Дидактический материал для подготовки к олимпиаде школьников по литературе в 8 классе


Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзика Республики МордовияПечказова Светлана Петровна Подготовка к муниципальному туруВсероссийской олимпиады школьников по литературе в 8 классе ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ЦЕЛЬ: наглядно провести подготовку восьмиклассников к муниципальному туруВсероссийской олимпиады школьников по литературе Соотнесите фамилии русских писателей и род их деятельности, не связанной с литературным творчеством И.А. КрыловА.С. Грибоедов Г.Р. Державин В.А. ЖуковскийП.А. Вяземский А.П.Чехов губернатор библиотекарь врачцензор педагог дипломат а) Зеркало, свеча, светлица, Светлана;б) Отец Кондрат, Чуб, Касьян Свербыгуз, Солоха;в) Городовой Елдырин, генерал Жигалов, мастер Хрюкин; г) Муром, село Карачарово, Киев-град, Чернигов-град, речка Смородина, Одихмантьев сын;д) Лещик, потроха, стерляди кусочек, бедный Фока. Определите название произведения и его автора по приведённым перечням слов а) баллада В.А.Жуковского «Светлана»;б) повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»;в) рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»;г) былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник»; д) басня И.А.Крылова «Демьянова уха». Еду ли ночью по улице тёмной,Бури заслушаюсь в пасмурный день –Друг беззащитный, больной и бездомный,Вдруг предо мной промелькнёт твоя тень! Определите, каким размером написано это стихотворение (Н.А. Некрасов) ДАКТИЛЬ - трёхсложный размер, в котором два безударных слога следуют за ударным слогом: Ї ˘ ˘ Е-ду ли ночь-ю по у-ли-це тём-ной … 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 … Какие ещё размеры стихосложения вам известны Ї ˘  — ЯМБ ˘ Ї   — ХОРЕЙ Ї ˘ ˘ — ДАКТИЛЬ  ˘ Ї ˘ — АМФИБРАХИЙ  ˘ ˘ Ї — АНАПЕСТ Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники… М. Ю.Лермонтов О, весна́ без конца́ и без кра́ю…А.А.Блок Не ве́тер бушу́ет над бо́ром… Н.А.Некрасов Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил…А. С.Пушкин Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет…А. С.Пушкин Определите, какие изобразительно-выразительные средства использует автор в стихотворении Терек воет, дик и злобен,Меж утёсистых громад,Буре плач его подобен,Слёзы брызгами летят… (М.Ю. Лермонтов) Метафора Эпитет Сравнение Гипербола Аллитерация Инверсия Терек воет Терек … дик и злобен Слёзы брызгами летят Буре плач его подобен Слёзы брызгами … Буре плач его подобен ЭПИТЕТ - переносное значение слова, когда одно явление уподобляется другому, причём может использоваться и сходство и контраст: «костёр рябины» (С.А.Есенин), «небо осенью дышало» (А.С.Пушкин). Составьте словарную статью литературоведческого терминаЭПИТЕТ Задание: найдите эпитеты Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора –Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера…Где бодрый серп гулял и падал колос,Теперь уж пусто всё – простор везде, –Лишь паутины тонкий волосБлестит на праздной борозде.Пустеет воздух, птиц не слышно боле,Но далеко ещё до первых зимних бурь –И льётся чистая и тёплая лазурьНа отдыхающее поле… Ф.И. Тютчев Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора –Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера…Где бодрый серп гулял и падал колос,Теперь уж пусто всё – простор везде, –Лишь паутины тонкий волосБлестит на праздной борозде.Пустеет воздух, птиц не слышно боле,Но далеко ещё до первых зимних бурь –И льётся чистая и тёплая лазурьНа отдыхающее поле… Проверь себя 1. Хоть пруд пруди2. Кот наплакал3. Тьма-тьмущая4. Яблоку негде упасть 1. Во все лопатки2. Сломя голову3. Черепашьим шагом4. В мгновение ока 1. Слово в слово2. Тютелька в тютельку3. Комар носа не подточит4. Вилами на воде писано 1. Попасть впросак2. Попасть на седьмое небо3. Попасть в переделку4. Попасть в переплёт I. II. III. IV. Найдите «четвёртый лишний» фразеологизм 1)Красна птица перьем…2)Где жить…3) Слово серебро… 4) Сто человек… , там и слыть. - молчанье золото. - сто мнений. Закончите пословицы , а человек уменьем. Текст 1. Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Это разряды–молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром…Текст 2. До ближайшей деревни оставалось ещё вёрст десять, а большая тёмно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро продвигалась к нам. Солнце, ещё не скрытое облаками, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, которые от неё идут до самого горизонта. Изредка, вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в раскаты, обнимающие весь небосклон…Текст 3. Как передаёт наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.Текст 4. Доводим до Вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром и прилегающей к нему местностью пронеслась сильная гроза, которая продолжалась около часа. Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинён значительный ущерб собственности нескольких колхозов, исчисляемый сотнями тысяч рублей.Текст 5. Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, да и то испугался насмерть. Сначала всё было тихо, нормально, я уже собрался было лечь спать, как вдруг сверкнёт ослепительная молния и бабахнет гром, да с такой силищей, что весь наш домишко задрожал… Определите стиль речи научный художественный публицистический официально-деловой разговорный ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ: Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. - М.: Паритет, 2005.Тодоров Л.В., Федоров А.В. Литература. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2. - М.: Просвещение, 2010. Информационный портал Всероссийской олимпиады школьников: http://www.rosolymp.ru/Словарь литературоведческих терминов: http://www.gramma.ru/Словарь литературоведческих терминов: http://enc-dic.com/