Презентация по теме самообразования: Коррекция и развитие речевой деятельности учащихся на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида


Коррекция и развитие речевой деятельности учащихся на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Краснова Ольга ВладимировнаУчитель математикиВ данной должности первый годОбщий стаж: 3 годаОбразование : высшее, специальность: «Олигофренопедагогика, логопедия». Цель : изучение особенностей развития речи учащихся с ОВЗ на уроках математики.Задачи : изучить специальную литературу и подобрать рекомендации по развитию речи учащихся с ОВЗ на уроках математики. Математика в системе специального обучения обладает мощным коррекционно-развивающим потенциалом всех высших психических функций, в том числе и речи. Развитие речи должно осуществляться на всех уроках, в том числе и на уроках математики. Зависит отряда условий, необходимо: 1. Расширение представлений об изучаемых предметах; 2. Повышение речевой мотивации учащихся на уроках математики; 3. Одновременное развитие всех сторон устной речи; 4. Организация связного высказывания. Направления работы по коррекции и развитию речи на уроках математики 1.Словарно-орфографическая работа: Уточнение и обогащение словаря, работа с математической терминологией; Работа над правильным написанием и произношением математических терминов (запиши слова, вставь пропущенные буквы «нум…рация, сл…жение», исправь ошибку «дилитель, сума»); Упражнения на составление правильных связных высказываний, задания на применение терминов: - определи:  верно или неверно данное высказывание; - прочитай выражение используя математические термины; - прочитай выражение разными способами. 2. Работа с задачами: Уточнение словаря в задачах; Анализ содержания задачи; Умение формулировать вопросы и ответы;Умение объяснять ход решения задачи;Умение составлять план решения задачи;Умение составлять задачу по краткой записи, картине, таблице, схеме. 3. Развитие связной речи у учащихся, работа над фразовой речью: Ответы на вопросы  учителя,комментирование  выполняемых действий.Например, план ответа «Характеристика целого числа» : 1.  Прочитай число. 2.  Это число (чётное, нечётное). 3.  Это число 1, 2, 3 - значное. 4.  В этом числе: единиц… десятков… сотен… 4. Речевая модель ответа: По опорной таблице даётся модель ответа, затем ученик самостоятельно пробует дать ответ на поставленный вопрос. Например: алгоритм нахождения неизвестного слагаемого:Х + 27 = 51 Чтобы найти неизвестное слагаемое нужно:Х = 51 - 27 Х = 2424 + 27 = 51 5. Развитие словесно- логического мышления: Установление логических связей и их объяснение (например, соотношения в задачах: «увеличить на», «уменьшить на», «увеличить в несколько раз», «уменьшить в несколько раз»), вычисление цены, количества, стоимости, умение работать с тестами. 6. Письменная речь: Умение  записывать дату, тему урока; Умение списывать с доски; Умение записывать вопросы, пояснения, ответ к  решению задачи; Умение писать математические термины; Умение работать с тестами. Методические рекомендации в помощь педагогам: Требовать от учащихся полных, распространённых ответов.При выявлении затруднений у учащихся, разработать меры индивидуальной коррекции.Однотипному  материалу  на уроке придавать занимательную форму.Использовать дидактические игры, созданные специально в обучающих целях. Проводить обобщающие уроки, для систематизации и углубления знаний по предмету.Не подавлять речевую активность учеников, а наоборот, активизировать речь, поддерживать и тактично исправлять неточности.Речь педагога должна быть чёткой, ясной, литературно грамотной. Развивая математическую речь учащихся, мы развиваем мышление ребёнка с ОВЗ, обогащаем его словарь, осуществляем коррекцию недостатков. Спасибо за внимание!!!