Конспект урока по литературному чтению УМК «Начальная школа XXI век» Э. Ю. Шим «Храбрый опёнок»
Конспект урока по литературному чтению УМК «Начальная школа XXI век»автор: Ефросинина Л.А.Эдуард Юрьевич Шим«Храбрый опёнок»Составитель учитель начальных классов: Викулина О.Н.г. Москва
Цели урока: Образовательные: Познакомить учащихся с новым произведением, его содержанием, организовать их деятельность по восприятию и осмыслению нового произведения. Развивающие: Развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, развивать умение анализировать, обобщать; содействовать формированию навыков чтения: беглости, правильности, сознательности и выразительности. Воспитывающие: Воспитание нравственности через анализ художественного произведения, его содержание, говорить о любви к природе, животным, окружающей среде. Воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, работе в паре, группе.
Ход урока.Подготовка и первичное чтение.Эдуард Юрьевич Шим (настоящая фамилия — Шмидт) (1930—2006) — русский писатель.Э. Ю. Шим родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Во время войны эвакуирован, вырос в детском доме. С 16 лет Шим работал, переменив множество занятий. «…Мастер на все руки — столяр и садовод, токарь и шофер». По возвращении в Ленинград учился в художественно-архитектурном училище, с 1950 работал в конструкторском бюро. Эдуард Шим писал для детей, о природе — но мог успешно и увлекательно рассказывать, например, и о столярном ремесле («Деревянная книга»).
Подготовка и первичное чтение. Дети, сегодня мы с вами прочитаем ещё один из рассказов Эдуарда Шима, который называется «Храбрый опёнок». Мы уже с вами читали некоторые его рассказы. Кто может вспомнить, какие?(«Белка и ворон», «Лесные разговоры», «Муравейник», Лягушонок и ящерка» и др., подготовлена выставка книг Э.Шима) Учитель начинает читать текст.
Подготовка и первичное чтение.Словарная работа Ребята, перед тем как начать читать этот рассказ, давайте разберёмся в значении новых слов:Прыткий – подвижный, резвыйБоровики- белые грибыАвось – может бытьВетер – сиверко – северный ветерКартузик – небольшая фуражка, с лакированным козырьком Неказистый – некрасивый, непривлекательныйКузовок – корзинка кафтан – длинный пиджакЩупленький- худой, маленький
Совершенствование артикуляционного аппарата учащихсяБудем внимательны при чтении этих словУ-ро-ди-лось не-пок-ры –ту-юКо-рич-не-во-го вы-гля-ды=ва-етЗа-гля-день-е об-ра-до-ва-лисьПо-до-си-но-ви-ки Вид-не-ет-ся Кле-ён-ча-ты-е Над-ви-ну-лись0ль-хо-вы-ми Пе-ре-ле-сокСа-ра-фан-чи-ки Пят-ныш-ка-миПо-ва-лен-ной Не-приб-ран-ный Словарная работа и переход к чтению
Словарная работа и переход к первичному чтениюСту-дё-на-я роса- холодная, леденящая росаБе-ло-бры-сы-е кудельки- светлые кудряшки Снеж-на-я крупа- твёрдые атмосферные осадки в виде непрозрачных белых матовых крупинок
Ход урока.Анализ.О чем мы с вами только что прочитали?(об осени и грибах) Кто герои этого рассказа?( грибы и грибники)С какими названиями грибов мы познакомились?(боровики, подосиновики, маслята, сыроежки,Опёнок)Как автор называет грибы?(деды - боровики, отцы – подосиновики, братцы-маслята, сестрицы- сыроежки, неказистый- Опёнок )В какое время года происходят события в рассказе?(осень)Кто ходил по лесу? (грибники)Почему они сначала не замечали Опёнка?(Попробуйте пересказать этот рассказ)
АнализНайдите описания грибовЧем грибы похожи и чем различаются?Как автор описывает осенний лес? (найди описание в тексте и прочитай)Вспомните, что такое кузовок? (расскажи)Найдите в тексте описание данной иллюстрации.Расскажите, как герои рассказа относятся к храброму Опёнку?Почему грибники поклонились Опёнку?Попробуй сочинить свой рассказ об осеннем лесе.
Ход урока.Синтетический вид работы.Подбери описание к каждому грибу. Кафтаны белые, на головах шляпы богатые: снизу зеленый бархат, сверху коричневыйМохнатые серые курточки, на головах красные шляпки.В жёлтых рубашках, на головах картузики клеёнчатые.В льняном сарафанчике, голова цветным платочком повязанаБез кафтана, без рубашки, без картуза, стоит босикомОпёнокСестрицы – сыроежкиБратцы – маслятаДеды – боровикиОтцы - подосиновики
Синтетические виды работДети, о чём и о ком мы только что прочитали? Назовите героев рассказа.Описание каких грибов вам понравилось?Правильно ли делали другие грибы, когда смеялись над Опёнком? Объясни свой ответ.Дайте характеристику героям.Зачем написан этот рассказ?Давайте прочитаем этот рассказ по ролям.Задание на дом.Нарисуйте иллюстрацию к этому рассказу.
Итог урока«Кто переведет нам язык зверей и птиц на человеческий язык? Вот таким 'переводчиком'… и стал писатель Эдуард Шим… Он пишет книги, которые… учат одной из главных человеческих радостей — неиссякаемой радости узнавания».