Презентация для родительского собрания на тему: Психологические особенности подросткового возраста


Подростковый возраст. Психологические особенности МКОУ «Никитский УВК»Педагог-психолог Меметова Зульфие Рустемовна 2016 год Структура личности подростка…В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней- переход, все течет. (Л.С. Выготский) Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА❖Отделение от родителей и приобретение психологической самостоятельности; ❖Определение своего места в среде сверстников; ❖Установление гармоничных отношений с представителями противоположного пола;❖ Профессиональное самоопределение;❖Движение к осознанию своего предназначения, поиски «смысла жизни»СЛОЖНОСТЬ ЭТОГО ВОЗРАСТА - РЕШЕНИЕ ВСЕХ ЗАДАЧ ОДИНАКОВО ВАЖНО!!! Психологи называют этот возраст – «время 5 НЕ» НЕ хотят учиться как могут. НЕ хотят слушать советов. НЕ убирают за собой. НЕ делают домашние дела. НЕ приходят вовремя. Кризис подросткового возраста Кризис 13- 15 лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений. Подростковый комплекс Проявления подросткового комплекса:чувствительность к оценке посторонних своей внешности внимательность порой уживается с черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроенияпик эмоциональной неустойчивости – мальчики 11 – 13 лет, девочки 13 - 15 лет Для подростков характерна полярность психики: Целеустремленность, настойчивость быстро сменяется импульсивностью, Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью; Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости,Неустойчивость интересов Парадоксы подростковой психики Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом не зная, что с ней делать.Хочется всего, сразу и если позже- «то вообще тогда зачем».При всей своей самоуверенности подросток очень неуверен в себе. Смена настроения Потребность в общении сменяется желанием уединиться; Веселье, радость может быстро смениться апатиейПовышенная самоуверенность быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью Каковы ощущения подростка? Внутренний КонфликтЯ – уникальная личностьЯ – такой же как и все Чувство взрослости Половое созревание Быстрая смена настроения Чувство взрослости Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить он пока ничего не может, но внешне подражает взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, употребление алкоголя,тусовки, (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копирует любые взрослые отношения. Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений Внутренний конфликт Я должен выглядеть как все в моей компании. Я не должен выделяться в классе. Я – это я. Я сам всё знаю! Я буду делать всё так, как считаю нужным! Борьба подростка: За то, чтобы перестать быть ребенком.За утверждение среди сверстников.За прекращение посягательства на его физическое начало, неприкосновенность.Против замечаний, обсуждений по поводу его физической взрослости. Главным для подростка со стороны семьи является: ЛюбовьДовериеПониманиеПоддержка Правила для родителей подростков: Помочь ребенку найти компромисс души и тела.Все замечания делать в доброжелательном , спокойном тоне, без ярлыков.Помните, пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.Не перегружайте ребенка опекой и контролем.Демонстрируйте взаимное уважение.Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.Имейте мужество. Изменение в ребенке требуют практики и терпения. Тест «Какой Вы РОДИТЕЛЬ?» Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком показывает существенное влияние на его успешность. Оцените особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете такие по смыслу выражения?1. Какой (ая) ты у меня молодец (умница).2. Ты способный(ая), у тебя все получится.3. Ты невыносим(а)!4. У всех дети, как дети, а у меня...5. Ты мой(я) помощник(ца).6. Вечно у тебя все не так.7. Сколько раз тебе повторять!8. Какой(ая) ты сообразительный(ая).9. Чтобы я больше не видел (а) твоих друзей!10. Как ты считаешь?11. Ты полностью распустился(сь)!12. Познакомь меня со своими друзьями.13. Я тебе обязательно помогу, не переживай!14. Меня не интересует, что ты хочешь! Обработка результатов теста: Если Вы употребляете выражения 1,2,5,8,10,12,13,то начислите себе по одному баллу за каждый ответ.Если Вы употребляете выражения 3,4,6,7,9,11,14,то начислите себе по два балла за каждый ответ.Подсчитайте общую сумму баллов.7-8 баллов: Между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.9-10 баллов: Ваше настроение в общении с ребенком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.11-12 баллов: Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто подавляете его свободу.13-14 баллов: Вы слишком авторитарны. Между Вами и ребенком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими в отношении со своим ребенком. Успехов Вам, уважаемые родители!