Урок литературы. Нравственные проблемы в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина Господа Головлёвы


Нравственные проблемы в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»
Словарь урокаТрагизм – трагический элемент в художественном произведенииТрагедия - потрясающее событие, тяжкое переживание, несчастье.


Словарь урокаСовесть – нравственная ответственность человека за свои поступки перед Богом и людьми. ( Словарь Ожегова)–внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, пробуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла.(Словарь В.И.Даля)

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин


«(В этом романе) открывается новая сторона его таланта: именно умение выставлять не только одну смешную пошлую сторону жизни, но и обнаруживать в этой пошлой стороне потрясающий трагизм».А.М.Скабичевский
На чём акцентируют наше внимание название глав романа?М.Е. С.-Щедрин:«На принципе семейственности написаны мной «Головлёвы»
Проблема русской семьи в русской литературе 19 века




«Из всех несчастий, которые падают на долю человека, нет глубже, нет страшнее горя семейного, домашнего. Оно не бросается в глаза, не выставляет напоказ своих ран и потому всегда остается незамеченным»
Какие же несчастья происходят в семье Головлёвых? Почему распадается семья? Что разрушает семейные отношения? Какая атмосфера царит в этом доме?

Вывод: Дом Головлёвых – склеп, гроб, царит умертвляющий душу холод.
Арина Петровна Головлёва

{5DA37D80-6434-44D0-A028-1B22A696006F}Отношения мужа и женыПолное и презрительное отношение к мужу.Искренняя ненависть к жене.Отношение к детямДети – лишняя обуза.Обращение к детям: мерзавец, балбес, ненавистник, изверги…



Вывод: В доме нет уважения, взаимопонимания, доброты между мужем и женой, между детьми и родителями.Нет материнской любви, ласки; жестокость, равнодушие (из экономии держала детей впроголодь, постоянно твердила Степану: « Убить тебя надо! Убью и не отвечу!»)

Почему она такой стала? Чем можно объяснить характер Арины Петровны? Ради чего копит и приобретает? Накопительство – цель и смысл жизни, это пошлость пошлого человека, который не знает в них никаких других ценностей. Поэтому она похожа на Плюшкина.



Можно ли Арину Петровну назвать трагической личностью? Каковы жизненные итоги Арины Петровны? В чем её трагедия? Трагедия Арины Петровны в том, что главным в жизни она считала материальное благополучие, считала, что оно скрепляет семью, а именно это и разрушило семейные связи. В конце жизни она осознает бессмысленность своего существования.




МатьПроцесс распада семьиФанатизм приобретательства.БездуховностьОтсутствие совестиДетиКульт денег,Стремление разбогатеть любым путём.Конкуренция.Вражда, недоверие.Вырождение личности.Пьянство, преступлениеБЕССОВЕСТНЫЙМИР










Какую вторую проблему ставит Салтыков-Щедрин в романе?Проблема совести.1. Несет ли человек ответственность за свою судьбу?2. Что происходит с человеком, который живёт не по совести?


«Тяжело жить современному человеку и даже несколько стыдно. Впрочем, стыдно еще немногим, а большинство людей просто без стыда живет. Пробуждение стыда есть самая в настоящее время благодарная тема для литературной разработки, и я стараюсь, по возможности, трогать её» ДетиАрины ПетровныГоловлевой

{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Какими же они выросли?1. Не умеют трудиться.2. Бессмысленная мечтательность.3. Не состоялись как личности, не принесли пользы.4. К концу жизни спились.


Степан Головлёв
{5DA37D80-6434-44D0-A028-1B22A696006F}Детство Живой, талантливый, не похож на других, умеет хорошо разбираться в людях; мягкий, легко забывает обиды. Паясничание, шутовство – форма защитыУсловия жизни Постоянные принижения и жестокость (будь как все) выработали характер рабский, повадливый (шутовской), склонный к дурным привычкам, не знающий меры в проказах.Взрослая жизньНе было ни малейшего позыва к труду;Талантливость выражалась в шутовстве, пустяках;Страдал потребностью общества, не мог оставаться наедине с собой, т.е. внутри пустота.






Вывод :Мелочность интересов, потребительское отношение к жизни, жажда наслаждений, легкомысленность, счастье для него – богатство.

В чём трагедия героя?Кто виноват в его жизненном крахе?Обстановка в семье.Уклад жизни.Сам.



Павел Головлёв.Еще одна трагедия человеческой личности, растратившей жизнь на бессмысленные фантазии и ненависть. И ненависть эта была вызвана всё той же причиной: соперничество из-за богатства, из-за того, что Иудушке достался лучший кусок. Итог жизни: одинок, обозлен, спился..

ВЫВОД: Салтыков –Щедрин рассказал об истории жизни Степана и Павла для того, чтобы читатель не только увидел последствия материально-денежных отношений в семье, но и понял, что бессовестное существование, т.е. когда человек не отвечает за свою жизнь, за свои поступки, за себя, ведет к распаду личности.
Порфирий Головлёв(Иудушка)
1. Как воспринимают его родственники?2. Почему он сам к близким так относится?
{BC89EF96-8CEA-46FF-86C4-4CE0E7609802}ХарактерЛгун, пакостник, лицемер, ханжа, прелюбодей, хищник, чревоугодник, пустослов.Речь Уменьшительно-ласкательные суффиксы, витиеватость, напыщенность, сюсюкающие интонации и слова (фяка, бяка) – словоблудие, елейность, приторность, слащавость, что свидетельствует о неискренности


Какой из пороков самый страшный?Для Салтыкова-Щедрина – это пустословие. Говорит о семье, о милосердии, добродетелях, а за этим ни чувств, ни веры, ни поступков – он как бы уничтожает и сами эти понятия, дискредитирует их.

Л.Н.Толстой: «Берегись такого слова, которое убивает людей».Библия: « От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб»

Какую роль играют библейские мотивы в раскрытии образа Иудушки? Иудушка, т.е. домашний пакостник и предатель, подчеркивается его мелочность, низменность. Отсутствие всякого нравственного мерила и бессознательность существования – всё это приводит к нравственному разложению, к деградации..



М.Е.Салтыков-Щедрин верен своим художественным принципам и в этом романе доводит изображение состояния Иудушки до гротескных форм:А) Сначала порывает связи с внешним миром, опускается внешне (засаленный халат, заросший, дичает).Б) Пустословие заменяется «запоем праздномыслия»В) Живых людей Иудушке заменяют призраки. Зачем Салтыков-Щедрин населил дом Иудушки призраками?




«Он не удавится никогда. Он может видоизмениться во что хотите, то есть делается всё хуже и хуже…, но внутренне восстать нет, нет и нет!... Ведь нанести себе удар ножом, пустить пулю в лоб – это значит всё-таки сознать какой-нибудь ужас своего положения, безотрадность падения, нет, в такой натуре – ни силы на это не хватит, ни материалу этого вовсе не!»(Гончаров) «Салтыков -Щедрин верил в человека, верил в то, что в основе нашей жизни и нашей природы лежат всемогущие нравственные силы, совершенно устранить которые из своего бытия не в состоянии».(Соловьёв) Салтыков-Щедрин уверен, что в каждом человек, даже в самом плохом, есть совесть, и рано или поздно она начинает мучить человека. И нет ничего страшнее, чем мучения «одичалой» совести, когда исправить уже ничего нельзя, когда осознание виновности за порочно прожитую жизнь приходит слишком поздно.


Владыко дней моих. Дух праздности унылойЛюбоначалия, змеей сокрыто сей,И празднословия не дай душе моей.Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешения,Да, брат мой от меня не примет осужденья,И дух смирения, терпения, любвиИ целомудрия мне в сердце оживи..
Задания:1. Уроки семьи Головлёвых.Уроки Иудушки- кровопивушки.

Вопросы:1. Можно ли считать Арина Петровна абсолютно бесчувственной?2. Счастливая ли Арина Петровна?3. Зачем Салтыков-Щедрин поселил в дом Головлёвых призраков?4. Почему рухнула «семейная твердыня», воздвигнутая неутомимыми руками Арины Петровны?5. Для чего Салтыков -Щедрин рассказал о нравственности и физическом разложении Порфирия Владимировича?6. Изменилась ли Арины Петровны к старости? Есть ли у неё сходство с Кабановой?7. Можно ли Арину Петровну назвать трагической фигурой?8. Что значит для Арины Петровны слово «семья», которое не сходит с её уст?9. Каково отношение автора к Иудушке? Как он это показывает?10. Что хотел сказать автор, рассказывая в каждой главе о смерти кого-либо?