Психологическое сопровождение одаренных детей


Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей Республика Татарстан, город ЛениногорскМАОУ СОШ №2Педагог-психолог: Хасанова Л.Р.2017 год Одаренный ребенок -Одаренный ребенок это человек, обладающий определенным уровнем мыслительной гибкости.Способный к самостоятельному и конструктивному выбору в различных ситуациях с той или иной степенью неопределенности.Социально состоятельный, способный к эффективной ориентации и самореализации в разных социальных средах. СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬОдаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью Степень одаренностиПервая- сверх одаренные дети(гении- 1ребенок на 10.000)Вторая - высокоодаренные или талантливые (2-3%)Третья- одаренные (15-20%) Классификация детской одаренности 1. Общая одаренность (касающаяся всех сторон психической жизни ребенка). 2. Специальная одаренность (проявляющаяся в какой-либо специальной деятельности). 3. Актуальная или явная одаренность (показатели успешности, уже имеющейся в наличии). 4. Потенциальная или скрытая одаренность (показатели возможности реализации неких способностей при соблюдении определенных условий). Общие признаки одаренностиОтличная память, способность классифицировать информацию, умение пользоваться накопленными знаниями, большой словарный запас, интерес к чтению, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры.У некоторых детей доминируют математические способности. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорные в достижении результата в сфере, которая им интересна.Оригинальны и с чувством юмора Трудности одаренных детей1.Неприязнь к обучению. 2.Игровые интересы. 3.Конформность. 4.Погружение в философские проблемы. 5.Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. 6.Стремление к совершенству.. 7.Потребность во внимании взрослых. 8.По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития ребенка становиться проблемность Работа психолога-Психолог начинает свою работу с заказа со стороны педагога, руководителя, родителя, ученика, и заканчивает свою работу рекомендацией. Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении одаренных учащихся, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГА:совместно с другими специалистами учреждения образования, с педагогами- определение критериев одаренных детей, выявление школьников, требующих особого маршрута сопровождения; содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия); развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоление стресса, поведения в экстремальных ситуациях (на конкурсах, олимпиадах, экзаменах); содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми. Этапы психологического сопровождения одаренных детейДиагностика (изучение индивидуальных особенностей школьников)ПсихокоррекцияРазвитиеПсихологическое консультированиеПсихологическое просвещение Формы работы с одаренными учащимисяОбъединения дополнительного образованияГрупповые занятия с сильными учащимисяФакультативыКружки по интересам Научно-практические конференцииОлимпиады и конкурсы.Творческие мастерские; сотрудничество с другими центрами развития Сохранение психофизиологического здоровья одаренных детей1.Мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом.2.Формирование установок на здоровый образ жизни.3.Содействие освоению родителями способов формирования позитивной Я-концепции.4.Проведение тренингов по снятию нервно-психического напряжения, индивидуальные консультации, занятия по релаксации в течение всего образовательного процесса.