Системно – деятельностный подход в обучении.Методологической основой ФГОС нового поколения является системно-деятельностный подход
Системно – деятельностный подход в обучении Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь. Китайская мудрость Учитель высшей категории Ужачкина Надежда Павловна
Три подхода к разработке стандартовТрадиционный подход – «ЗУНовский» : знания, умения и навыки. Все предшествующие поколения стандартов основаны на ЗУНовском, дрессурном, бихевиористском (поведенческом) подходе. Компетентностный – использование знаний в действии. Системно-деятельностный - единство системного, разработанного учеными нашей отечественной науки (Б.Г.Ананьевым, Б.Ф.Ломовым и др.) и деятельностного (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.)
Актуальность В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор) Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, вооружить их таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов. Методологической основой ФГОС нового поколения является системно-деятельностный подход.
Системно – деятельностный подходОсновной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Системный подход - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
Деятельностный подход психологические способности человека - это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.
Цели проведения занятия развивать умение анализировать условие задачи: распознавать тип задачи, выделять объекты и величины, участвующие в задаче, устанавливать взаимосвязь между ними; переводить обычный язык на математический и математический на обыкновенный; развивать письменную и речевую культуру
Задача 1. По тропинке вдоль кустов Шло одиннадцать хвостов. Сосчитать я также смог, Что шагало тридцать ног, Это вместе шли куда-то Петухи и поросята.А теперь вопрос таков:Сколько было петухов?Также знать я был бы рад:Сколько было поросят?
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Количество ног у одного животногоКоличество животныхОбщее количество ногПетухи2? 11? 30Поросята4??{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Количество ног у одного животногоКоличество животныхОбщее количество ногПетухи2х 112х 30 Поросята411 - х4(11 – х)
2х + 4(11 – х) = 302х + 44 – 4х = 30-2х = 30 – 44-2х = -1Х = 77 петухов; 11 – 7 = 4 поросенкаОтвет: 7 петухов, 4 поросенка.
2(11 – х) + 4х = 3022 – 2х + 4х = 302х = 30 – 222х = 8Х = 44 поросенка; 11 – 4 = 7 петуховОтвет: 7 петухов, 4 поросенка.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Количество ног у одного животногоКоличество животныхОбщее количество ногПетухи211 - х 112(11 – х) 30Поросята4х4х
+ =11 + = 11 42х + 30 – х = 44х = 44 – 30х = 1414 ног у всех петухов;14 : 2 = 7 петухов; 11 – 7 = 4 поросенка Ответ: 7 петухов, 4 поросенка.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Количество ног у одного животногоКоличество животныхОбщее количество ногПетухи2 11 х 30Поросята430 - х
Уметь анализировать условие задачи:Уметь выделить объекты, участвующие в задаче. Уметь выделить величины, участвующие в задаче. Уметь устанавливать взаимосвязь величин. Уметь находить данные условия, помогающие составить уравнение и решить задачу.
Типы задачЗадачи на движение Задачи на работуЗадачи на покупку Задачи на грузоподъемность{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПроизводительностьВремяРабота{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}СкоростьВремяРасстояние {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ГрузоподъемностьКоличество машинМасса груза{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЦенаКоличествоСтоимость
Задача 2. Как то рано поутруПтицы плавали в пруду.Белоснежных лебедей Втрое больше, чем гусей, Уток было восемь пар – Вдвое больше, чем гагар.Сколько было птиц всего, Если нам еще дано, Что всех уток и гусейСтолько, сколько лебедей?
{69CF1AB2-1976-4502-BF36-3FF5EA218861}Лебеди?в 3 раза большеГуси?Утки16 в 2 раза больше Гагары?{69CF1AB2-1976-4502-BF36-3FF5EA218861}Лебеди3хГусих х + 16Утки16Гагары8
3х = х + 163х – х = 162х = 16х = 88 гусей; 24 лебедя; 16 уток; 8 гагар8 + 24 + 16 + 8 = 56 (птиц) всегоОтвет: 56 птиц.