Презентация по литературе «Особенности стиля повести А.М.Горького «Детство» 
Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение«Средняя общеобразовательная школа №63 с углубленным изучением отдельных предметов».Тема реферата:«Особенности  стиля  повести Алексея Максимовича Горького «Детство».Выполнила: Ученица 7 «А» класса Савельева Екатерина АлександровнаРуководитель:  Бубнова Ольга Ивановна.Нижний  Новгород       2014 год
«Ну-ка, что ты за человек?И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что нового можешь мне сказать о том, как надо смотреть на нашу жизнь?».                                Л.Н.Толстой
 «Гениальность писателя-творца заключена в умении отобрать из богатейшего нашего словаря самые, точные,самые сильные и ясные слова».                             М.Горький
Цель реферата – на основе лингвистического анализа выявить своеобразие стиля повести М. Горького «Детство».
Своеобразие горьковского повествования.Для повести «Детство» характерно переплетение увиденного, прочувствованного Алёшей  с собственно авторскими размышлениями о прошлом:«Она (жизнь) вспоминается мне, как  суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением. Теперь, оживляя прошлое…». «Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом?». 
«Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной  вражды всех со всеми». 
Языковые средства в создании портрета бабушки Акулины Ивановны.          Антитеза «Вся она- тёмная, но светиласьизнутри… неугасимым, весёлым и солнечным светом».           Инверсия.     «Говорила она, слова      укреплялись в памяти моей».               Сравнения из мира природы.«Двигалась легко и ловко, точнобольшая кошка », сравнение слов бабушки с «цветами», «зрачков» с «вишнями».
                     Метафора.«Плыла по полу бесшумно», «её сорвало с места, закружило вихрем», «большое тело колеблется решительно, ноги щупают дорогу осторожно», «лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой».                     Эпитеты.«Ласковые цветы»- «ласковый зверь»                        Антитеза.«спрятанный в темноте» – «вывела на свет»Вывод.  Писателю не так важны конкретные детали, как отношение к ним рассказчика и других персонажей.
Особенность речи Акулины Ивановны.Напевность «Говорила она, как-то особенно       выпевая слова…».           Сила влияния бабушки на Алёшу раскрывается в сравнении «точно вливая в сердце мое силу», метафорических образах: «насытив крепкой силой».
 Характер речи бабушки меняется:она «охотно  и понятно, как всегда…объяснила»(Алёше о Цыганке);«она говорила, посмеиваясь отчужденно, как-то издали…»  (о разделе имущества);решительно и смело звучат короткие реплики: «Евгенья, снимай иконы! Наталья, одевай ребят!»Вывод:М. Горький  смотрит на героев « именно как на живых людей».
« И взрослые, и дети – все не понравилось мне»;« началась и потекла…невыразимо странная жизнь»;« всё было страшно интересно»;« всё это тоже как сказка, любопытная, но неприятная, пугающая»;« было приятно отбиваться одному против многих».Вывод: Алёша Пешкова на глазах читателя открывает мир, и многое ему кажется необычным, интересным и странным.  Лексика, передающая     особенности детской  психологии  героя.
Пейзаж как средство раскрытия внутреннего мира героев.
Чувство красоты мира           у бабушки Акулины Ивановны.                       Гляди – звезда упала! Это чья-нибудь                         душенька чистая истосковалась,»,                  «мать- землю вспомнила!»                        «Ох, ты небо- небушко, риза Богова»;       у Алёши:«Ночь идёт, и с нею льётся в грудь нечто сильное, освежающее, как добрая ласка матери»,«тишина мягко гладит сердце теплой, мохнатой рукой».Вывод:  Анализ пейзажей позволяет увидеть благотворное влияние природы на тонко чувствующего её человека.
«Подлинное словесное искусство всегда очень просто, картинно и почти физически ощутимо». А.М. Горький.
Спасибо  за внимание!