Презентация по русскому языку для родителей и учащихся Учимся писать изложение (3 класс)
РАЗВИТИЕ РЕЧИ3 КЛАССУчимся ПИСАТЬ ИЗЛОЖЕНИЕ
Как научить детей писать изложениеНаучить детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной – это сложная задача, требующая комплексного подхода. Один из важнейших её компонентов – написание изложения. Передавая своими словами небольшие рассказы и отрывки художественной прозы, ребёнок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, учится правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли. Яркая, образная, логическая, отвечающая всем языковым нормам речь – это основной показатель интеллектуального уровня ребёнка. Кроме того, работа над изложениями помогает научиться хорошо писать сочинения.
Что такое изложение ?Изложение — это работа по восприятию, осмыслению, передаче содержания текста, а также его художественно-стилистических особенностей. По характеру текстового материала выделяется несколько типов изложений: повествовательное (с сюжетным содержанием); описательное (или с элементами описания); изложение-рассуждение (или с элементами рассуждения).Обычно в текстах наблюдается сочетание нескольких типов. Так, в повествовательный текст нередко включаются элементы описания, в описательных текстах зачастую присутствует рассуждение, а в изложениях-рассуждениях бывает порой и описание, и повествование. Очень важно уметь выделить из текста тот или иной вид изложения, так как каждому из них присущи свои особенности.
Повествовательное или сюжетное изложение - наиболее простой вид работы. В нем может идти речь о происходящих событиях, о жизни людей (или городов, стран и т. п.), о характере какого-либо рода деятельности и т. д. Повествование бывает обычно художественное, но возможно и чисто информативное. Главным в повествовательном изложении являются сведения о сменяющих друг друга событиях.
ОПИСАТЕЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ - более сложный (если не самый сложный) вид работы. В описательных изложениях всегда предстает статичная картина, передающая подробное изображение предмета (явления, состояния, внешнего портрета человека и т. п.) и его признаков.При написании такого вида изложения важно не упустить из виду каждый предмет, каждую мелочь, составляющие общую картину.
ИЗЛОЖЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ помогает развитию логического мышления, приучает их к развертыванию аргументации, обоснованию своих положений, а также к точным формулировкам выдвинутых в работе тезисов, четко определяющих цель высказывания.
ПРИ РАБОТЕ НАД ИЗЛОЖЕНИЯМИ РЕШАЕТСЯ ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ ЗАДАЧА – УМЕНИЕ ПЕРЕВОДИТЬ УСТНУЮ РЕЧЬ В ПИСЬМЕННУЮ. ДЛЯ ЭТОГО ПОДБИРАЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ОБУЧАЮЩИЕ РЕБЁНКА ВЫДЕЛЯТЬ ЭЛЕМЕНТЫ, ДОПУСТИМЫЕ ЛИШЬ В УСТНОЙ РЕЧИ, И НАХОДИТЬ ИМ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ЗАМЕНУ В РЕЧИ ПИСЬМЕННОЙ.Правильно построй предложения.Почтальон разносит газеты и журналы к жильцам дома.Корабль пришёл с дальнего плавания.Отредактируй предложения и убери ненужные слова.У Мити у него было несколько ошибок в диктанте.Небо его затянуло тучами.
ПЕРЕДАВАЯ УСЛЫШАННЫЙ ТЕКСТ СВОИМИ СЛОВАМИ, РЕБЁНОК МОЖЕТ ПОМНИТЬ СМЫСЛ СКАЗАННОГО, НО ЗАБЫТЬ КАКИЕ-ТО КОНКРЕТНЫЕ СЛОВА, ПОЭТОМУ БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ ПОДБОРУ СИНОНИМОВ И АНТОНИМОВ.Замени повторяющиеся и однокоренные слова синонимами.В хороший осенний денёк хорошо пройтись по лесу. В лесу весело поют птицы. Птицы недавно прилетели с юга. Уже появились первые цветы. Цветы виднеются среди травы.
ТАК ЖЕ РАБОТАЕМ НАД УПРАЖНЕНИЯМИ, ГДЕ УЧИМСЯ НАХОДИТЬ И ИСПРАВЛЯТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ И СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ. Замени неправильное слово правильным.Пётр Иванович работал на корабле. Он был кораблиным врачом.Мы собирали в лесу землянику, костянику и кислику.
ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНА ЛОГИЧЕСКАЯ СВЯЗНОСТЬ ТЕКСТА, В СВЯЗИ С ЭТИМ ПОДБИРАЕМ ЦЕЛЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ПОМОГАЮЩИХ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЛОГИЧЕСКИХ ОШИБОК РАЗНОГО ТИПА.Перестрой предложения или разбей одно предложение на несколько так, чтобы между ними появилась логическая связь.Ребята вернулись из леса с корзиной грибов, а на Волге много рыбы.В сарае хранятся лопаты и грабли, а на лужайке растут одуванчики.Построй предложения так, чтобы было понятно, к какому слову относится местоимение. Замени, где нужно, множественное число единственным и наоборот.В коридоре Оксана встретила Мишу и Колю. На нём был пёстрый свитер.Футболисты «Спартака» сегодня играли отлично. Она выиграла.
РАБОТА НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ.Постановка цели. Грамотное начало – половина успеха и перед началом необходимо обязательно заинтересовать детей. Помните, что работать (а для ученика учёба- это серьёзная работа) способны не все дети.2. Чтение текста.Перед чтением обязательно предупреждаем детей, что после прочтения будут вопросы по тексту.3. Беседа. Вопросы по тексту.Обязательно хвалить детей за наиболее полные и яркие ответы, т.е. поощрять творческое отношение к работе.4. Чтение текста учениками.
5. Составление заголовка. (Не только тема, но и главная мысль)6. Деление текста на абзацы. Составление плана (главная мысли каждого абзаца).Текст делится на смысловые части. Каждая часть озаглавливается. Записывается план (причём пункты плана могут быть разные). Главное, чтобы заголовок абзаца отражал его главную мысль.7. Орфографическая подготовка (опорные слова, трудные слова, обороты речи).8. Лексическая подготовка (подбор синонимов, антонимов, перифраз, а так же нахождение точного значения слова).9. Устный рассказ.10. Повторное чтение текста.11. Написание текста.12. Самопроверка.
В конце августа мы с родителями поехали на Чёрное море. Мы отдыхали на южном берегу полуострова Крым. Я много купался и загорал. Папа научил меня хорошо плавать. Мы с ним ныряли и разглядывали морское дно. А ещё мы с папой и мамой ходили в горы. Горы здесь невысокие. Мы даже сумели взобраться на вершину одной горы. После двух недель отдыха мы вернулись в родной город загорелые и отдохнувшие. Но я долго буду вспоминать о чудесном времени на морском берегу.
ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.1.Как ещё можно озаглавить этот рассказ?2.Где отдыхал мальчик с родителями?3.Чему папа научил его?4.Почему мальчик с папой и мамой сумели взобраться на вершину горы?5.О чём будет долго вспоминать мальчик?
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКАПодбери проверочные слова. Вставь буквы. к..нце - _____________________ с р..дителями - _______________ на в..ршину - ________________ р..дной - ____________________ о чуде..ном - ________________ на м..рском- _________________ б..р..гу - ____________________Объясни написание приставок. П..ехали, ..тдыхали, н..учил, вз..браться.Выпиши имена собственные._______________________________Прочитай трудные слова по слогам. Обрати внимание на них, когда будешь писать изложение. Полуострова, загорал, невысокие, разглядывали.
Лексическая подготовкаПодбери синонимы.Чудесный - ________________Хорошо - ______________________Взобраться - _______________Подбери антонимыВершина (горы) - _______________Вспоминать - __________________Объясни значение слова.Вершина ____________________________________Перифраз. Скажи по-другому.После двух недель отдыха мы вернулись в родной город. Но я долго буду вспоминать о чудесном времени на морском берегу.___________________________________________
Творческое задание В этом тексте пропущен абзац, который содержит описание морского дна. Когда будешь писать изложение, постарайся дать это описание.
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ В СОДЕРЖАНИИ И ПОСТРОЕНИЕ ИЗЛОЖЕНИЯПропуск главных частей и важных фактов.Неточная передача фактов и событий.Нарушение логической последовательности.Возвращение без надобности к одному и тому же факту.Отсутствие связи между фактами и событиями.Речевые ошибки.Неправильное определение границ предложения в тексте.Нарушение порядка слов в предложении.Повторение одного и того же слова, не вызванное необходимостью.Пропуск главных и второстепенных членов предложения.Неправильное согласование и управление слов.Неправильное или неточное употребление слова, а так же неоправданное повторение слов и необоснованное употребление в одном предложении двух синонимов.
Памятка для ученикаВнимательно послушай рассказ, который тебе прочитают. После прочтения будь готов ответить на вопросы по тексту.Напиши варианты заголовка.Составь план.Сделай пересказ по плану сам. Послушай одноклассников.Напиши изложение.Проверь, ясно ли передал мысль, нет ли повторов одинаковых слов, все ли слова употреблены удачно. Не забудь про грамотность. Проверь знаки препинания.
Спасибо за внимание!