Педагогический проект Развитие логического мышления детей 5-6 лет посредством логико-математических игр


Педагогический проект«Развитие логического мышления детей 5-6 лет посредством логико-математических игр»Автор: ЮТКИНА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА,воспитатель старшей дошкольной группы ТОГОУ «Центр «Приют надежды» г. Моршанск.
ЦИТАТА:“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.” В.А. Сухомлинский  .
Адресная группа:Дети 5-6 лет старшей дошкольной группы в количестве 5 человек ТОГОУ «Центр «Приют надежды» г. Моршанск.
ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ В современной методической системе обучения наметился перенос акцентов с увеличения объема информации, предназначенной для усвоения детьми, на формирование у них общелогических мыслительных умений, так как интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. В этой связи перед воспитателями стоит задача научить детей анализировать, сравнивать, обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами и явлениями не только действительного, но и абстрактного мира. Ничто так как математика не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми, в свою очередь, занимается математическая логика. Всему этому можно научиться при помощи специальных дидактических игр и упражнений. Есть люди, которые способны развивать логическое мышление не соприкасаясь с математическими играми, однако они, логико-математические игры, делают это более эффективно и непринужденно. Учитывая все выше изложенное, мы с педагогами Центра пришли к выводу о необходимости формирования у дошкольников логического мышления посредством логико-математических игр.
АВТОРЫ МЕТОДИК:Алябьева Е.А.Бернштейн Н.А;Венгер Л.А, Колесникова Е.В..Михайлова З.А., Немов Р.С; Никитин Б.И.Столяр А.А,Тихомирова Л.Ф.
ПРОТИВОРЕЧИЯ:между социальным заказом общества по формированию у ребенка дошкольного возраста интеллектуальных способностей И недостаточным обеспечением группы необходимым дидактическим материалом по данной теме;между программными требованиями учреждения И низким интересом дошкольников Центра к учебной деятельности;между необходимостью развития у детей умений анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать информацию И недостаточным объемом знаний детей данного возраста.
ГИПОТЕЗА:Если педагогом систематически будут использоваться логико-математические игры и упражнения, то у детей повысится интерес к учебной деятельности и разовьются умения анализировать, сравнивать, абстрагировать и обобщать информацию.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:Активизация мыслительной деятельности детей посредством логико-математических игр. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:Создать развивающую среду для развития логико-математического мышления дошкольников 5-6 лет.Повысить интерес детей к учебной деятельности посредством логико-математических игр.Увеличить объем знаний детей по теме проекта. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫКогда, в каком возрасте начинает развиваться логическое мышление? Что такое логико-математическая игра?Какими бывают математические (логические) игры? Чем полезны логико-математические игры?Что развивают данные игры? ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:Владение детьми элементарными логическими приёмами умственных действий: сравнением, обобщением, анализом, классификацией, систематизацией. Умение выдвигать гипотезы, делать простые умозаключения, отстаивать свою точку зрения.Активизация умственных процессов детей.Развитое начальное логическое мышление.Интеллектуальная гибкость детей, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон.Умения дошкольников выявлять и абстрагировать свойства предметов. Чувство взаимопомощи при решении поставленных задач. Механизм выполнения проекта заключается в развитии логического мышления детей через применение в образовательном процессе логико-математических игр. АННОТАЦИЯ К ПРОЕКТУ: Педагогический проект краткосрочный (3 месяца), рассчитан на детей 5-6 лет старшей дошкольной группы Центра. По характеру контактов является открытым: к работе над проектом привлекаются воспитатели Центра, психолог, педагог ДО, старший воспитатель. Тип проекта – доминантный. Защита проекта проводится после его реализации. ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:Аналитико-диагностический этап.Планово-прогностический этап.Организационно-исполнительский этап.Заключительный этап. I. АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП:Постановка проблемы.Диагностика детей.Выдвижение гипотезы. II. ПЛАНОВО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП:Привлечение воспитателей, психолога, учителя-логопеда, старшего воспитателя к работе над проектом.Обсуждение оформления результатов проекта. III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ЭТАП:1.Использование в педагогическом процессе логико-математических игр и упражнений:словесных,с цифрами,с наглядным материалом,с блоками,с кубиками,с разрезными геометрическими фигурами,лабиринты и др.2. Консультации для педагогов:«Создание условий в группе для развития логического мышления детей»- «Логическое мышление. Принципы его формирования»«Подборка дидактических игр с логической направленностью»«Использование игровых приемов для развития логики детей» IY. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:1. Подготовка к презентации результатов педагогического проекта.2. Выставка логико-математических игр «Умные игры для умных малышей».3. Составление рабочей тетради «Учись думать».4. Освещение результатов педагогического проекта в сети Интернет. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}РИСКИСПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ1.Недостаточное обеспечение группы необходимым методическим и дидактическим материалом по теме проекта.2. Отсутствие у детей интереса к дидактическим играм.3. Неуверенность детей в своих силах, и как следствие, боязнь выполнить задание неправильно.Подбор методической литературы, изготовление и приобретение дидактических игр по данной теме.Заинтересовать ребенка своим примером или примером других детей.Поддержка ребенка, повышение его самооценки, поощрение его малейших успехов. МОНИТОРИНГПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Начало проекта:Конец проекта: ВЫВОД: Применение в образовательном процессе логико- математических игр и упражнений позволило мне:Создать условия для развития логико-математического мышления дошкольников 5-6 лет.Повысить интерес детей к учебной деятельности посредством логико-математических игр.Увеличить объем знаний детей по теме проекта.Вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс.Использовать лучший опыт по развитию логического мышления.Вовлечь педагогов Центра в совместную деятельность по теме проекта. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРОЕКТА:Размещение материалов педпроекта на сайте Цента.Разработка методических рекомендаций для педагогов Центра и ДОУ города.Участие в семинарах.Проведение мастер-класса для молодых педагогов. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ: Жукова О.С. Серия книг «Клуб веселых дошколят», Москва, 2008г.Колесникова Е.В.. Комплект рабочих тетрадей и методических пособий по обучению детей математике. Москва, 2010Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». Москва, 1990 Петерсон Л.Г., Н.П.Холина. Учебно-методический комплект «Раз -ступенька, два – ступенька…», Москва, 2005г.Стародубцева И.В., Т.П. Завьялова «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников», Москва, 2008Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников.». Ярославль, 1997г.Щербакова Е.И.. Теория и методика математического развития дошкольников. Воронеж, 2005 Схема взаимодействия педагога с социумом (внутренние связи):ВоспитательЮТКИНА О.М.Старший воспитательВоспитатели ЦентраПедагог ДОПсихолог
style.rotationppt_wppt_y
style.rotation ПРИЛОЖЕНИЕ:
style.rotationppt_wppt_y Выставка дидактических игр «УМНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ УМНЫХ МАЛЫШЕЙ»:
style.rotationppt_wppt_y