Презентация по литературе «Особенности стиля повести А.М.Горького «Детство»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №63 с углубленным изучением отдельных предметов».Тема реферата:«Особенности стиля повести Алексея Максимовича Горького «Детство».Выполнила: Ученица 7 «А» класса Савельева Екатерина АлександровнаРуководитель: Бубнова Ольга Ивановна.Нижний Новгород 2014 год «Ну-ка, что ты за человек?И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что нового можешь мне сказать о том, как надо смотреть на нашу жизнь?». Л.Н.Толстой «Гениальность писателя-творца заключена в умении отобрать из богатейшего нашего словаря самые, точные,самые сильные и ясные слова». М.Горький Цель реферата – на основе лингвистического анализа выявить своеобразие стиля повести М. Горького «Детство». Своеобразие горьковского повествования.Для повести «Детство» характерно переплетение увиденного, прочувствованного Алёшей с собственно авторскими размышлениями о прошлом:«Она (жизнь) вспоминается мне, как суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением. Теперь, оживляя прошлое…». «Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом?». «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми». Языковые средства в создании портрета бабушки Акулины Ивановны. Антитеза «Вся она- тёмная, но светиласьизнутри… неугасимым, весёлым и солнечным светом». Инверсия. «Говорила она, слова укреплялись в памяти моей». Сравнения из мира природы.«Двигалась легко и ловко, точнобольшая кошка », сравнение слов бабушки с «цветами», «зрачков» с «вишнями». Метафора.«Плыла по полу бесшумно», «её сорвало с места, закружило вихрем», «большое тело колеблется решительно, ноги щупают дорогу осторожно», «лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой». Эпитеты.«Ласковые цветы»- «ласковый зверь» Антитеза.«спрятанный в темноте» – «вывела на свет»Вывод. Писателю не так важны конкретные детали, как отношение к ним рассказчика и других персонажей. Особенность речи Акулины Ивановны.Напевность «Говорила она, как-то особенно выпевая слова…». Сила влияния бабушки на Алёшу раскрывается в сравнении «точно вливая в сердце мое силу», метафорических образах: «насытив крепкой силой». Характер речи бабушки меняется:она «охотно и понятно, как всегда…объяснила»(Алёше о Цыганке);«она говорила, посмеиваясь отчужденно, как-то издали…» (о разделе имущества);решительно и смело звучат короткие реплики: «Евгенья, снимай иконы! Наталья, одевай ребят!»Вывод:М. Горький смотрит на героев « именно как на живых людей». « И взрослые, и дети – все не понравилось мне»;« началась и потекла…невыразимо странная жизнь»;« всё было страшно интересно»;« всё это тоже как сказка, любопытная, но неприятная, пугающая»;« было приятно отбиваться одному против многих».Вывод: Алёша Пешкова на глазах читателя открывает мир, и многое ему кажется необычным, интересным и странным. Лексика, передающая особенности детской психологии героя. Пейзаж как средство раскрытия внутреннего мира героев. Чувство красоты мира у бабушки Акулины Ивановны. Гляди – звезда упала! Это чья-нибудь душенька чистая истосковалась,», «мать- землю вспомнила!» «Ох, ты небо- небушко, риза Богова»; у Алёши:«Ночь идёт, и с нею льётся в грудь нечто сильное, освежающее, как добрая ласка матери»,«тишина мягко гладит сердце теплой, мохнатой рукой».Вывод: Анализ пейзажей позволяет увидеть благотворное влияние природы на тонко чувствующего её человека. «Подлинное словесное искусство всегда очень просто, картинно и почти физически ощутимо». А.М. Горький. Спасибо за внимание!