Педагогический проект Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем психологической готовности к обучению в школе.
Педагогический проект на тему: «Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем психологической готовности к обучению в школе». г. Докучаевск, 2016.Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ясли- сад № 13 города Докучаевска».
Автор педагогического проектаУчитель- логопед речевой группы муниципального дошкольного образовательного учреждения (ясли- сад № 13 г. Докучаевска) Скрипченко Элла Викторовна
Cведения о авторе проектаДата рождения: 26 января 1973 года. Сведения об образовании: -Славянский государственный педагогический институт (1990-1995); специальность: олигофренопедагогика и логопедия; квалификация: учитель вспомогательной школы и логопед. -Донецкий областной институт последипломного педагогического образования (2011-2013); квалификация: специалист по практической психологии. Стаж педагогической деятельности- 20 лет, в данном дошкольном образовательном учреждении - 4 года. Квалификационная категория: высшая квалифика-ционная категория.
Приоритетное направление дошкольного образования - формирование компетентной личности, умеющей самостоятельно принимать решения, отстаивать собственное достоинство, реализовывать природные возможности.Формирование психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
«Психологическая готовность- необхо-димый и достаточный уровень развития ребенка, при котором школьная программа попадает в зону его ближайшего развития.» Л.И.Божович Леонид Абрамович ВенгерИрина Владими-ровна ДубровинаАлександр Владими-рович ЗапорожецДаниил Борисович ЭльконинЮрий Зино-вьевич Гильбух.Нина Иоси-фовнаГуткина.
Составляющие психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.Интеллектуаль-ная готовность детей к обучению в школе.Личностная готовность детей к обучению в школе.Социально-психологическая готовность детей к обучению в школе.Речевая готовность детей к обучению в школе.
«Речевая готовность- умение пользоваться речью для произвольного управления своим поведением и познавательными процессами.» Ю.З.Гильбух.«Речевая готовность - средство общения, предпосылка усвоения письма.» Н.И.Гуткина.Умение пользоваться разными способами словообразования.Сформированность грамматического строя речи.Сформированность фонематических процессов и звуковой стороны речи.Готовность к звуко-буквенному анализу и синтезу.Обширный словарный запас.
Речевое развитие- сложная и специфически организованная форма сознательной деятельности, в которой участвует объект, формирующий речевые высказывания, и субъект, воспринимающий его.Теоретико-методологическая основа работы над педагогическим проектом: - теория речевой деятельности Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, С.Р.Рубинштейна; - личностно- деятельностный подход к изучению речи Л.С.Выготского, И.А.Зимней, А.А.Леонтьева; - учение о системном и комплексном подходе к изучению психи-ческих процессов А.Н.Леонтьева, С.Л.Ломова, С.Р.Рубинштейна - понятие о «зоне ближайшего развития» Л.С.Выготского; - учение об особенностях психического развития дошкольников Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина; - концепция о психических новообразованиях дошкольного воз-раста Д.Б.Эльконина.
Объект- речь как психический процесс и свойство личности.Предмет- особенности речево-го развития старших дошколь-ников с разным уровнем психо-логической готовности к обуче-нию в школе. Цель- дать сравнительную харак-теристику особенностей речевого развития и общего уровня психологи-ческой готовности к обучению в шко-ле, сформулировать рекомендации.Гипотеза - между особеннос-тями речевого развития и общим уровнем психологической готов-ности детей к обучению сущест-вует определенная связь.
База проведения психолого- педагогического исследования - муниципальное дошкольное образовательное учреждение (ясли- сад № 13 г. Докучаевска).
Учитывая критерии операционной, внешней и внутренней валидности и опираясь на стратометрический метод отбора, определена экспериметальная выборка.{93296810-A885-4BE3-A3E7-6D5BEEA58F35}МальчикиДевочкиВозраст 5,5-6 летВозраст 6-6,5 летВозраст 6,5-7 лет16 детей9 детей11 детей5 детей9 детей
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы использованы конкретно-научные методы исследования:Психодиагнос-тическое тестирование речевого развития с использованием методик Ю.З Гильбуха и Н.И.Гуткиной. Методы первичной математичес-кой статис-тики,в частности, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.Комплексная программа диагностики психологи-ческой готовности к обучению в школе под редакцией И.В.Дубро-виной.
Психологическая оценка результатов исследования особенностей речевого развития старших дошкольников.Диаграмма уровней развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Достаточно большое число испытуемых имеют трудности в развитии фонематического слуха.Нарушения фонематического слуха могут затруднить процесс овладения чтением, вызвать нарушения письменной речи.Этапы коррекционного воздействия, направленные на развитие фонематического слуха: – узнавание неречевых звуков;– различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;– различение слов, близких по своему звуковому составу; – дифференциация слогов; – дифференциация фонем;– развитие навыков элементарного звукового анализа.
Диаграмма уровней развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
Для полноценного развития личности детей дошкольного возраста и их успешной социализации в обществе необходимо проведение систематической работы, направленной на обогащение и развитие словарного запаса будущих школьников.Проведение специальных игр и упражнений: - задания на составление предложения с отдельным словом; - подбор синонимов и антонимов к словосочетаниям; -составление детьми старшего дошкольного возраста загадок и т.д.
Диаграмма уровней развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Связная речь- наиболее сложный вид речевой деятельности и важнейшее условие формирования логического мышления, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.Необходимо осуществлять систематическую работу, направленную на развитие данного компонента речевой деятельности: - формировать умения составлять рассказы- описания, - пересказывать художественные произведения, - составлять рассказы по серии сюжетных картинок и на заданную тему.Содействует формированию речевой деятельности в целом и способствует всестороннему и полноценному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Диаграмма уровней развития навыков звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста.
Ориентировка в звуковой стороне слова важна для овладения детьми грамматикой и орфографией в целом. Для успешного овладения навыками звукового анализа слов педагогам необходимо соблюдать определенную поэтапность в его формировании: - выполнение операции выделения начального ударного гласного звука в коротких словах;- выполнение операции выделения безударного гласного, занимающего позицию в начале слова;-обучение операции выделения последнего согласного в словах;- обучение операции выделения ударного гласного в середине слова;- выполнение операции выделения начального согласного звука в словах; - выполнение операции выделения гласного звука в безударной позиции.
Итоговые результаты диагностики речевой сферыДиаграмма уровней речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.
Низкий уровень (20 %)- данная категория старших дошкольников обла-дает сниженными коммуникативными потребностями, словарный запас не отличается достаточным разнообразием, речь детей насыщенна примитивно построенными речевыми конструкциями. Фонетико-фонематические процес-сы и навыки звукового анализа слов недостаточно сформированы, для дан-ной категории детей характерны трудности планирования монологического высказывания.Средний уровень (56 %)- данная категория детей старшего дошкольного возраста обладает определенным запасом знаний об окружающем мире, но эти знания ими недостаточно систематизированы. При достаточно разно-образном словарном запасе, испытуемые при ответах смешивают еще родо-вые и видовые понятия. В их связных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, фонетико-фонематическая система и на-выки звукового анализа слов нуждается в дальнейшем развитии.Высокий уровень (24 %)- данная категория детей старшего дошкольного возраста в связной речи активно использует сложные конструкции; сложно-сочиненные и сложноподчиненные предложения. Испытуемым также харак-терна высокая коммуникативная потребность, их словарный запас достаточ-но богат и дифференцирован, речевые высказывания развернуты, произ-вольны и логичны, фонетико-фонематическая система и навыки звукового анализа слов сформированы на достаточном уровне.
Психологическая оценка результатов исследования общего уровня психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников.Диаграмма уровней психологической готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Средний уровень (48 %)- данная категория испытуемых обладает непло-хим запасом знаний об окружающем мире. Дошкольники проявляют интел-лектуальную активность, умеют выделять свойства предметов, учатся рас-суждать. Устанавливать причины явлений, делать выводы. Испытуемые име-ют представление о времени, неплохо ориентируются в пространстве, у стар-ших дошкольников уже формируются общественные мотивы поведения.Низкий уровень (24 %)- данная категория детей имеет определенные знания о предметах и их свойствах, явлениях живой и неживой природы, но эти знания недостаточно ими систематизированы. Для испытуемых характерно положительное отношение к школе, но их познавательная активность недос-таточна. У дошкольников возникают трудности при нахождении причин явлений и формулировке умозаключений, представления о времени и прост-ранстве сформированы на недостаточном уровне.Высокий уровень (28 %)- данная категория детей старшего дошкольного возраста проявляет интеллектуальную активность, умеет планомерно обсле-довать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства, находить причины явлений, делать умозаключения. Испытуемые имеют хороший запас знаний об окружающем мире, моральных нормах, общественных мотивах по-ведения, у детей сформировано положительное отношение к школе и обуче-нию.
Показатели результативности в баллах.№ протоколов диагностического обследованияСравнительная характеристика особенностей речевого развития и общего уровня психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников.Графики показателей речевого развития и психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников.
Сравнительная характеристика особенностей речевого развития и общего уровня психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников. Сравнительная характеристика особенностей речевого развития и общего уровня психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников.
r эмп.= 1-(6*84,5):25(625-1)=1-0,0325=0,97r критич. =0,51; r крит. < r эмпирич.Гипотеза о наличии взаимосвязи между исследуемыми показателями подтвердилась. Результаты статистической обработки показателей речевого развития и психологической готовности к обучению в школе.
ВЫВОДЫ.1/5 часть обследованных мною детей обладает сниженными коммуникативными способностями.У 1/4 части обследованных мною детей выявлен низкий уровень психологической готовности к обучению в школе.Совпадение уровня речевого развития и общего показателя психологической готовности к обучению в школе у 92 % испытуемых.Результаты исследования –основа для разработки коррекционно-развивающей программы: «Слово-ключ, которым открывают сердца.»
Адресные рекомендации.Рекомендации родителям.Рекомендации психологу.Рекомендации педагогическому коллективу.Авторская программа «Слово-ключ, которым открывают сердца.»
Разработка программы по оптимизации речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе: «Слово- ключ, которым открывают сердца».
Цель программы- раскрытие особенностей формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста, как фактора, содействующего оптимизации процесса психологической готовности к обучению в школе.Задачи программы: - воспитание у детей отношения к слову как эффективному средству общения; - развитие умений слушать и слышать собеседника; - формирование у детей четкой дикции; - воспитание доброжелательного отношения, сопереживания к сверстникам; - обучение детей правильному речевому этикету; - развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях; - формирование умений отстаивать свою точку зрения, подбирая для этого достойную аргументацию.
Работа по оптимизации речевого развития детей старшего дошкольного возраста включает следующие направления: Речь и ее значение в жизни человека.Культура речевого общения.Элементы риторики.
Во время проведения развивающих занятий особое внимание уделяется:- Повышению речевой и познавательной активности; - воспитанию осознанного отношения к различным видам деятельности; - проведению занятий на игровом сюжете или с применением игровых приемов; - развитию мыслительных операций; - созданию условий, способствующих практическому применению полученных знаний и умений в повседневной жизни.
Возраст участников программы по оптимизации речевой готовности к обучению в школе- от 5,5 до 7 летСроки реализации программы- 40 часов. Продолжительность каждого занятия- 25-30 минут. Оптимальная форма работы для реализации поставленных задач- подгрупповая (по 6-8 человек).Оборудование и техническое обеспечение : игры, направленные на развитие слуховой памяти, фонематического слуха, автоматизации звуков, звукового анализа, дидактические игры, сюжетные и предметные картинки, игрушки, краски, карандаши и т.д.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ и тема разделаТемы разделаКоличество часовПредполагаемые достиженияРаздел № 1. Речь и ее значение в жизни человека.Тема № 1. Речь. Что такое речь. Формы речи.4 часа (8 занятий по 25-30 минут).Знает, что есть устная и письменная речь, различает эмоцио- нальные состояния.Тема № 2. Значение речи в жизни чело-века.4 часа (8 занятий по 25-30 минут).Понимает, что речь влияет на чувства и поступки людей.Тема № 3. Планета звуков и слов. 4 часа (8 занятий по 25-30 минут).Знает, как образуются звуки, слоги, слова.Раздел № 2. Эле-менты риторики.Тема № 4. Артикуляция глас-ных и согласных звуков.4 часа (8 занятий по 25-30 минут). Четко и внятно произносит звуки, следит за про-изношением.Тема № 5. Техника речи.3 часа (6 занятий по 25- 30 минут).Умеет произносить слова с разной ин-тонацией, правильно брать дыхание и т. д.Тематический план работы:
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ и тема разделаТемы разделаКоличество часовПредполагаемые достиженияТема № 6. Речевой слух.4 часа (8 занятий по 25-30 минут).Умеет определять место звука в слове, определять коли-чество звуков в сло-вах.Тема № 7. Образ-ность речи.4 часа (8 занятий по 25-30 минут).Понимает иноска-зательный смысл слов и выражений.Раздел № 3. Культура общения.Тема № 8. Речевой этикет .5 часов (10 занятий по 25-30 минут).Употребляет пра-вильные формы бла-годарности, компли-мента, просьбы и т.д.Тема № 9. Будем общаться.5 часов (10 занятий по 25-30 минут).Знаком с формами общения спором, рассуждением и т.д.Тема № 10. Вежли-вые люди.4 часа (8 занятий по 25-30 минут).Умеет выслушивать собеседника, уважает права других людей и т.д.Тематический план работы:
Ожидаемые результаты от внедрения в психолого-педагогическую работу МДОУ № 13 развивающей программы «Слово-ключ, которым открывают сердца»:- слушая свою либо чужую речь, ребенок сможет контролировать правильность речи, если возникает необходимость, то и вносить соответствующие изменения и поправки; - ребенок сможет говорить выразительно, в нормальном темпе, пользоваться интонацией; - иметь достаточный лексический запас образных средств речи для своего возраста, уместно использовать различные синтаксические конструкции в собственной речи; - слушать и правильно понимать мысль, выраженную собеседником, формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; - поддерживать и уметь завершить общение; - логично и связно выражать свои мысли; - использовать в собственной речи формулы речевого этикета.
Коррекционная работа по оптимизации речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе способствует:Формированию у детей старшего дошкольного возраста речевой и познавательной активности.Развитию коммуника- тивных способностей у детей старшего дошкольного возраста.Содействует продуктив-ности процесса школьной и социальной адаптации..
Перспективные направления дальнейшей работы над темой педагогического проекта:Дальнейшая разработка авторской программы по оптимизации речевой готовности к обучению в школе «Слово- ключ, которым открывают сердца».Апробация в ходе формирующего эксперимента коррекционно- развивающей программы «Слово- ключ, которым открывают сердца.»
Благодарю за внимание.