Презентация особенности проявления тревожности у детей с ОВЗ
Особенности проявления тревожности у детей с ОВЗБаширова Татьяна Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ОГАОУ ДПО «ИРО»
Как отмечал Л.С.ВыготскийВсе изменения в психике ребенка связаны с социальной ситуацией его развития, которая определяет образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им приобретаются новые свойства личности и психологические новообразования. Она включает объективные условия онтогенеза и социогенеза.Ребенок с ОВЗ часто с рождения поставлен в условия «исключительности». Особое отношение окружающих к неполноценному ребенкуЭмоциональный аспект личности является базовым для ее целостной характеристики.
Тревога и тревожность Тревога – эпизодическое проявление беспокойства и волнения (важность в первой фазе адаптации), способствует мобилизации возможностей организма, но может носить и «парализующий» характер.Невротическая тревога – возникающая на основе внутренних противоречий. Интенсивность тревоги не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка критической точки, после которой оно начинает оказывать дезорганизующее действие и перерастает в тревожность.Тревожность – устойчивое свойство личности, к которому могут привести единичные, но часто повторяющиеся эпизоды тревоги. Механизм «замкнутого психологического круга». Как устойчивая черта формируется к подростковому возрасту.
Когда развивается тревожность у ребенка?Когда ребенок находится в состоянии / ситуации конфликта, который может быть вызван:Негативными требованиями, которые ставят ребенка в униженное или зависимое положение;Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;Противоречивыми требованиями, которые предъявляются родителями и /или школой, сверстниками, что вызывает страх отступления от определенного правила, алгоритма и невозможности прогнозировать свое поведение.
Причины тревожности у детей с ОВЗ, связанной со школойНеспособность ребенка справится со школьной программой;Неадекватные ожидания со стороны родителей;Неблагоприятные отношения с учителями;Регулярно повторяющиеся оценочные ситуации;Учебные перегрузки;Неприятие ребенка детским коллективом
Внешние проявления тревожности у ребенкаБеспокойство; раздражительность; подавленность;Большое количество страхов;Снижение качеств внимания: рассеянность, низкая концентрация;Высокая сензитивность (чувствительность), мнительность;Как правило низкая самооценка;Острая реакция на свои неудачи;Разница в поведении на уроках и вне учебных занятий;Склонность к невротическим привычкам;Нежелание ходить в школу;Потеря контроля над физиологическими функциями;Резкое снижение эффективности учебной деятельности в ситуации контроля знаний к 12-14 годам;Неадекватность эмоционального реагирования;Защитные реакции в форме агрессивного поведения и аддиктивного поведения в подростковом возрасте;
Как помочь тревожному ребенку с ОВЗСоответствие содержания и способов обучения (методов, заданий) возможностям ребенка;Построение плана, алгоритма любой деятельности, так как тревожность вызывается неизвестностью;Отсутствие ситуаций соревнования, повышенной ответственности и соперничества;Постепенное предоставление ребенку самостоятельности в деятельности, развитие уверенности;Ненавязчивый контроль в соблюдении режима, выполнения поручений;Объяснение правил и норм , которые существуют в школе;Эмоциональная поддержка и такт, сравнение ребенка только с самим собой;Поощрение стараний и усилий (развитие мотивации и воли);Внимание и терпение к неудачам и успехам ребенка.
Эмоциональное состояние окружающих детей и взрослых, как фактор психической нестабильности ребенка с ОВЗ Родители тревожных детей, как правило, сами бывают высокотревожными, неудовлетворенными собой и своими действиями;Учителя неадекватно оценивающие и понимающие состояние ребенка, неуверенные или некомпетентные в своих педагогических действиях;Сверстники, неспособные к проявлению адекватного отношения к детям с ОВЗ.
Например: дети с ЗПРФиксированы на отношениях с матерью и близкими, поэтому у них часто наблюдается деформация процесса социализации, замедленное развитие личности, нарушение общения. Настороженное отношение к посторонним взрослым. Напряженность, скованность. Долгое время не испытывают доверия, стремятся свести к минимуму контакты. Они не хотят ни приспосабливаться к новым социальным условиям, ни подчинять себе условия, не имеющие для них личностного смысла.Только соответствующая эмоциональная атмосфера, определенный стиль отношений с ребенком могут способствовать коррекции его познавательной деятельности и развитию общения, благоприятному развитию его личности.
Например: дети с РДАПроявляется по разному при разных вариантах детского аутизма: полное отсутствие чувства реальной опасности и постоянная тревожность, фиксация отдельных страхов. Паническая реакция на пугающий объект или ситуацию и особое влечение к страшному. Особенностью является прочная фиксация на состоянии;Нарушение привычных условий окружающего и форм поведения близких воспринимаются таким ребенком как угроза существованию
Например: дети с речевыми расстройства (заикание)Речевое расстройство, как один из симптомов невроза;Страх речи и коммуникации выступают, как ведущее проявление; На этом эмоциональном фоне проявляются судороги дыхательного, голосового и речевого аппарата.Коррекция эмоционального состояния – ведущее направление работы;Коррекция речи происходит только на фоне стабилизации эмоционального фона.