Презентация на тему Политика занятости
Политика занятости:сущность , структура, принципы и функции.Автор: Борисова Елена Анатольевна учитель истории и обществознания высшей категории ГБПОУ «ССПК», «ЛГСПО»
Политика занятости - этоформирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения предприятий рабочей силой Сущность занятостиЭкономическаяСоциальная
Сущность политики занятостиЭкономическаядеятельность людей по созданию ВВПСоциальнаянеобходимость лица в самовыражении и самоутверждении через общественно полезный трудстепень удовлетворения в доходах своих потребностей
Последствия политики занятостиЭкономические Положительные: Повышение эффективнойзанятости приводит к повышениюуровня жизни. Отрицательные:При снижении эффективнойзанятости уровень жизни падаетСоциальные при снижении занятостиотрицательные последствия маргинализация и скатывание на обочину обществаУ безработных нет самовыражения в трудебезработные , живущие на пособие, теряют интерес к трудуОни могут перейти к криминальным действиям
Структура государственной системы занятостиНа федеральном уровне - Государственный Фонд занятости населения (ГФЗН), в субъектах Федерации - региональные или республиканские фонды и службы занятости, в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах - местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти.
Основные принципы регулирования политики занятостизащитное регулирование поощрительное регулирование ограничительное регулирование директивное регулированиефинансовые меры (налоги и субсидии)
Основные принципы регулирования политики занятости- защитное регулирование, предназначенное для ограничения действий, которые ведут к незащищенности различных групп трудящихся;— поощрительное регулирование, помогающее созданию условий, в которых могут существовать и развиваться определенные формы деятельности;— ограничительное регулирование с целью воспрепятствовать отдельным лицам или группам трудящихся действовать таким образом, что они могут получить преимущества по сравнению с другими;— директивное регулирование, предполагающее руководство трудящимися в тех направлениях, которые, по мнению правительства или согласно заявлениям трудящихся, могут соответствовать их интересам;— финансовые меры (налоги и субсидии), позволяющие увеличивать предложение на рынке труда или содействовать занятости.
Функции политики занятостиэкономическая стабилизация, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости.
Государственная политика занятости (по методам)АктивнаяПассивная
Активная политика занятостисовокупность организационных, правовых и экономических мер, способствующих снижению безработицы до ее минимального (естественного) уровня и ориентированная на обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости, предоставляющая в то же время возможность предприятиям всех форм собственности свободно нанимать работников для эффективного производства.
Основные меры активной политики занятостипо обеспечению повышения конкурентоспособности работников, социально-профессиональной мобильности — гибкости и динамизма рабочей силы, адекватной по своей профессионально-квалификационной структуре технологическим потребностям производства и структуре спроса на рынке труда;инициирующие спрос на рабочую силу как со стороны частного, так и со стороны государственного секторов экономики;поощряющие развитие малого предпринимательства и самозанятости .
Средства активной политики занятостиИнформация о рынке труда Содействие в трудоустройстве Профессиональное обучение безработныхПрофессиональное консультированиеОбщественные работы и организация временной занятости подростков Временная, субсидируемая занятость, а также квотирование и поддержка рабочих местПоддержка предпринимательской активности безработных и самостоятельной занятости
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Средства активной политики занятостиДостоинстваНедостаткиИнформация о рынке труда Разнообразие информации и каналов её распространениянедостаточная развитость статистической базы, слабая доступность к качественной информации, затратность изменений в базе данныхСодействие в трудоустройстве минимизации времени поиска гражданином работы, сокращение периода безработицы и периода заполнения вакансий на предприятиях.Возрастёт величина напряженности на рынке труда (число претендентов на одну вакансию).Профессиональное обучение безработныхразработана нормативно-правовая база профобучения взрослых. На конкурсной основе сформирована сеть профессиональных образовательных учреждений по многим, в том числе новым, специальностям и профессиям.неготовность образовательных учреждений к эффективной профподготовке взрослых, недостаточное развитие учебно-методической базы. В период экономической нестабильности трудно отбирать перспективные профессии. Несовпадение спроса и предложения на учебные услуги в профессионально-квалификационном разрезе. Недостаточно развита потребность в обучении у лиц, ищущих работу.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Профессиональное консультированиеПовышение обоснованности выбора гражданами вида деятельности и формы занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями рынка труда, формирование мотивации к трудовой деятельности.трудности организационного и кадрового плана.Общественные работы и организация временной занятости подростков Организации рабочих мест адаптация и поддержание доходов социально незащищенных групп населенияриск оплачивать временное рабочее место, которое может быть занято обычным путем с оплатой из средств нанимателя.(много гос. расходов)Временная, субсидируемая занятость, а также квотирование и поддержка рабочих местОбеспечение возможности трудоустройства лиц, которым сложно, по разным причинам, трудоустроиться. ограничение доступа к рабочим местам «обычной» рабочей силы, ротацией «дешевой» рабочей силы, существует риск ликвидации рабочего места после прекращения государственной поддержки; слабой заинтересованностью работодателя или подменой использования средств
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Временная, субсидируемая занятость, а также квотирование и поддержка рабочих местОбеспечение возможности трудоустройства лиц, которым сложно, по разным причинам, трудоустроиться. ограничение доступа к рабочим местам «обычной» рабочей силы, ротацией «дешевой» рабочей силы, существует риск ликвидации рабочего места после прекращения государственной поддержки; слабой заинтересованностью работодателя или подменой использования средств Поддержка предпринимательской активности безработныхи самостоятельной занятостиПрофессиональная ориентации безработных, консультирование по открытию собственного дела, составление бизнес-планов, обучениие основам предпринимательства, финансовая поддержка на стадии становления собственного дела. Однако в условиях нестабильности и отсутствия негосударственных инвесторов процесс идет довольно медленно.
Пассивная политика занятостиЦель: сглаживание негативных последствий безработицы и поддержание доходов Меры: компенсационные выплаты, целью которых является сдерживание массовых увольнений, временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, работающих неполный рабочий день (неделю) по не зависящим от них причинам. Компенсационные выплаты используются как чрезвычайная мера и устанавливаются на определенный период и в определенных размерах (от одной до нескольких минимальных заработных плат). Преимущество имеют градообразующие и конверсионные предприятия, а также предприятия, расположенные в «проблемных» регионах.
Социальное партнёрство Социальное партнерство следует рассматривать как особый тип социально-трудовых отношений, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников, работодателей и государства оптимальный баланс и реализацию их основных интересов. К основным принципам социального партнерства относятся:1) полномочность представителей всех сторон;2) равноправие сторон на переговорах и при заключении соглашений;3) обязательность исполнения сторонами достигнутых договоренностей;4) приоритетность примирительных методов и процедур в переговорах;5) ответственность за принятые обязательства. Большую роль в развитии социального партнерства в России играет реализация принципов, заложенных в конвенциях и рекомендациях МОТ.