«Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
Учитель-дефектологИгнатьева Наталья ГеннадьевнаКвалификационная категория - высшая Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 144 «Солнышко»г.Брянск С сентября 2002 года в нашем детском саду функционирует одна разновозрастная группа компенсирующей направленности VII вида для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Мы работаем по программе коррекционно-развивающего обучения под редакцией С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР».Занятия учителя-дефектолога:Ознакомление с окружающим миром и развитие речиПервоначальная подготовка к обучению грамотеРазвитие элементарных математических представлений Опыт работы по теме: «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста» Актуальность Формирование лексико - грамматического строя речи детей с ЗПР является одной из важнейших программных задач раздела «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», поскольку большинство дошкольников с ЗПР имеют стойкие нарушения лексико-грамматического строя речи. Особенности лексико-грамматического строя речи детей с ЗПР ограниченность словаря неточность употребления словтрудность актуализации словаряпреобладание пассивного словаря над активным недоразвитие словоизменения, словообразованияошибки при грамматическом оформлении слов, словосочетаний, предложенийнеумение последовательно излагать свои мысли аграмматизмы являются одним из основных и самых устойчивых проявлений речевого расстройства. Цель опыта Используя эффективные методики, осуществлять квалифицированную коррекцию лексико - грамматического строя речи детей с ЗПР для успешной подготовки к школе и социальной адаптации в общество. Задачи учителя-дефектолога по коррекции лексико-грамматического строя речи дошкольников с ЗПР : Уточнять значения слов, имеющихся у детей в активном запасеОбогащать словарный запас, посредством накопления новых слов за счет расширения представлений детей об окружающем, а так же развития умения активно пользоваться различными способами словоизменения и словообразования Формировать умение грамматически правильно оформлять речьРазвивать познавательную, речевую активность, целеустремленность;Актуализировать внутренние ресурсы, постепенно включать механизмы самокоррекции. Основные направления работы по формированию лексико-грамматического строя дошкольников с ЗПРработа с детьми;работа с воспитателями;работа с родителями;создание предметно-развивающей среды в группе. Разработаны Перспективный и тематический планы;План индивидуальной работы с детьми;Консультации для воспитателей;Наглядная агитация для родителей. Формы работы Игра Фронтальные занятия Экскурсии Кружковая работа Индивид. работа Праздники Методы и приёмы:ИгровойНаглядный (рассматривание картин ).Практический (игры с мячом, динамические паузы, складывание разрезной картинки, слушание голосов)Словесный (загадывание загадок, беседа, обсуждение, пояснение)Метод контроля и стимулирования в виде одобрения и похвалы. Фронтальные занятия по лексико-грамматическим темам решали задачи:- развитие понимания речи;- практическое усвоение способов словообразования;- усвоение форм словоизменения;- усвоение навыка согласования существительных с прилагательными, числительными в роде, числе, падеже;- употребление категорий притяжательных местоимений;- составление простых предложений и их распространение;- составление сложных предложений.Из-за неустойчивого внимания, сниженной работоспособности, недостаточных речевых навыков, дети медленно усваивали материал, поэтому дефектолог закреплял его на индивидуальных занятиях. Взаимодействие с воспитателями Особенностью коррекционной работы в группе ЗПР является участие воспитателя, который реализует коррекционно-воспитательные задачи в режимные моменты и по заданию дефектолога. Дефектолог формирует первичные речевые навыки у детей, воспитатели и родители закрепляют сформированные речевые навыки.Воспитатель обращает внимание на то, как дети пользуются лексико-грамматическими конструкциями, изученными с дефектологом. В ходе режимных моментов он побуждает детей к оречевлению своих действий и следит за правильностью ответов. Во второй половине дня воспитатель занимается с дошкольниками по заданию дефектолога. Он проводит с детьми игры, упражнения по закреплению лексико-грамматических конструкций. Работа с родителями Анкетирование родителей Проведение родительских собраний Открытые занятия, дни открытых дверей Консультации для родителей, оформление родительских уголков Использование современных педагогических технологий Технология индивидуально - дифференцированного подхода
Информационные компьютерные технологии Игровые технологии - с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. Игра «Кто что любит» Игра «Чего не хватает?» Игра «Рассели животных» Игра «Слово на ладошке» Схемы наглядного моделирования Здоровьесберегающие технологии Пальчиковая гимнастика Массаж Глазодвигательные упражнения Упражнения для релаксации Коррекционно-развивающая среда Образовательная зона Зона по коррекции звукопроизношения Зона методического сопровождения Информативная зона В ходе работы над проблемой разработала и успешно применила на практике:Методические рекомендации по преодолению лексико-грамматических нарушений у детей ЗПР Папки-передвижки для родителей по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по лексическим темамИгры с мячом для развития лексико-грамматического строя речиДидактические игры по лексическим темам ТЕМА: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ».Загадки по теме: Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. ( Лось) Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? ( Волк) Под берёзой иль под ёлкой Бродит кто - то весь в иголках. Берегитесь ночью, мыши! Он всё видит, он всё слышит. ( Ёжик) Просыпается весной, А зимой под снежный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь) Не барашек и не кот,Носит шубу круглый год.Шуба серая для лета,Для зимы - другого цвета.(заяц) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково». Белка - белочка; ёж - …; заяц - ….; волк - …; лиса - …; лось -…; медведь –…Образование притяжательных прилагательных мужского и женского рода, единственного и множественного числа.Игра «Чей, чья, чьи?».У лисы хвост - лисий, лапы - лисьи, морда - лисья. По образцу: у медведя, у волка, у зайца. Формирование навыков словообразования Игра « У кого - кто?». У белки - бельчонок, бельчата. У зайчихи -…... У лосихи -……. У лисы -……. У волчихи -…... У медведицы -…... У ежихи -…...Игра «Собери семью». Папа - медведь, мама - медведица, детеныш – медвежонокПапа - волк, мама - ..., детеныш - ...Папа - еж, мама - ..., детеныш - ...Папа - заяц, мама - ..., детеныш - ...Папа - лис, мама - ..., детеныш - ...Игра «ОН - ОНА» «Если медведь - это ОН, то кто - ОНА?». Медведь - медведИЦА, лось - лосИХА, волк - ........... заяц - ........... лис - ........... ёж-.......... Согласование существительных с прилагательными. Игра « Отгадай кто я?».маленький, колючий - ..........;неуклюжий, косолапый - ..........;злой, зубастый -..........;трусливый, длинноухий - .........;хитрая, рыжая - .........;большой, рогатый ...........(еж, медведь, заяц, лиса, лось)Согласование числительного с существительным.Игра «Посчитай».Один волк, два волка, 3 ..., 4 ..., 5 ...Одна волчица, две волчицы, 3 ..., 4 ..., 5 ...Один волчонок, два волчонка, 3 ..., 4 ..., 5 ... (еж, медведь, заяц, лиса, лось) Упражнение «Скажи наоборот» - учимся подбирать антонимы. Лось большой, а заяц - ...Белка слабая, а волк - ...У волка хвост длинный, а у медведя - ...Лиса - хищное животное, а заяц - ...У лисы хвост длинный, а у зайца ...... .(короткий).У белки хвост длинный, а у ежа ...... .(короткий).Лиса - большая, а заяц- маленький. Волк - ............., а белка- ............Медведь - ......., а ёж - ........... Употребление предлогов : на, под, за, в, между, перед, около, из...... . Заяц прячется …. кустом.Белка сидит …. ветке. Лиса живёт …. норе.Ёж спрятался …. ёлками.Лось стоит …. деревом.Медведь выглядывает …. логова.Волк воет …. ёлкой.Игра «Кто, где живёт?».Лиса живёт в ....... (нора). Белка живёт в ...... (дупло). Медведь живёт в ....... (берлога). Волк живёт в ....... (логово). Использование наглядных моделей при составлении описательных рассказов Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Построение рассказа «Опиши животное по плану». - кто это; - какого цвета; - строение тела; - как называются детёныши; - жилище; - чем питается (хищник, травоядное, всеядное);-как подает голос; -дикое или домашнее. В своей работе использую дидактические игры:«Назови одним словом все предметы»«Четвертый лишний» «Кто как передвигается» «Кто как голос подает» «Скажи наоборот» Игра « Один-много» Игра «Что ты любишь?»Игра "Кому нужны эти вещи". Игра «Чего не стало?» Игра «Чей хвост?», «Чья голова?». Игра «Кто с кем?» Игра «1-2-5» Игра «Назови ласково» Результаты коррекционной работы по развитию речи Итоговая диагностика показала, что уровень развития лексико-грамматических категорий значительно повысился. Проводимая таким образом коррекционная работа, дает свои положительные результаты, что подтверждается данными диагностики. Сентябрь 2014 г. Май 2015 г. Рекомендации для родителей - следить за речью ребенка;- обращать внимание на речь взрослых, окружающих ребенка;- приучать детей правильно употреблять в своей речи слова, словосочетания, предложения;- чаще задавать детям вопросы, побуждая их к речевому общению;- учить дошкольников рассказывать о выполняемых действиях;- рассказывать им о предметах и явлениях окружающего мира;- проводить развивающие игры;- развивать навыки правильного общения. «Пусть твои ладони закроют дрожащую от неуверенности и огорчения руку ребенка.Пусть твои глаза прольют слезу сострадания, видя страдания плачущего ребенка.Пусть твоя душа станет пристанищем для его оскорбленных чувств. Только тогда в тебе откроется тайна воспитания, дар воспитателя, откроется суть» И.Г.Песталоцци. Спасибо за внимание!