Презентация на тему Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования


Развитие связной речи дошкольниковметодом наглядногомоделирования МАДОУ № 26 «Буратино» К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информацииМнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация Тип проекта – развивающийХарактер контактов - внутри ДОУ, в контакте с семьёй.Участники – дети старшего возрастаВид проекта– долгосрочный ( 2 года) Суть проекта–повысить уровень развития связной речи у детей старшего - подготовительного дошкольного возраста путем использования на занятиях метода наглядного моделирования. Формы работы - игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями Определение проблемы Несформированность связной речи и лексико-грамматических средств языкаРебенок не умеет свободно выражать свои мысли речевыми средствами,не использует при этом различные типы предложений, не соблюдает логику передаваемой информации,затрудняется в заучивании стихотворений. Актуальность проблемыребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Поиск форм реализации проектаУспешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все это и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи Предполагаемый результат. Использование наглядных моделей и схем в работе по развитию связной речи у детей , действительно эффективно и заметно облегчает составление описательных рассказов, делает их четкими, связными и последовательным. Способствует формированию лексико-грамматических средств языка и правильного произношения Этапы реализации проекта1. Подготовительный этап – предварительная работа по двум линиям:а) интеллектуальное развитие, и, прежде всего развитие мышления;б) речевое развитие: развитие понимания речи, обогащение лексики.2. Основной этап – овладение диалогической речью при частичном слиянии обоих процессов: развития мышления и речи.3. Заключительный этап – формирование монологической речи: обучение рассказыванию при максимально возможном совпадении процессов мышления и речи на занятиях по обучению рассказыванию Реализация проекта- выявить и проанализировать уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста- разработать серию занятий с использованием методики обучения составлению описательных рассказов и пересказа при помощи моделей и схем Пересказ Составление рассказов по серии сюжетных картин В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: Элементы схем, моделей - предметные картинки - силуэтные изображения - геометрические фигуры - планы и условныеобозначенияконтрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “Логико-малыш В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.). Дидактические игрыДидактическая игра «Волшебные карточки» ( Венгер Л.А.) средний возрастЦель: назвать на «волшебных карточках» игрушки, развивать воображение, мышление.Дидактическая игра «Что это такое?» средний возрастЦель: определять и называть предмет при помощи цветовой модели, развивать воображение, мышление.{ED083AE6-46FA-4A59-8FB0-9F97EB10719F} Дидактическая игра «Закончи предложение»Цель: подбирать по смыслу предмет- модель, развивать мышление, воображение.Днем светит …..Ночью светит…..В лесу много…Дидактическая игра «Кто спрятался?»Цель: подбирать по смыслу мнемотехническую дорожку, используя предметно- схематические и цветовые модели, развивать мышление, воображение.Вопросы: где спрятался кот, петух, лиса. ТЕРЕмок(Мнемомодель сказки)












Заучивание стихотворенияПТИЧКАПтичка над моим окошкомГнездышко для деток вьет,То соломку тащит в ножках,То пушок в носу несет.Птичка домик сделать хочет.Солнышко взойдет, зайдет,Целый день она хлопочет,Но и целый день поет. 1. Рассматривание мнемотаблицы2. Подробное объяснение педагогом каждого пункта.3. Отгадывание загадки детьми. Загадка. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ёж)Загадки{35758FB7-9AC5-4552-8A53-C91805E547FA} ОПОРНЫЕ СХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ Символы описания выкладываются в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦАЛиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.Сравнительное описание На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины. Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов: выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины; определение взаимосвязи между ними; объединение фрагментов в единый сюжет. Составление сюжетного рассказа с помощью приема фрагментарного рассказывания- контрастной рамки



Использованная литератураТ.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» Т.В.Большева«Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники» Белоусова Л.Е«Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники».Журнал«Детский сад. Все для воспитателя»2012 г.