Презентация о Софье Ковалевской


МБОУ СОШ №135 им. академика Б.В. ЛитвиноваВыполнил: ученик 7 класса Прыкин А.Руководитель: Говгаленко С.В. Воспоминания детства. Введение В истории науки найдется немного женских имен, которые были бы известны всему миру, о которых, хотя бы понаслышке, знал каждый образованный человек. К числу таких женщин, пользующихся мировой известностью, принадлежит Софья Васильевна Ковалевская, выдающаяся представительница математической науки XIX в., первая женщина – член-корреспондент Петербургской академии наук, профессор Стокгольмского университета, писательница и передовая общественная деятельница своего времени.Ей на роду было написано войти в историю как знаменитый математик Ковалевская. Актуальность и проблема: Считаю, что данная тема актуальна была в то далекое время и конечно же сейчас, так как от того как воспитали человека и дали образование ему в детстве, зависит его дальнейшая жизнь и судьба.Проблема возникла потому, что не хватает тех знаний, которые есть у меня, знаний о детских и юношеских годах выдающейся женщины - математика С.В. Ковалевской. Цели, задачи и этапы: В своей работе предполагаю раскрыть и изучить вопросы, связанные с детскими и юношескими годами Софьи Васильевны Ковалевской: родословная, личности, окружавшие ее в детстве, само детство и юность. Считаю, ее воспитание и обучение, которое она получила в детстве, сделали Ковалевскую выдающимся ученым математиком. При написании работы буду использовать напечатанный материал самой С.В. Ковалевской «Воспоминания детства», что известно в русской и иностранной литературе о ней. Большая часть материалов, это воспоминания о ней лиц, ее знавших, и ее собственные, остановлюсь на труде Э. Леффлер "София Ковалевская" и на статье первого домашнего учителя Ковалевской, Малевича, напечатанной в "Русской старине" за 1890 год, а также материал из интернета. Методы: Софья Ковалевская родилась 3 января 1850 года в Москве, где ее отец, артиллерийский генерал Василий Корвин-Круковский занимал должность начальника арсенала. Когда Соне было шесть лет, отец вышел в отставку и поселился в своем родовом имении Палибино, в Витебской губернии. Девочке для занятий наняли учителя. Отец Софьи Васильевны, Василий Васильевич, был на двадцать лет старше (жены) Елизаветы Федоровны. Он относился к жене, как к ребенку, и этот характер отношений сохранился до конца их совместной жизни. Мать Софьи Васильевны, Елизавета Федоровна, была внучкой петербургского академика, астронома Федора Ивановича Шуберта и дочерью почетного академика, геодезиста Федора Федоровича Шуберта. Дед Софьи Васильевны, Федор Федорович Шуберт, был крупным ученым и военным деятелем, известным своими работами по геодезии и изданием географических карт России. Федор Иванович (немец)Шуберт1758-1825В России с 1783 г., астроном, математик и геодезист, акад. ПтБ. АН (1789), автор курса по теоретической астрономии (в 3-х тт.), разрабатывал методы определения широт и долгот Федор1789-1865Генерал, военный топограф, почетный член ПтБ. АН Василий Семенович(Корвин-Круковский)Отставной провиантмейстер, помещик Невельского уезда Псковской губернии Василий1801-1875Генерал-лейтенант Русской армии, командир Московского артгарнизона; математик Елизавета1820-1879 Анна (Жаклар)1843-1887Писательница, деятель парижской коммуны, член ЦК союза женщин (Париж), корр. К. Маркса Софья (Ковалевская)1850-1891Математик, писательница, первая женщина – член-корреспондент ПтБ. АН (1889) Владимир (Ковалевский)1842-1883Зоолог, основоположник эволюционной палеонтологии 1 3 2 Федор Ковалевский Когда Соне было шесть лет, отец вышел в отставку и поселился в своем родовом имении Палибино, в Витебской губернии. Первой гувернанткой Круковских была француженка; она больше занималась с Анной и почти не имела отношения к младшим детям, воспитание которых вскоре было поручено заменившей ее англичанке. Софья Васильевна в детстве. Детство Маргарита Францевна Смит Из рук няни Ковалевская попала в руки гувернантки-англичанки, Маргариты Францевны Смит. Эта типичная личность, преследуя вполне осязательные и определенные цели воспитания, несмотря на все неблагоприятные условия, оставила следы своего влияния в ее любимой питомице. Она оказала полезное противодействие совершенной распущенности физического и нравственного воспитания детей Корвин-Круковских. Однако глубоко консервативная, прямолинейная и ограниченная г-жа Смит едва ли могла понять чуткую организацию маленькой Софьи и безжалостно мяла ее в своих железных руках. До появления в Полибине Иосифа Игнатьевича Малевича Соню ничему не учили, кроме музыки и языков". Изредка ее приводили на уроки не желавшей учиться Анюты, чтобы семилетняя девочка посрамила своими ответами четырнадцатилетнюю сестру. Иосиф Игнатьевич Малевич принадлежал к тому типу домашних учителей - наставников, которые исчезли вместе с "дворянскими гнездами". Аккуратный, внешне даже несколько педантичный, Малевич отдавался своему труду с увлечением; читал педагогические статьи и книги, любил детей и находил к каждому из них особый подход. Обязанностью домашнего учителя он считал воспитать трудолюбие, пробудить способности, какими природа наделила ребенка. С первых же уроков Малевич признал, что Соня внимательна и трудолюбива. Не зная еще первых четырех правил, девочка решала задачи, пользуясь различными комбинациями чисел. Малевич, сдерживая нетерпение ученицы, не позволял брать в руки учебника арифметики до тех пор, пока она практически не постигнет всю первую часть этого раздела. Желание заслужить похвалу отца, интересовавшегося математикой, завоевать его любовь своими успехами играло немалую роль в занятиях Софьи Васильевны этой наукой, она и потом, взрослой, нуждалась в поощрении, в человеке, который бы разделял ее увлечение. С этой поры, как говорила потом Ковалевская, она "почувствовала настолько сильное влечение к математике, что стала пренебрегать другими предметами". Гувернантка целый день не спускала глаз со своей воспитанницы. Девочке приходилось прибегать к хитростям. Отправляясь спать, она брала с собой "Курс алгебры" Бурдона, прятала книгу под подушкой, а когда все засыпали, читала ее, стоя босая, в одной рубашке возле лампы или ночника. Увидев, что ученица начинает увлекаться математикой, Малевич обеспокоился и обратился к Василию Васильевичу: - Хотя Соня проявляет необыкновенные способности во всех науках, мне кажется, что сильная любовь нежелательным. Без совета и одобрения отца я не считаю себя вправе продолжать такое быстрое изучение этой науки. Василий Васильевич пожал руку учителя и сказал, что "благодарит от души за его труды с любимой дочерью. Он не тревожится, но радуется всем сердцем, что Соня так сильно отличила математику, любимый предмет ее отца", и просит продолжать занятия. Изучение арифметики продолжалось до десяти с половиной лет. Впоследствии Софья Васильевна считала, что этот период учения как раз и дал ей основу математических знаний. Девочка настолько хорошо знала арифметику, так быстро решала самые трудные задачи, что Малевич перед алгеброй позволил изучить двухтомный курс арифметики Бурдона, применявшийся в то время в Парижском университете. Курс этот заключал в себе теорию чисел, был подробно и четко изложен. Легкость, с какой ученица усваивала сложный материал, позволила Малевичу по просьбе Сони пройти с ней даже такие разделы, которые могли быть понятыми лишь при изучении высшей математики. И девочка тогда уже стала пытаться находить свои решения. Года через три, занимаясь геометрией, Малевич проходил с ученицей вопрос об отношении окружности круга к диаметру со всеми доказательствами и выводами. На следующий день Соня, излагая урок, к великому удивлению Иосифа Игнатьевича, совершенно иным путем и особыми комбинациями пришла к нужному выводу. Однажды сосед по имению, известный профессор морского корпуса Николай Никонорович Тыртов, привез Василию Васильевичу в подарок свой "Элементарный курс физики". Девочка взяла книгу к себе в комнату и стала читать. В разделе "Оптика" ей встретились тригонометрические понятия - синусы, косинусы, тангенсы. "Что же такое синус?" - недоумевала она и попросила Малевича объяснить. Но учитель стоял за системность и последовательность обучения, а потому ответил, что не знает. С упорством, свойственным ей с детства, ученица попыталась сама, сообразуясь с имевшимися в книге формулами, объяснить себе незнакомые понятия. Она пошла тем же путем, который был исторически продолжен, то есть вместо синуса брала дугу. Для малых углов эти величины почти совпадают друг с другом. У Тыртова же во все формулы входили только бесконечно малые углы. Спустя некоторое время Николай Никонорович Тыртов снова приехал в Полибино. Соня важно заговорила с ним о достоинствах его книги и сказала, что прочла ее с большим интересом. Профессор, насмешливо оглядев стоявшую перед ним девчушку, добродушно произнес: "Ну, вот и хвастаетесь!" Соня вспыхнула и сказала, каким путем дошла до объяснения тригонометрических формул. Пораженный профессор вскочил с места, побежал к Василию Васильевичу и заявил, что Соню необходимо учить математике серьезно, ибо она - новый Паскаль" "...Сама того не сознавая, - рассказывал позже ее брат Федор, - она как бы вторично создала целую отрасль науки тригонометрию. Живи она несколько лет раньше и сделай то же самое, итого было бы достаточно для того, чтобы потомство поставило ее наряду с величайшими умами человечества. Но в наше время труд ее, хотя и не имевший непосредственного научного значения, тем не менее обнаруживал в ней дарование, совершенно выходящее из ряда обыкновенных, в особенности, если принять во внимание, что он исходил от 14-летней девочки!" Тыртов горячо рекомендовал отцу взять для Сони в преподаватели лейтенанта флота Александра Николаевича Страннолюбского. Имя это было широко известно в кругах петербургской передовой интеллигенции. Василий Васильевич охотно дал согласие учить дочь у Страннолюбского во время зимних поездок в Петербург. Александр Николаевич Страннолюбский Страннолюбский на первом уроке дифференциального исчисления удивился быстроте, с какой Соня усвоила понятие о пределе и о производной, "точно наперед все знала". А девочка и на самом деле во время объяснения вдруг отчетливо вспомнила те листы лекций Остроградского, которые она рассматривала на стене детской в Палибино. На юную Круковскую Александр Николаевич произвел большое впечатление необыкновенно гармоническим сочетанием изящной внешности с тонким умом, пылким сердцем и благородством стремлений. Страннолюбский на первом уроке дифференциального исчисления удивился быстроте, с какой Соня усвоила понятие о пределе и о производной, "точно наперед знала". А девочка и на самом деле во время объяснения вдруг отчетливо вспомнила те листы лекций Остроградского, которые она рассматривала на стене детской в Полибине. Многое еще произойдет в жизни Софьи Васильевны. Станет она известным ученым, первой русской женщиной-математиком. Она удивит ученых Парижской Академии наук, объявивших конкурс на написание работы по механике. Одна из них, написанная под девизом "Говори, что знаешь, делай, что должен, - будь, чему быть", была настолько глубока, что премию за нее единогласно решили почти удвоить. И что же? Когда вскрыли конверт, узнали, что автором ее является малоизвестный математик, да еще женщина,- Софья Васильевна Ковалевская. Чтобы прийти к этому успеху, девушке пришлось вступить в фиктивный брак с В. О. Ковалевским и уехать за границу. В России в то время девушкам было запрещено учиться в университетах. Особое место в литературном творчестве Ковалевской занимают стихи. Страстно любя поэзию с детства, стихи она стала сочинять с пятилетнего возраста. Писала их не для печати, для себя. Если ты в жизни хотя на мгновенье Истину в сердце своем ощутил, Если луч правды сквозь мрак и сомненье Ярким сияньем твой путь озарил, Что бы в решенье своем неизменном Рок ни назначил тебе впереди, Память об этом мгновенье священном Вечно храни, как святыню в груди. Владимир Онуфриевич Ковалевский Юность В качестве "жениха" для Анюты был найден Владимир Онуфриевич Ковалевский. И надо же было такому случиться, что на одном из свиданий он заявил Анюте, что он, конечно, готов вступить в брак, но только... с Софьей Васильевной. Вскоре он был введен в дом генерала и с его согласия стал женихом Софьи. Ему было 26 лет, Софье - 18. 15 сентября 1868 года в деревенской церкви близ Палибино состоялась свадьба. А вскоре в Петербурге Софья стала тайно посещать лекции. Девушка вскоре поняла, что изучать надо только математику, и, если теперь, в молодые годы, не отдаться исключительно любимой науке, можно непоправимо упустить время! И Ковалевская, сдав экзамен на аттестат зрелости, снова вернулась к Страннолюбскому, чтобы основательнее изучать математику перед поездкой за границу. Гейдельберг. 2-я половина 19 века Герб Гейдельберского Университета 3 апреля 1869 года Ковалевские и Анюта выехали в Вену, так как там были нужные Владимиру Онуфриевичу геологи. Но Софья не нашла в Вене хороших математиков. Ковалевская решила попытать счастья в Гейдельберге, который рисовался в ее мечтах обетованной землей студентов. Заключение Ковалевская получила мировое признание как ученый. Однако не справедливое унизительное отношение к женщине в царской России было причиной того, что основная научная деятельность Ковалевской протекала за границей. Передовая русская интеллигенция высоко оценила ее научные достижения. Доказательством было – женщину-ученого избрали членом Петербургской академии наук. Но всего этого бы не было, если бы в детстве воспитанию Ковалевской не уделяли должного внимания. По словам шведской писательницы Эллен Кей, Софья Васильевна в беседе со стокгольмскими друзьями так говорила о своих связях с предками, определившими ее духовное и умственное развитие: "Я получила в наследство страсть к науке от предка, венгерского короля Матвея Корвина; любовь к математике, музыке и поэзии — от деда матери с отцовской стороны, астронома Шуберта; личную любовь к свободе — от Польши; от цыганки прабабки — любовь к бродяжничеству и неуменье подчиняться принятым обычаям; остальное — от России".Похвалы только укрепили решимость Софьи поступать в университет. Однако на пути к высшему образованию стояли как минимум две преграды. Первой был... пол. В то время вход в отечественные вузы для девушек был заказан. У них существовал только один выход - уехать учиться за границу. Второй преградой было сильное предубеждение отца против "ученых женщин". Преодолев все эти преграды, С.В.Ковалевская стала всемирно известным ученым математиком.Следуя девизу Софьи Васильевны Ковалевской: "Говори, что знаешь; делай, что обязан; и пусть будет, что будет!" мы будем жить и творить дальше. Список использованной литературы: http://www.ssga.ru/erudites_info/peoples/ychenie/kovalevskaya/index.htmlhttp://www.petergen.com/krukowski/kovalev.htmhttp://www.library.by/shpargalka/belarus/biography/003/bgr-126.htmhttp://www.culture.pskov.ru/ru/persons/object/82http://www.petergen.com/krukowski/kovalev.htmhttp://www-sbras.nsc.ru/HBC/1999/n18/f4.htmlhttp://www.uni-vologda.ac.ru/students/sev/KOVALEVSK.HTMLН. Матвеев «Принцесса Науки» 1997г.Д.К. Самин «100 Великих ученых» 2001г. Э. Леффлер «Софья Ковалевская».А.И.Бородин «Библиографический словарь деятелей в области математики».1977г.С.В.Ковалевская «Воспоминания детства» 1989г. Спасибо за внимание!