для поддержания равновесия.Материалы: две вилки, спичка, пустой стакан Вывод: центр масс геометрически не принадлежит телу, поэтому его положение равновесия кажется немного странным. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу «Парящие вилки», а над её, казалось бы, простым решением нужно подумать. Вовлекая каждого ученика в исследовательскую деятельность, я заставляю его задумываться над вопросом «Почему вилки парят в воздухе?», «Как связать это явление с центром тяжести?», развивая у него навыки аналитической и рефлексивной деятельности. Опыт № 3 «4 стула». Цель опыта: определить условие равновесия тела.Материалы: 4 стула, 4 участника. Вывод: тело находится в равновесии, если равнодействующая всех сил, приложенных к телу равна нулю. Несомненными преимуществами использования исследовательской работы являются высокая степень активности и самостоятельность учащихся при выполнении эксперимента, выработка умений работы физическими приборами и навыков обработки результатов наблюдений и измерений, возможность проведения эксперимента или наблюдения по индивидуальному плану и в темпе, определяемом самими учащимися. Опыт № 4 «Вулкан». Цель опыта: исследование условия плавания жидкостей.Материалы: прозрачный стакан, вода, масло, пипетка, пищевой краситель, аспирин. Вывод: жидкости, имеющие большую плотность, будут стремиться занять нижнее положение, а жидкости с меньшей плотностью всплывут на поверхность. Образуется подобие лавы, благодаря различной плотности жидкостей. Многократная работа на результат улучшает как вычислительные навыки, так и экспериментальные умения, способность принимать решения и проводить рефлексию. Опыт № 5 «Сухим из воды». Цель опыта: изучить действие атмосферного давления.Материалы: : тарелка с водой, монетка, пробка от бутылки, лист бумаги или газеты, спички и стеклянная банка. Вывод: Как известно при нагревании любые тела (в том числе и воздух) расширяются. В нашем опыте, когда мы накрываем горящую бумагу банкой, то под банкой образуется горячий воздух, часть его выходит из банки наружу и как следствие давление внутри банки понижается (воздух становится более разреженным). Снаружи банки давление не менялось (оно равно атмосферному давлению). Раз внутри банки оказалось давление меньше, чем снаружи, то воду в тарелке начинает засасывать в банку до тех пор, пока давление снаружи и внутри не уравняется. В результате вся вода оказывается внутри банки и мы легко можем достать монету не замочив руки . Рефлексивно-деятельностный подход на уроках физики не только формирует ту систему физических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом формирует навыки исследовательской деятельности. «Физика – это волшебство, волшебство – это физика, а вместе – магия».