Презентация по физике Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука. (9 класс)
Звуковые волны.Распространение звука. Скорость звука. Чиркова Наталья Александровна, учитель физики МБОУ СОШ №79, Воронеж
Цель: 1) изучение происхождения, свойств и значения звука; 2) особенностей его распространения в различных средах; 3) восприятия звуков человеком;
Приведите примеры колебательных движений.Что является основным признаком колебательного движения?Что такое период колебаний? Частота колебаний? Амплитуда колебаний?Записать формулы физических величин и указать их единицы измерения.Что такое волна?Что является источником волны?Что такое упругая волна? Как распространяются волны в упругих средах?В каких средах распространяются упругие волны?
ВСЕ ЗВУЧАЩЕЕ — ДРОЖИТ!!! ВСЕ ДРОЖАЩЕЕ — ЗВУЧИТ!!! Какое выражение верно?
ppt_xxshearppt_x
Источники звука — физические тела, которые колеблются (дрожат, вибрируют) r
Вибрирующее тело может быть - твердым (струна, земная кора) - жидким (капля, океанская волна) - газообразным (струя воздуха в свистке, смерч). r
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
Звуковые волны – это упругие волны, способные вызывать слуховые ощущения r
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
У детей в возрасте от 2 до 3 лет предел слышимости доходит до 22 000 Гц У стариков он понижается до 10 000 Гц (барабанная перепонка теряет упругость)
Ухо – орган слуха человека Звук улавливается ушной раковиной, вызывает вибрацию барабанной перепонки и затем через систему звуковых косточек передаётся воспринимающим клеткам.
style.rotationppt_wppt_y
Людвиг ван Бетховен (1770-1827) - немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх «венских классиков»
Проблема Зачем человеку два уха? Наличие у человека парного слухового органа даёт возможность устанавливать направление, в котором находится источник звука.
ppt_xxshearppt_x
ОПЫТЫКак распространяется звук? Необходима ли среда для передачи звука?
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
Роберт Бойль в 1660 г. Проверил передается ли звук в вакууме на опыте . Он поместил будильник в стеклянный сосуд, а затем откачал воздух.
ppt_xxshearppt_x
Вывод: Для распространения звука нужна среда
Скорость звука Скорость звука в воздухе впервые была измерена в 1636 году французом М. Мерсенном.
ppt_xxshearppt_x
Вывод - Скорость звука зависит от вещества и его температуры. - C увеличением температуры она возрастает, а с уменьшением - убывает. - С увеличением плотности среды, скорость звука увеличивается.
Задача Скорость звука в воде впервые была измерена в 1826 году на Женевском озере в Швейцарии Колладоном и Штурмом. На одной лодке поджигали порох и одновременно ударяли в колокол, опущенный в воду. Звук этого колокола с помощью специального рупора, так же опущенного в воду, улавливался на другой лодке, которая находилась на расстоянии 14 км от первой. Чему равна скорость звука в воде, если сигнал улавливался через 9,8с после вспышки пороха? Ответ: 1428м/с
Проблема Существует ли физический смысл в выражении: «Тише! Всю рыбу распугаешь!» ?
ppt_xxshearppt_x
ppt_yppt_yppt_y
Задача Вы услышали гром через 15 с после вспышки молнии. Как далеко от вас произошел разряд?
Основные свойства звука 1.Звук это продольная волна. 2.Распространяется звук в упругих средах (воздух, вода, различные металлы) 3.Звук имеет конечную скорость.
ppt_wr
Источник акустического воздействия Уровень звука, бДРеакция организма на длительное воздействиеШум листвы, шепот 10-12успокаиваетСредней силы звуки в квартире, классе 30-40Гигиеническая нормателевизор 70Чувство раздражения, утомляемость, головная больпоезд 80Реактивный самолет, летящий на высоте 300 м. 95Ослабление слуха, агрессивность, неврозСила звука в плеере 114Звуковое «Опьянение», нарушение сна ,психики, длительное воздействие ведет к глухотеОтбойный молоток, шум работающего трактора 120Реактивный двигатель при взлете на расстоянии 25м 150Боль, Звуковое «Опьянение», нарушение сна ,психики, длительное воздействие ведет к глухоте
Проблема Выделите позитивные и негативные стороны музыкального произведения стиля: «транс», «металл», «техно», «панк». Гармонична ли эта музыка?
ppt_xxshearppt_x
Высота голоса у человека зависит от длины и натяжения голосовых связок. У мужчин длина голосовых связок 18 – 25 мм, у женщин – 15 – 20мм. Женский голос сопрано имеет диапазон длин волн 137 – 34 см, а мужской голос баритон – 342 – 86 см.
Эхо Звук, отражённый от препятствия и возвратившийся к своему источнику, называется эхо.
ppt_xxshearppt_x
Задача Эхо в районе горного озера Лох-Лайн (Ирландия) откликается на один звук до ста раз. Как бы вы это объяснили?
Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего?Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?Где пригодятся знания, полученные сегодня на уроке?
Домашняя работа А. §37-39,(упр.31). Б. Как бы вы измерили скорость звука в воде? В железе? В стекле? В земной коре? В. Лабораторная работа «Спичечный телефон» 1. Изготовьте спичечный телефон из двух спичечных коробок и ниток. 2.Испытайте, на каких расстояниях возможна связь. 3.Что может помешать разговору? Найдите причины и постарайтесь их устранить. 4. Где может пригодиться спичечный телефон?
ppt_xxshearppt_x
ЛитератураА. В. Перышкин, Е. М. Гутник Физика 9 класс Дрофа 2003г.С. В. Громов, Н. А. Родина Физика 8 класс М. Просвещение 2001г.Н.К. Мартынова, Физика,7-9, Книга для учителя, 2003г.А. В. Аганов, Р.К. Сафиуллин, А. И. Скворцов, Д.А. Таюрский Физика вокруг нас. Качественные задачи по физике. М. Дом педагогики 1998 г.С. А. Чандаева Физика и человек.М. АО Аспект Пресс 1994 г.А.Л Камин Физика 7 класс –развивающее обучение, «Феникс», 2003.Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: Пособие для учителей / В.А.Буров, Б.С.Зворыкин, А.П.Кузьмин и др.; Под ред. А.А.Покровского. – 3-е изд., перераб. Ч. 2. Колебания и волны. Оптика. Физика атома. – М.: Просвещение, 1979.Енохович А.С. Справочник по физике и технике: Учеб. пособие для учащихся. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1989.http://school-collection.edu.ru/http://school149.avers-telecom.ru/dlrstore/669bc7a3-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_10.swfЯ.И.Перельман, Занимательная физика, Москва, 1994.Эликтив 9, Физика. Химия. Биология. Для организации предпрофилоной подготовки учащихся в 9 классе. Кн.1\Дендебер С.В., Зуева Л.В., Внанникова Т.В и др., 5 за знания, Москва, 2006.