Презентация. Логопедия. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Приглашаем покривляться — с язычком поупражняться


Подготовила: учитель-логопед ЧДОУ «Детский сад №104 ОАО«РЖД»» НИКОНЮК СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА«Приглашаем покривляться – с язычком поупражняться»АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Упражнения на подвижность мышц языка лягушкаЗубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. Подражаем мы лягушкам:Тянем губы прямо к ушкам. СЛОНЗубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у. Буду подражать слону!Губы хоботом тяну. ЛЯГУШКА - СЛОНЧередование упражнений «лягушка – слон» 5-6 раз Упражнения на подвижность языка ЧАСИКИУлыбнуться, открыть рот. Тянуться попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.Тик-так, тик-так.Язычок качался в такт,Словно маятник часовТы в часы играть готов? ЧИСТИМ ЗУБКИРот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.  Зубки надо чистить дважды – каждое утро и вечер каждый! ИНДЮК Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась. Я индюк «балды-далба».Разбегайтесь кто куда. КАЧЕЛИ Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. Сели дети на качелиИ взлетели выше ели.Даже солнышка коснулись,А потом назад вернулись. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕРот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх —она должна быть неподвижной. Блины мы ели с наслажденьем – Перепачкались вареньем.Чтоб варенье с губ убратьРотик нужно облизать. Упражнения на умение напрягать и расслаблять мышцы языка ЗМЕЯПодражаем мы змее,С ней мы будем наравне:Высунем язык иначе –Ровный, острый и подальше.Улыбнуться, откоыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза БЛИНЧИКИ Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.  Распластали язычок получился блинок Блинчик улыбается, в гости собирается. ЗМЕЙКА-КАМЕНЬЧередование упражнений «ЗМЕЙКА» - «КАМЕНЬ» 5-6 раз ЧАШКАРот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка спущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна. Вкусных мы блинов поели,Выпить чаю захотели.Язычок мы к носу тянем,Чашку с чаем представляем ЧАШКА - БЛЮДЦЕЧередование упражнений «ЧАШКА» - «БЛИНЧИК» 5-6 раз Упражнения расслабляющие мышцы языка ТЕСТОУлыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5—10. Затем тоже зубами, произнося та-та-та. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Тесто мнем, мнем, мнем,Тесто жмем, жмем, жмем,Пироги мы испечем,И блины мы испечем. С волосами я дружу, Их в порядок привожу. Благодарна мне прическа,А зовут меня … (расчёска)Улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперед-назад, как бы «причёсывая» его Упражнения на подъём языка и укрепление мышц языка(силовые) ПАРУС Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счет до восьми, потом до десяти.Лодочка под парусом По реке плывет, На прогулку лодочка Малышей везет. КОШЕЧКА Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны. Выгляни в окошечко –Там увидишь кошечку.Кошка спинку выгнула,Зашипела, прыгнула… МАЛЯРКрасить потолок пора,Пригласили маляра.Но не с кистью и ведромНаш маляр приходит в дом. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.  ЛОШАДКА Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка не подворачивался внутрь. Скачет по полю лошадка,Темная, как шоколадка.Не сиди на ней молчком,Громко щёлкай язычком! ГРИБОК Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. По дорожке шли –Боровик нашли.Боровик боровойВ мох укрылся с головой. ГАРМОШКАРот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опускал языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал. Ну-ка, рот пошире, крошка,Поиграем на гармошке!Язычок не отпускаем, Только ротик открываем! ДЯТЕЛ - 1Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д.Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Дятел на стволе сидит,Клювом по нему стучит.Стук да стук, стук да стук –Раздается громкий звук. ДЯТЕЛ - 2Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо т -дынь. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесении т -дынь — перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться.  Тук-тук, тук-тук!Это что в лесу за звук?Дятел долбит по стволу:-В гости я жука зову. ЗАВЕДИ МОТОРРот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо дын-дын. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесении дын — перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Ну, давай поможем зайка:Заведем скорей мотор.По серый зайка –«Дын-дын-дын» - летит вперёд,И успеет на лужайкеПрополоть он огород. СПАсибо за внимание! Источники:В данной презентации использованы стихи:М. Синициной, Н. Тигенко, О. Петрова, Л. ЛикбезовойА также картинки и фото с Яндекс Картинки.