Ссылка А.С.Пушкина в селе Михайловском (1824-1826 г.)


Ссылка А.С.Пушкина в селе Михайловском (1824-1826 г.)
Ссылка в село Михайловское, находившееся в дали от городов, затерянное в глуши сосновых лесов, была для Пушкина тяжелым испытанием. После шумной, многолюдной Одессы, где он имел возможность общаться с друзьями, ему было трудно переносить одиночество. Это было почти тюремное заключение: ему не разрешалось никуда выезжать, за ним был установлен полицейский надзор. Лишь творческая работа помогла поэту пережить ссылку и сохранить твердость духа и веру в лучшее. «Поэзия спасла меня, я воскрес душой», - написал он впоследствии.
Пушкин провел в Михайловском почти два года замкнутой, уединенной жизни, наполненной чтением и творчеством. Он ближе познакомился с народной жизнью, местными традициями и обычаями, устным творчеством. Самым близким и преданным другом Пушкина в период ссылки была его няня Арина Родионовна. Ей он обязан и знакомством с народной поэзией, с русской народной речью.

Именно в Михайловском гений поэта достигает своей зрелости. « Я могу творить», - признается он. Им завершена поэма «Цыганы», написано несколько глав романа « Евгений Онегин», трагедия « Борис Годунов», поэма « Граф Нулин», десятки стихотворений и среди них – « Я помню чудное мгновенье…», « Вакхическая песня», « 19 октября 1825г.», воспевающие любовь, дружбу, разум, творческое вдохновение и свободу.

Романтическая на первый взгляд поэма «Цыганы» развенчивает героя – индивидуалиста. Впервые в поэзии Пушкина появляется мысль о том, что общество имеет свои законы, которым каждый отдельный человек должен подчиняться.
Познанию законов жизни общества посвящена трагедия « Борис Годунов» (1825) – одно из самых замечательных произведений Пушкина. Важен выбор времени действия трагедии – конец 16 века – начало 17 века; начало Смутного времени, когда возникла угроза самому существованию русского государства и особенно ярко проявились силы, влияющие на жизнь и историю страны. Сам поэт так определил тему трагедии: « Человек и народ». И в ней утверждается мысль о том, что судьба каждого человека, будь то простой смертный или царь, связанна с судьбой народа.
Пушкин создает психологически сложный образ царя Бориса. Это человек определенной исторической эпохи, « человек высокого державного духа», умный и волевой, не лишенный, однако, пороков и слабостей. С образами царя Бориса и самозванца связана основная проблема трагедии – взаимоотношение народа и царской власти.
style.rotation Народ – главное действующее лицо трагедии. Он – основа государства и сила способная разрушить «высшую власть». Поэт осознает трагедию народа его силу и слабость: темной и разобщенный, он не может решить свою судьбу и судьбу государства самостоятельно, без участия бояр. Поэтому результат народного бунта всегда горек: на смену одному тирану приходит другой.
В трагедии «Борис Годунов» Пушкин достиг исторической достоверности, объективности и правдивости в изображении характеров действующих лиц и исторических событий ( они не идеализированы и не осовременины). Это произведение новаторское, свободное от устаревших правил классицизма – в нем Пушкин стремится «воскресить минувший век во всей его истине», воплощая в своем произведении новые художественные принципы изображения действительности: «правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах», « язык, соответствующий характеру героя»
В Михайловском Пушкин узнал о подавлении восстания декабристов, в котором участвовали многие его друзья, члены тайных революционных обществ. Жестокая расправа царского правительства над участниками восстания потрясла поэта: пять человек, в том числе Пестель и поэт Рылеев, с которыми Пушкин был близок, были повешены, а 120 человек сосланы на каторгу в Сибирь. Среди них были его самые близкие лицейские друзья – Пущин и Кюхельбекер.
ppt_yppt_yppt_y Поражение декабристов Пушкин пережил как личную трагедию. Несколько месяцев ожидал он решение царя о своей судьбе. В бумагах почти каждого арестованного декабриста находили его стихотворение, поэтому для его ареста были все основания. Но в ходе следствия никаких данных против поэта собрать не удалось. И Николай 1, зная о большом влиянии поэзии Пушкина на образованную часть общества, решил освободить его из ссылки и этим привлечь на свою сторону. Однако свобода полученная от царя лично, была обманом. За Пушкиным был установлен тайный надзор полиции. На почте просматривались его письма. Цензура запрещала печатать трагедию « Борис Годунов».