Презентация по русскому языку на тему Написание сочинения-рассуждения с опорой на данный текст (9 класс)
Написание сочинения-рассуждения по данному высказыванию с опорой на предложенный текст Чемеркина И.И.,учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 21
Критерии оценивания сочинения{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Критерии оценивания сочинения 15.2баллыС2К1Понимание смысла фрагмента текстаЭкзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет.2Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации1Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания0С2К2Наличие примеров-аргументовЭкзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данногофрагмента3Экзаменуемый привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данногофрагмента2Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста1Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента,или экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть0
ЦельНаучить писать сочинение - рассуждение по предложенному высказыванию с опорой на данный текст.
ЗадачиОзнакомить с приёмами определения авторской темы и мыслиПредложить способы написания вступления, основной части, выводаПрименить на практике предложенные способы написания сочинения - рассуждения
План работыОпределить композицию сочиненияАлгоритм работы с текстомОпределить тему и основную мысль высказыванияСоставить план текстаПриёмы определения темы (работа с текстом, ключевые слова)Способы толкования значения словСпособы написания вступления, основной части, вывода (использование речевых клише)Корректировка написанного (правило шести шагов)
Композиция сочинения
Алгоритм работы с текстом
Автор пишет, что внутренняя культура человека связана с его отношением к природе. Определяем, о чём говорится в высказывании (тема)?Определяем, какова авторская мысль (что утверждает автор)?Определяем, в чём заключается тезис (то есть – утверждение)?
Автор пишет, что внутренняя культура человека связана с его отношением к природеВ тексте говорится о внутренней культуре и об отношении человека к природе.Автор определяет взаимосвязь между внутренней культурой человека и его отношением к природе.Автор утверждает: внутренняя культура связана с отношением человека к природе.
Составление плана текстаПрочитать текстОзаглавить абзацыНайти микро-темы абзацевНайти ключевые слова, подчеркнуть их(Работаем с опорными листами по плану, заполняем таблицу)
Заполняем таблицу{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} ПриродаКультура
Автор пишет о том, как связаны внутренняя культура и отношение человека к природе? Приведите два объяснения этого мнения. Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам. Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы. Если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В состав культуры входит и отношение человека к природе.С давних времен существовали два подхода к окружающему миру — теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве, однако вовсе не является его монополией. Мифопоэтическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах. Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне разумным, но не культурным отношением.
Найдите ключевые слова, подтверждающие авторскую мысльКультурный человек видит в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глубокое проникновение в суть природы. Если мы не можем оценить его, то не потому, что выросли и стали умными, а потому, что стали людьми односторонними, плоскими и в этом смысле малокульурными. «Однажды весенним утром, — рассказывал известный естествоиспытатель Г. Фехнер, — я вышел прогуляться. Поля зеленели, птицы пели, роса блестела... на всех вещах лежал свет как бы некоторого преображения. Это был только маленький кусочек Земли; это было только одно мгновение ее существования; и все же по мере того, как мой взор охватывал ее все больше и больше, мне представлялось не столь прекрасным, но столь верным и ясным, что она есть ангел, ангел столь прекрасный и свежий, и подобный цветку, и при этом столь неуклонно, столь согласно с собою движущийся в небесах, обращающий все свое живое лицо к Небу, и несущий меня вместе с собой в это Небо, что я спросил самого себя, как могут людские мнения быть до такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают Землю только сухой глыбой...».
Способы толкования значения слов (понятий) 1. Перечисление основных признаков, составляющих понятиеПрирода – это Земля, вода, воздух, полезные ископаемые, это животные, птицы и рыбы, процессы и законы, действующие в ней. Человек, являющийся неотъемлемой частью природы.Внутренняя культура человека – это нравственные ценности человека, в соответствии с выработанными веками нравственными критериями отношения к окружающему миру, на основании которых он относится к окружающему миру и к природе.2. Перечисление синонимов. Природа – тело человека, земля –склад полезных ископаемых, хранилище энергии. Внутренняя культура– это культура, внутренний мир человека, его ценности.3.Указание на типичные качества, в которых проявляется понятие.Природа – это природа, находящаяся в первозданном состоянии, некультивированная, неприручённая, неодомашненная.Внутренняя культура человека – это культура, которая основывается на нравственном, интеллектуальном, духовном опыте человечества.
Как использовать клише Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи).Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.
ВступлениеТема текста Основная мысль автораТезисСобственный комментарий авторского утверждения (согласен- в чём; не согласен –в чём)
Речевые клише. ВступлениеАвтор пишет о...В высказывании ... говорится о... Действительно...Как отмечает... Бесспорно мнение автора о том, что...Я полностью согласен с ...Не могу не согласиться с ...Я поддерживаю мнение...Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.Попробую доказать эту мысль примерами из текста.
Вступление. Моё понимание высказывания Тема внутренней культуры человека и его отношения к природе особенно актуальна, так как мы часто встречаем людей, придерживающихся разных точек зрения. Автор высказывания утверждает, что внутренняя культура человека неразрывно связана с его отношением к природе. Под словом «культура» автор подразумевает «всё, что не природа; всё, что человек искусственно создал сам». Внутренняя культура человека, по мнению автора, - глубокое проникновение в суть природы».
Речевые клишеАвтора цитаты мы можем назвать по-разному: учёный, автор высказывания, эколог. Его деятельность также можно передать различными словами: утверждает, считает, пишет, рассуждает, убеждает.Кроме существительного высказывание, можно использовать слова цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова.Оценка высказывания может быть передана словами понятно, справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно.
Первый пример из текста Для обоснования своей мысли он сначала приводит пример двух подходов к пониманию окружающего мира: теоретического и мифопоэтического. Я полагаю, что более глубокое влияние на формирование внутренней культуры человека оказывает мифопоэтическое восприятие мира.
Второй пример из текста Особенно интересны аргументы, которые приводит естествоиспытатель Г.Фехнер. Гуляя весенним утром, он восхищался тем, как «поля зеленели, птицы пели, роса блестела… на всех вещах лежал свет как бы некоторого преображения» Говоря о Земле, учёный создаёт образ ангела , который «столь согласно с собой движущийся в небесах, обращающий всё своё живое лицо к Небу, несущий меня вместе с собой в это Небо».
Речевые клише. ЗаключениеТаким образом, итак, в заключение, как видим…Итак, можно увидеть, что…Нам удалось доказать, что...В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
Заключение Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что для сохранения природных богатств и здоровой жизни самого человека необходимо бережное и трепетное отношение к природе, необходимо формирование внутренней культуры.
Правило шести шагов
РезультатыОзнакомлены с приёмами определения авторской темы и мыслиИзучили способы написания вступления, основной части, выводаПрименили на практике предложенные способы написания сочинения - рассуждения